Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 09:57
Главная страница » 2016»Декабрь»20 » Николай Обухов (1892-1954). Третий и последний завет для 5 голосов, звучащего креста, органа, двух фортепиано и оркестра (1946)
Николай Обухов (1892-1954). Третий и последний завет для 5 голосов, звучащего креста, органа, двух фортепиано и оркестра (1946)
Где вы взяли это фото! Это же действительно не Обухов! Взгляните на эту обложку нот http://www.di-arezzo.co.uk/multimedia.php?no_article=LEMOI04174&mode=image&nom_image=/couv/28541.jpg&ref_edit=Lemoine и скажите что общего между вашей фотографией и настоящим Обуховым Н.Б. Фотограии более старого Обухова можно посмотреть книге Польдяевой "Послание Николая Обухова" - лицо стало ещё более аскетичным с ещё более пронзительным взглядом. Ничего общего с этим Вашим лысым добрячком.
Это не ко мне - я не выкладыватель, а лишь хранитель. Но ради исторической правды занялся "обрезанием" и вставил новую картинку, правильную. Спасибо за указание.
Вот и славно, а то я боялся ВасильВасилич упираться начнёт :-) Я сейчас как раз книгу Польдяевой об Обухове читаю, так как такое увидел - меня аж перекосило. Завтра продолжу чистку - ведь эта бредятитина, как выяснилось, везде расползлась, в том числе и на многих серьёзных музыкальных сайтах у нас не Обухов, а, ну да, похоже что Угорский.
"Крест представляет собой стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом)" Значит всё-таки терменвокс... в форме креста.
Николай Борисович Обухов (22 апреля 1892(1892.04.22), село Ольшанка, Старосельский уезд, Курская губерния — 13 июня 1954, Сен-Клу, под Парижем) — российский композитор-новатор, теоретик музыки, реформатор музыкального языка. Двоюродный брат певицы Надежды Обуховой. Основную часть жизни прожил во Франции.
Детство и юность провёл в Москве, в семье потомственных музыкантов. С шести лет играл на скрипке и фортепиано, с десяти регулярно посещал оперу. Первые собственные сочинения (этюды, романсы) относятся к 1910 году. C 1911 года учился в Московской консерватории, в 1913—1916 годах — в Санкт-Петербургской консерватории, где среди его учителей был Николай Черепнин. В 1918 году эмигрировал через Константинополь в Париж, там и провёл всю жизнь. Обухова поддерживал М.Равель, считавший его гением, за его путем с интересом следил Борис де Шлёцер. Он дружил с дирижёром С.Кусевицким, пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брольи, входил в круг журнала Ревю мюзикаль. Сочинение Обухова Вступление к Книге жизни, в 1926 году исполненное в Париже оркестром под управлением С.Кусевицкого, произвело сильное впечатление на С.Прокофьева, что отмечено в его дневнике.
Определяющими для Обухова в музыке были искания позднего Скрябина, в философии — идеи Вл. Соловьева. Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом, Скрябиным и Айвзом, сближают его мистериальную музыку с русским космизмом. Обухов тяготел к теософии, выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже (1925).
Он на 8 лет раньше Шёнберга и параллельно с Хауэром, но независимо от него к 1914 году разработал в трактате Абсолютная гармония концепцию 12-тоновой атональной техники.
Примерно в это же время, около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом.
Обухов одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).
Автор изданного в 1946 году теоретического Трактата о гармонии тональной, атональной и тотальной.
Ряд сочинений Обухова подписан французским именем Nicholas l’Extasié (Николай Экстатический).
Наследие
Из более чем 50 музыкальных сочинений Обухова изданы лишь несколько. Его Opus Magnum, грандиозная и незавершенная музыкальная утопия Книга жизни, над которой он работал с 1917 года, остается в рукописи. В 2000-е годы сочинения Обухова все активнее исполняют в Европе (Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция). Среди его исполнителей — пианистки Нино Баркалая и Дженни Лин, фортепианный дуэт Изабель и Флоранс Лафитт, пианисты Джей Готтлиб и Александр Райхельсон, ученица Л.Термена Лидия Кавина, оркестры под управлением Райнберта де Лейва, Паскаля Рофе и др.
