... Предлагаемая книга представляет собой учебник по истории русской музыки от начала столетия до наших дней. Учебник предназначен для подростков, интересующихся культурой и искусством, но не имеющих специальной музыкальной подготовки... ...Автор хотел, чтобы музыка предстала для читателя как часть общей
эволюции отечественной культуры XX века. Поэтому в книге довольно
большое место уделено литературе, живописи, театру, общим проблемам
эстетики и истории искусств. <...> Отдавая себе полный отчет в
сложности задачи, поставленной в книге, автор будет чрезвычайно
признателен за отклики и замечания
Содержание От автора Часть 1. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Часть 2. СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ Список музыкальных произведений, желательных для ознакомления Краткий список литературы Указатель имен Иллюстрации
=========== Из раздела "Музыка и власть"
... Через десять лет, в 1958 году было опубликовано другое постановление ЦК партии, исправлявшее ошибки 1948 года и объяснявшее их атмосферой культа личности Сталина. Однако ошибочным признали только список композиторских имен, сами же принципы, провозглашенные в 1948 году, вновь получили официальное подтверждение и еще долго служили орудием устрашения. Прямые репрессии в послесталинские времена утратили массовый характер, и писание диссонантной музыки больше не грозило лагерями. Неугодных зато не исполняли, замалчивали, исключали из Союза композиторов, выживали в эмиграцию. Государственное давление даже в самые суровые времена не могло заглушить естественное художественное развитие. Но оно протекало в неестественных условиях, и некоторые потери можно назвать конкретно. Так, Шостакович после статьи "Сумбур вместо музыки" остался автором лишь двух законченных опер, хотя его возможности в этом жанре были далеко не исчерпаны. С другой стороны, в пятилетие после 1948 года советская музыка явно не досчиталась многих произведений инструментальных жанров, зато пышным цветом расцвела официозная кантата самого примитивного толка. Речь шла о том же, что и во времена Пролеткульта, - о целенаправленном снижении уровня культуры в массовом масштабе - опасности, которой не избежали самые крупные советские художники. Значит ли все это, что государство не должно иметь к культуре никакого отношения? Конечно, нет. В большинстве демократических стран сложилась система поддержки культуры и искусства, отчасти аналогичная советской: театры, концертные залы, оркестры существуют на средства налогоплательщиков, то есть финансируются государством Однако тамошнему чиновнику, выделяющему деньги театру, и в голову не придет контролировать его репертуар или назначать главного режиссера. Все это - вопросы творчества, которые должен решать сам театр. <...>
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".