Sutcliffe D. The Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti and the 18th. century musical style (2003) Окраинец И. А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю (1994)
Содержание книги Окраинец:
И. А. Барсова. Вместо предисловия
Русское музыкознание не обошло вниманием творчество гениального итальянца Доменико Скарлатти. И тем не менее исследование Инны Александровны Окраинед дает возможность услышать по-новому знаменитые "сонаты". В поле зрения автора оригинально пересекаются и анализ клавесинной техники, и осмысление сонатной формы, и, наконец, историко-культурный взгляд на музыку Скарлатти в широком контексте искусства Барокко. Привлекает избранная в работе теоретическая позиция: пьесы Скарлатти рассмотрены не как пример "незрелой", раннесонатной формы, еще не ставшей классической, но с точки зрения стилистической уникальности созданного композитором "малого" жанра. Путь к разгадке композиции скарлаттиевых сонат автор находит благодаря тщательному изучению особого характера инструментальной фактуры у Скарлатти (создающий немалые проблемы и для современного пианиста). Поэтому так принципиально важен подзаголовок книги: "Через инструментализм к стилю". "Музыка великого композитора, — пишет И. Окраинец, — не часть целого по отношению ко всей эпохе, а все целое, каждый раз неповторимо сфокусированное". Эта мысль, проведенная сквозь множество конкретных наблюдений, позволит читателю понять, каким образом искусство Скарлатти, единственное в своем роде, не выпадало из времени, но, напротив, делало его опусы одним из тех индивидуальных миров, из которых и складывается сама культурная эпоха.
Введение Гл. 1. Жанровое своеобразие Гл. 2. Характер и функции видов техники в связи с сонатной формой Гл. 3. Техника как целое: художественная логика (Строение сонаты Скарлатти без учета инструментальной фактуры. Строение сонаты Скарлатти с учетом инструментальной фактуры. Динамика и артикуляция: исполнительские особенности. Несколько заключительных замечаний. На изломе Барокко) Комментарии и библиография Нотные примеры
Предисловие к советскому сборнику 1970-х годов "100 избранных сонат Д. Скарлатти" в 2-х томах в чёрном тканном твёрдом переплёте с тиснением под золото литературой о Скарлатти считать? Могу отсканировать эти несколько страниц формата А4 и выложить сюда, если надо.
Вообще приятно глазу издан этот сборник. Всё-таки качество бумаги, каллиграфии нотного текста очень сказывается на отношение и восприятие музыки исполнителем. Вот несколько грубо выполненное советское издание середины 80-х избранных 50-ти сонат Скарлатти провоцирует меня на такое же грубое, лихое и небрежное исполнение сонат по этим нотам. А вышеупомянутое издание 1970-х в 2-х томах вызывает у меня глубокий и почти трепетный (с замиранием сердца) пиетет к этим маленьким шедеврам. 4-х томное венгерское издание "200 избранных сонат Д. Скарлатти" той же советской эпохи (в мягком переплёте в бело-чёрных и синих тонах, по 50 сонат в каждом томе) вызывает уже другие чувства и настрой при исполнении: что-то прозрачное, свеже-белесое, пространное и широкое, как утренние улицы города только что заваленные обильным падающим с неба снегом (всё на какое-то время становится как бы необычным, чистым, светлым, свежим и чуть праздничным, и вместе с тем весьма меланхоличным (небо-то всё сплошь бело-серо-облачное!)), и сугубо рояльное (хочется слышать большой гудяще долгопоющий полнозвучный рояль, типа "Блютнера" ) .
Вот 6 страниц А4 текста вступительной статьи И. Окраинеца к 2-хтомному изданию сонат Д. Скарлатти под редакцией А. Николаева изд-вом "Музыка" в 1973-м году плюс 6 страниц обложек и титульных листов к нему (всё в неужатом формате JPEG, итого 18,7 МБ в архиве) - всего 12 страниц А4: http://files.mail.ru/CB65C962ED4843148EB7752CCBA69D38
А я сейчас Либр-Офисом превратила. Что-то особого выигрыша в весе не получилось. 15 МБ. http://files.mail.ru/979DE7B94EEC487384B762D6177E86C5
Раньше, бывало, в Windows XP откроешь фотку весом в 2 МБ и выше в Paint'е, поставишь какую-нибудь точечку незаметную на изображении, сохранишь и получишь ту же на вид картинку, но раза в 3-4 легче. А в Windows 10 уже ничего не уменьшается так. Придётся старый ноут со старой Виндой включать раз так, наверно.
Говорят, что издательства, чтобы что-то напечатать, просят некоторую сумму вперёд в счёт оплаты производственных расходов, трудов и издержек. Чем больше тираж, тем больше сумма (но дешевле каждый экземпляр). Так что печатают всё, если заплатишь. Допустим: один распечатанный экземпляр будет стоить 100 рублей. Надо 100 экземпляров. Значит, надо заплатить издательству 10 тысяч рублей вперёд, и тогда оно издаст то, что вы ему заказываете. Если, например, у вас нет таких денег, чтобы заплатить издательству, - тогда вам не остаётся ничего иного, как самим искать на это своё дело спонсора.
Добавил к себе в раздачу. Навели, кстати, на совершенно правильную мысль: отсканировать и выложить вступительную статью к первому сборнику произведений Ф. Э. Баха в нашей стране.
Добавила ещё одно Предисловие к нотам Скарлатти - Предисловие Эмилии Фадини к 1-му выпуску 150 избранных сонат Доменико Скарлатти изд-ва "Музыка", 1985 г. (к 300-летию со дня рождения композитора) в формате PDF: http://files.mail.ru/979DE7B94EEC487384B762D6177E86C5
Обещанные 2-й и 3-й выпуски, кстати, похоже, так изданы и не были. (Перестройка помешала.)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".