Произведения Н.Обухова вошли в программу Московского музыкального форума Франкофония (2010).
Признание
Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова, а с 1957 года по инициативе А. Онеггера была учреждена премия им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.
4 ноября в Петербурге исполнят "Третий и последний Завет" (1946) композитора Николая Обухова. Это будет первое в России исполнение одного из самых важных опусов композитора, которого можно отнести к причудливейшим фигурам русского авангарда
Что характерно, концерт проходит под грифом года Франции в России: французы действительно знают (и исполняют) Обухова чуточку больше. Им пристало; в конце концов, состоялся Обухов уже после того, как в 1918 году через Константинополь эмигрировал в Париж. Морис Равель, у которого молодой композитор уже в Париже брал уроки оркестровки, видел в Обухове ни много ни мало гения. Несколько десятилетий спустя к этому мнению присоединился и Артюр Онеггер, и вообще французская "новая музыка" относилась к нему уважительно — известность кружковая, но известность.
Музыкальный критик Леонид Сабанеев в своей книге "Современные русские композиторы" (1927) заговаривает об Обухове неохотно: мол, об этом "странном композиторе" не стоило бы и упоминать, если б не благословение Равеля и не энтузиазм дирижера Сергея Кусевицкого, хлопотами которого в 1920-1930-е годы музыка Обухова получила доступ к массовой концертной публике.
Концерты эти были скандальными. Рассказывают, будто на одном из этих концертов уже в первом отделении "чудовищные звуки" оркестра и певцы, периодически свистевшие вместо пения, так подогрели аудиторию, что один из слушателей в антракте подошел к игравшему фортепианную партию музыканту и посоветовал: "Выставьте-ка табличку с надписью "Это не я сочинил", а то вас закидают помидорами".
Прокофьев, оказавшийся в 1926-м на одном из этих концертов, был очень впечатлен; люди поконсервативнее, вроде того же Сабанеева, композиторским приемам Обухова ужасались. Что за странные звуки он хочет слышать от исполнителей? Что это за игра кулаком по фортепианной клавиатуре? Что это за диковинная система нотации? Наконец, что это еще за атональность и додекафония?
К 12-тоновой технике Обухов между тем пришел еще до революции, в 1914 году. То есть Шенберга он обогнал. Но возникает зияющее различие, если сопоставлять его с "нововенцами". Или с русским послереволюционным авангардом, где пафос строительства земной утопии оттеснил всю мистику. Все композиторские дерзости Обухова — не холодно рассчитанная "пощечина общественному вкусу", а проявления горячего, если не горячечного, христианского мистицизма.
Такое ощущение, что все его идеологемы вызрели в душной атмосфере символистских религиозно-философских исканий даже не 1910-х, а 1900-х, всех этих пререканий о "соборном индивидуализме", "мистическом анархизме" и "мистерии всенародного действа". О его самом главном сочинении, неподъемной "Книге жизни", ходили легенды — утверждали, будто композитор пишет ее собственной кровью; очевидцы говорят, что 800-страничная партитура, в шифрах которой смешаны теософия, русское сектантство и библейская эсхатология, ближе к концу превращается в диковинное произведение искусства, в коллаж из нотных фрагментов, лоскутков ткани и цветной бумаги. А главный из придуманных им музыкальных инструментов, родственник терменвокса, зовется "звучащий крест" — там действительно есть и крест, и хрустальная сфера со всеми вытекающими символическими коннотациями. И игра на нем, несмотря на вроде бы понятную и объективную электромагнитную природу, больше напоминает какое-то тайнодействие. Занятно, что при всем том как религиозно-философское учение мировоззрение Обухова, конечно, провалилось. Но зато как праотца электронной музыки именно его с радостью воспринимают многие — например, группа Kraftwerk.
Спасибо, текст кстати. Но Вы бы не обнадёживали народ - вот я поначалу обрадовался, что 4 ноября концерт будет. А потом понял, что это же прошлогодняя заметка вот отсюда - http://www.kommersant.ru/doc/1529237 :-)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".