Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 25 Ноября 24, 11:13
Главная страница » 2016»Декабрь»21 » Сюита-фантазия "ПИКОВАЯ ДАМА". Чайковский в исполнении "Вивальди-Оркестра", дир. Светлана Безродная, переложение оперы - О. Полымский
Сюита-фантазия "ПИКОВАЯ ДАМА". Чайковский в исполнении "Вивальди-Оркестра", дир. Светлана Безродная, переложение оперы - О. Полымский
Вашему вниманию предлагается сюита-фантазия "Пиковая дама" (правильнее, как считает С. Безродная,
было бы определить жанр как "музыкальная повесть" или "новелла"),
составленная и инструментованная О. Полымским под редакцией Светланы
Безродной. По существу здесь переложены на
оркестровый язык практически все вокальные эпизоды оперы (и не только).
mp3-320 | 15 номеров | mail | прослушивание онлайн
Родилась в Подмосковье, в кремлевском санатории
Барвиха. Мать – Шепшелевич-Лобовска Ирина Михайловна. Отец – Левин
Борис Соломонович. Супруг – Черный Ростислав Борисович, журналист-международник,
проработал 30 лет в газете «Советская культура» – «Культура», где
долгие годы возглавлял иностранный отдел; ныне продюсер «Вивальди-оркестра».
Сын – Безродный Сергей Игоревич, пианист, солист двух оркестров
под руководством Владимира Спивакова – симфонического Национального
филармонического и «Виртуозы Москвы».
Отец Светланы Безродной – Борис Соломонович Левин – был человеком
удивительной чистоты. Он родился в Латвии и происходил из бедной
семьи. Окончил медицинский факультет Ростовского университета и
параллельно консерваторию по классу скрипки. Играл замечательно,
но стал врачом. После переезда в Москву работал в знаменитом Институте
питания имени М.Н. Певзнера, занимался диетологией. Безусловный
талант Бориса Левина оценили по достоинству: он стал главным врачом
санатория в Барвихе. Но репрессий, как и многим другим, избежать
не удалось: его арестовали и сослали в Тайшет. Только после смерти
Сталина и расстрела Берии Бориса Соломоновича вернули в Москву.
Мама, Ирина Михайловна, происходившая из семьи польских потомственных
фабрикантов, проживая в Ленинграде, оказалась человеком спартанского
склада – она быстро привыкла к новым условиям и впоследствии даже
занималась общественной деятельностью. Ее отец приехал в Россию
из Кракова еще до революции, остался жить в Харькове. Во время Великой
Отечественной войны в годы оккупации его семья была расстреляна.
Были предъявлены обвинения в связи с партизанами. Через десятилетия
Светлана Борисовна нашла страницу, посвященную деду, в книге об
освобождении города, а Бумажный переулок, где жила семья, впоследствии
был назван его именем.
До встречи с супругом Ирина Михайловна училась в консерватории –
у нее было прекрасное драматическое меццо-сопрано, она очень любила
украинские песни, пела партию Лизы в «Пиковой даме». В 1943 году,
когда советские войска освободили Харьков, она получила известие
о гибели родственников и в результате сильнейшего стресса потеряла
голос. Совершенно случайно Ирина Михайловна в поезде познакомилась
с Борисом Соломоновичем и переехала в Москву.
Светлана была поздним ребенком. Ее детство прошло в Барвихе. Специфика
работы отца наложила определенный отпечаток на ее духовное становление.
Девочка росла в уединении, была неразговорчивой, и эта отстраненность
от сверстников во многом определила ее характер и дальнейшую судьбу.
Когда Безродная поступила учиться в Центральную музыкальную школу,
она переехала в Москву, а в Барвиху выезжала только на выходные.
Ее педагогами в музыкальной школе стали будущий супруг, выдающийся
скрипач Игорь Семенович Безродный, а также профессор Абрам Ильич
Ямпольский. Класс фортепиано Светлана прошла у замечательного педагога
Ольги Александровны Голубевой, поэтому ее уровень владения инструментом
приравнивался к знаниям тех выпускников, которые оканчивали школу
по этой специальности.
