29 января исполнилось 90 лет со дня рождения оперной певицы Киры Вейн. Судьба ее необычна. Она родилась в 1916 году в Петербурге и сразу после революции ее родители с маленькой девочкой бежали за границу. Кира блистала в опере в сороковые и пятидесятые годы, но в конце пятидесятых, после того, как ее импрессарио покончил с собой, петь перестала и оказалась совсем забыта. Своим вторым рождением как певицы Кира Вейн обязана сотруднику Русской службы Би-би-си Борису Нечаеву. Отправившись интервьюировать Киру для передачи "Пластинки на острове", он был потрясен ее голосом и помог ей вернуться к пению. Вскоре вышли четыре пластинки с ее пением, а затем и книжка - "Возродившийся голос". В 1999 году 83-летняя Кира Вейн выступала на сцене Большого театра в Москве - после сорокалетнего перерыва в оперной карьере. Умерла она в январе 2001 года.
Книга воспоминаний Киры Вейн "Возрождённый голос":
CD1: 1 Borodin: Prince Igor: Jaroslavna's Arioso 5:51 2 Borodin: Prince Igor: Jaroslavna's Complainte 5:07 3 Verdi: Ernani: Ernani, Ernani Involami 5:33 4. Glück: O Del Mio Dolce Ardor 3:42 5 Boito: Mefistofele: L'altra Notte In Fondo Al Mare 6:12 6 Tchaikowsky: Pique Dame: Lisa's Aria 5:41 7 Spontini: La Vestale: Impitoyables Dieux 2:42 8 Puccini: Tosca: Vissi D'arte 3:20 9 Verdi: La Forza Del Destino: Pace, Pace 6:37 10 Schubert: Im Frühling 3:30 11 Tchaikowsky: Christ in His Garden 2:26 12 Tchaikowsky: So Soon Forgotten 2:24 13 Tchaikowsky: Life's Morning 2:13 14 Moussorgsky: Cradle Song 4:28 15 Tchaikowsky: We Parted Proudly 2:42 16 Tchaikowsky: By The Don 1:23 17 Gliere: The Lark 2:30 18 Gretchaninov: Epicedium 3:55 19 Rachmaninov: Lilacs 1:32 20 Rachmaninov: Sing Me No More The Songs Of Georgia 4:40 21 Rachmaninov: Spring Waters 1:59
CD2: 1. Tchaikovsky - Tatiana's Letter Scene from "Eugene Onegin", Op. 24 (1959) 2. Kochetov - The Night Is Warm (1964) 3. Grechaninov - When Softly Sighs the Golden Corn (1964) 4. Vassilenko - The Spirit of My Love Returns to Me (1964) 5. Vassilenko - Rani Beloved One (1964) 6. Moussorgsky – Parassia’s aria from Sorochintsï Fair (Sorochinskaya yarmarka) (1954) 7. Moussorgsky – Khivria’s aria from Sorochintsï Fair (Sorochinskaya yarmarka) (1954) 8. Szymanowski - The Beloved's Death from "Songs of an Infatuated Muezzin", for voice & piano (or orchestra), Op. 42, M44 (1964) 9. Berlioz - La Mort de Cléopâtre, for soprano & orchestra, H.36 (1962) 10. Wagner - Senta's Ballade from "Der fliegende Holländer" (The Flying Dutchman), opera, WWV 63 (1946) 11. Puccini - Quando m'en'vo from "La bohème" (1945) 12. Provost - Intermezzo, film score 13. Bach-Gounod - Ave Maria, for voice & piano (1945) 14. Lehar - Vilja-Lied ("Es lebt eine Vilja") (from "Die lustige Witwe") (1945) 15. J. Strauss II - Csárdás ("Klänge der Heimat") from "Die Fledermaus" (RV 503-6) (1958)
Кира Вейн (Кнопмусс) родилась в Петербурге в аристократическом роду обрусевших немцев в 1916 г.; в 1924 г. её семья эмигрировала а Англию. Сначала Кира пела в Русском Православном Хоре, затем - в различных ревю, шоу и мьюзиклах (под именем Кира Вронская). Дебютировала в опере в партиях Хиври и Парасьи в «Сорочинской ярмарке» в Театре Савой, чередуясь с Одой Слободской и Дарьей Баян. Впоследствии много пела в различных европейских оперных театрах, от Стокгольма до Мадрида, в том числе с Гобби (в «Тоске»), Джильи (в «Сельской чести») и Бергонци (в «Силе судьбы»). Пела в Италии с большим успехом. Участвовала в постановках «Сказания о невидимом граде Китеже» (в Барселоне) и «Каменного гостя» (во Флоренции). С 1960-х до 1990-х гг. Вейн была забыта, ренессанс её вокальной славы начался в 1994 г. с выпуском фирмой Прайзер двойного альбома её старых записей в серии Lebendige Vergangenheit, предлагаемого вашему вниманию. ________________________________________
комментарий взят из юбилейной передачи на радио ВВС, которому Кира Вейн вообще обязана открытию её как певицы в наши дни, ведь она была совершенно забыта на ютубе есть одна её запись 90-х годов есть её прекрасная книга "Возрождённый голос (A voice reborn) я её даже читала, только сейчас не могу пока найти...
Послушал - действительно, прекрасная певица! Очень понравилось как она спела Глюка, Пуччини и Бойто - с изумительной красотой вокализации, благородством и пониманием! Вообще, оперные веши, IMO, ей удавались значительно лучше, чем камерные - в опере её избыточная театральность и любовь к резким fff были более, чем уместны! Но вообще, её привлекательность кроется не столько в голосе, сколько в её своеобразной и захватывающей экспрессивности... Ещё раз спасибо!
Елиза! С большим интересом буду изучать! СПАСИБО! Про двух остальных надо было всё же упомянуть, кого Вы имеете ввиду. Это Нина Кошиц, как я полагаю, и Турель? Или...?
да, надо упомянуть - обычно принято считать Нину Кошиц и Оду Слободскую; с последней Киру Вейн вообще часто сравнивали, тем более что они обе работали в Англии
Фелия Литвин и Липковская действительно, может, даже более великие, трудно судить, но они работали раньше, и их период эмиграции припал больше уже на педагогическую деятельность, а эти три певицы стали большими звездами уже после 1917
alexey semlyanoy (terrestro) (Сегодня 16:53) Спасибо за выкладку!! Хорошая певица и с хорошей школой. Правда, написание её фамилии по-русски встречается разное: Кира Вейн, Кира Вэйн, Кира Вайн. Не попадался Ваш вариант (Вайне). Она оставила любопытные Воспоминания. Вроде бы собирался кто-т издать их, но мне неизвестно, случилось ли это. Прочесть в интернете можно по адресу: http://www.operanews.ru/lit1.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".