Владея двумя инструментами, Светлана поступила в Московскую консерваторию.
Ей посчастливилось учиться в классах выдающихся педагогов-профессоров
– А. Ямпольского и Д. Цыганова. Большое влияние на ее творчество
оказал Дмитрий Михайлович Цыганов, исполнявший партии первой скрипки
в квартете имени Бетховена, а партии второй скрипки там же играл
Василий Петрович Ширинский, у которого Светлана занималась в квартетном
классе. Эти фантастически талантливые люди достойно продолжали и
развивали лучшие традиции русской скрипичной школы.
Уже со студенческих лет Безродная входила в состав первого в стране
женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева.
После окончании консерватории она много концертирует (не имея лауреатского
звания), поступает солисткой в «Росконцерт».
Светлана рано вышла замуж, у них с Игорем Семеновичем Безродным
родился сын Сергей. Случилось так, что его без подготовки приняли
учиться в ту же музыкальную школу, которую окончила сама Безродная.
Сережа начал учиться у легендарного педагога Анаиды Сумбатян и обнаружил
фантастические способности: очень рано стал концертирующим музыкантом,
играл технически сложные сочинения композиторов разных эпох и направлений.
Через какое-то время Светлана Борисовна полностью изменила свою
жизнь, в которой появился другой талантливый человек – Владимир
Спиваков, с ним Сергей Безродный работает с 9-го класса школы до
настоящего времени. В 1979 году сформировался знаменитый оркестр
«Виртуозы Москвы», в котором Сергей Безродный выступает как пианист
и клавесинист, помимо этого он работает в Симфоническом оркестре
Владимира Спивакова. Кроме того, он постоянный партнер Спивакова
как пианист-ансамблист. Вместе они записали множество дисков.
После короткого периода концертирования Светлана
Борисовна решила заняться преподаванием. Годы работы в Центральной
музыкальной школе оказались плодотворными для Безродной-педагога:
она создала авторскую систему игры на скрипке, благодаря которой
многие из учеников ее класса стали победителями целого ряда международных
конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени
Паганини. В стенах ЦМШ С.Б. Безродная образовала ансамбль скрипачей
своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.
В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену: она создала уникальный
коллектив – «Вивальди-оркестр», который отличается индивидуальным,
непревзойденным почерком. Она много читала об удивительном оркестре
Антонио Вивальди в монастыре Сан-Пиета в Венеции. Там находился
женский монастырь – приют для сирот и девушек из богатых семей.
Еще Жан Жак Руссо, современник и близкий друг Вивальди, во время
посещения этого прекрасного и загадочного города захотел лично услышать
этот неповторимый оркестр. Руссо вошел в церковь и увидел потрясающее
зрелище – девушек с венками на головах в длинных белых одеяниях…
У Светланы Безродной хранится гравюра неизвестного художника, на
которой изображен этот оркестр. В основе названия «Вивальди-оркестра»
лежит композиционная формула оркестра самого Вивальди.
Светлане Борисовне не составило труда создать свой коллектив, так
как вместе с В. Спиваковым она прошла путь становления оркестра
«Виртуозы Москвы», своими руками клеила ноты, которые составили
библиотеку музыкантов. Единственная трудность состояла в том, что
новый коллектив должен был целиком состоять из женщин, а традиционно
в консерваториях основу оркестра всегда составляли мужчины.
Но Светлана Безродная совершила неслыханную вещь – на фоне существующих
«Виртуозов Москвы» В. Спивакова и «Солистов Москвы» Ю. Башмета создала
новый оркестр, начав собирать девушек – выпускниц консерватории,
которые еще не имели опыта работы. С 9 по 20 февраля 1989 года Светлана
Борисовна собрала первый состав, а уже 5 мая 1989 года в День печати
оркестр впервые вышел на сцену Колонного зала Дома союзов.
«Вивальди-оркестр» – явление уникальное. Ни в одной другой части
света нет ничего подобного. Уже через 5 лет после создания оркестр
получил звание «академический». Едва ли не самый важный принцип
работы лидера – это система индивидуальных занятий с оркестрантами,
разработанная С. Безродной еще в Центральной музыкальной школе,
благодаря которой каждый музыкант коллектива находится на высоком
профессиональном уровне.
Разнообразные программы, отсутствующие в репертуарах других коллективов,
позволили Светлане Безродной и ее оркестру занять особую нишу в
музыкальной отечественной и мировой культуре. Начав с таких сложных
полотен, как «Времена года» Вивальди, "Струнная серенада” Чайковского,
«Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (последнее произведение
сыграно впервые в 1995 г. в особой версии), коллектив приступает
к освоению редко исполняемых шедевров мирового музыкального наследия
(незнакомые сочинения Вивальди – псалмы, кантаты), а затем избирает
одним из своих творческих векторов переложения для струнного оркестра
(порой с добавлением духовых и ударных инструментов) оперной и балетной
классики.
Увенчавшийся успехом очередной поиск С. Безродной позволил именно
«Вивальди-оркестру» впервые в мире в наше время исполнить авторскую
транскрипцию оперы Моцарта «Волшебная флейта». Публика услышала
переложение этого произведения для струнных инструментов, где каждая
сцена сопровождается афоризмами композитора – словами из арий, которые
выбрал сам Моцарт. Во время каждого выхода на сцену в оркестре Безродной
рождается театр. На гастролях в Вене произошла феноменальная вещь
– сдержанные австрийцы, пораженные новой трактовкой и удивительным
исполнением Моцарта, уже в середине исполнения разразились аплодисментами…
«Дон Жуан» Моцарта – это опять-таки найденная С. Безродной версия
оперы в переложении для струнных инструментов, созданная его учеником
Й. Кюффнером.
По идее Светланы Безродной специально для «Вивальди-оркестра» созданы
версии «Травиаты» Дж. Верди и «Пиковой дамы» П. Чайковского, которая
представлена в Москве, Барселоне и Хельсинки с использованием струнных,
ударных инструментов и колоколов. Затем последовали транскрипции
балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского
и «Дон Жуан» К. Глюка. И все это помимо бесчисленного количества
произведений, написанных для камерного оркестра. Новые программы
также отмечены печатью напряженных творческих исканий Безродной,
стремящейся сделать каждый свой концерт созвездием премьер. «Лебединое
озеро» П. Чайковского представлено Светланой Безродной совершенно
в новом ключе – она использовала первоначальную трагическую версию
финала балета, как и задумал великий композитор.
Одним из результатов постоянного художественного поиска лидера «Вивальди-оркестра»
стало участие коллектива в многочисленных музыкальных фестивалях
и специальных концертных программах, представляющих собой синтез
классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра.
Достаточно вспомнить фестивали в честь Владимира Васильева, Игоря
Моисеева, программу, посвященную 50-летию Победы (за нее оркестр
удостоен Благодарности Президента РФ), спектакли на сцене концертного
зала «Россия» – «Вивальди-танго, или Игра "ва банк”, «Огни большого
города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», которые стали настоящими
прорывами.
С. Безродная вместе с оркестром постоянно выступает в самых престижных
залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много
гастролирует за рубежом – оркестр побывал в США, ФРГ, Италии, Словакии,
Финляндии, Южной Корее, Тайване, Гонконге, Таиланде, Турции, выступает
в самых престижных залах, таких, как Карнеги-холл или Линкольн-центр
в Нью-Йорке, Венская опера или знаменитый Центр музыки в Гонконге.
Он неизменно получает восторженные отзывы прессы в самых популярных
изданиях. За 15 лет работы оркестр дал около 2000 концертов. Партнерами
Светланы Безродной стали такие прославленные музыканты, как В. Третьяков,
Ю. Башмет, В. Фейгин, Н. Петров, И. Ойстрах, М. Яшвили, Ю. Милкис.
Одним из новых направлений в деятельности Светланы Борисовны стало
освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую
именуемого «легкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1950-х
годов ведущих зарубежных и отечественных танцевальных оркестров.
Здесь главная заслуга Безродной состоит в том, что музыка тех далеких
лет исполняется аутентично, «Вивальди-оркестр» воспроизводит до
мельчайших нюансов манеру прославленных мировых коллективов.
В связи с этим родилась уникальная программа русского танго 1930–1940-х
годов. На основе этого материала Владимир Молчанов создал фильм
«Брызги шампанского». Эта тема близка каждому культурному человеку,
который должен знать свою историю и не забывать выдающихся людей,
внесших свой вклад в развитие искусства. Возрождение танго, русского
романса – это и возрождение удивительного времени, показавшего разнообразие
невероятного пласта культуры, которая развивалась благодаря творчеству
Глинки. Во время концертов в зале филармонии люди танцуют с большим
энтузиазмом, кроме струнного состава звучат аккордеон, ударные,
рояль... Оркестр играет и настоящий классический джаз, который традиционно
исполняется духовыми, а не струнными инструментами.
Такие разнообразные выступления дают возможность коллективу выбрать
огромное количество жанров. Безродная – непременный участник крупнейших
государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов
в Кремле. В мае 1995 года в честь 50-летия Победы «Вивальди-оркестр»
выступал в Москве в Павильоне Славы на Поклонной горе перед главами
государств – членов антигитлеровской коалиции, участвовал в мае
1997 года в культурной программе встречи в верхах в Баден-Бадене.
Светлана Борисовна не может жить без открытий и всегда представляет
программы, которые давно, казалось бы, уже известны публике, в особом
свете. Не может также жить без того, чтобы не открыть публике молодые
таланты. Она хочет доказать своим слушателям, что им всегда есть
чему удивляться на концертах «Вивальди-оркестра». Программы Безродной,
как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются
оригинальностью композиционного построения, тщательной продуманностью
внутренней драматургии произведений, входящих в репертуар того или
иного выступления. Безродной создан не просто новый коллектив, ею
создан совершенно новый жанр – театр музыки. В 2005 году он обрел
свой юридический статус. Теперь в Москве есть Театр музыки Светланы
Безродной.
Возглавляя «Вивальди-оркестр» на протяжении почти двух десятилетий,
Безродная находится в постоянном творческом поиске, благодаря чему
оркестром исполняется уникальный репертуар: более 500 сочинений
композиторов разных стран и эпох, начиная с раннего барокко (А.
Скарлатти, Л. Боккерини) и кончая авангардной музыкой (Б. Бриттен,
Б. Барток, А. Шнитке, А. Копланд). Особое место принадлежит сочинениям
А. Вивальди, В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Шостаковича.
Значительно фонографическое наследие Безродной и ее оркестра – записано
22 диска, в том числе специальный альбом из 4 дисков, посвященный
П.И. Чайковскому и приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга (в
мае 2003 г. коллектив принимал участие в торжествах по случаю 300-летия
этого города), а также 4 диска, посвященные 60-летию Победы, с песнями
военных лет. К этому славному юбилею по идее Светланы Безродной
и ее мужа Ростислава Черного русским выдающимся танцовщиком и балетмейстером
Владимиром Васильевым был создан спектакль «Песни непокоренной державы»
– первая акция только что созданного Театра музыки. Он был показан
на сцене Зала имени П.И. Чайковского 2 мая 2005 года – в день взятия
Берлина.
За заслуги в области музыкального искусства С.Б. Безродная удостоена
почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная
артистка России» (1996).
Вивальди люблю, Чайковского тоже, ну вот никак не лежит душа к Вивальди-оркестру с Безродной.
Статья не профессионалом написана. С какой стати А. Скарлатти и тем более Боккерини - раннее барокко?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".