В 1877 году Йоханнес Брамс представил издателю Фрицу Зимроку тогда ещё малоизвестного композитора Антонина Дворжака, с которым Брамс познакомился, будучи членом жюри при присуждении Дворжаку премии за дуэты "Звуки из Моравии". Зимрок не только принял в издательство дуэты, но и предложил Дворжаку написать фортепианные пьесы в национальном духе, на примере брамсовских "Венгерских танцев". Название "Славянские танцы" было также предложено Зимроком.
Дворжак сразу взялся за дело и по прошествии восьми недель, к началу 1878 года, представил первую серию "Славянских танцев" (соч.46) из восьми пьес для фортепиано в четыре руки. Притом, что композитор получил за свою работу 300 марок, для издательства эти танцы оказались просто золотым дном, поскольку публика восприняла их с огромным энтузиазмом и они быстро раскупались. Весной и летом Дворжак оркестровал танцы и их стали включать в репертуар ведущие дирижеры того времени.
Ввиду большого успеха танцев Зимрок предложил Дворжаку написать их продолжение. Но Дворжак последовал этому предложению только в 1886 году, присовокупив ещё восемь танцев (соч.72), также сначала для фортепиано в четыре руки, а потом в оркестровой версии.
В "Славянских танцах" Дворжак применил характерные ритмико-мелодические особенности танцев Богемии, Моравии и соседних стран и земель. При этом он не цитировал ни одной народной темы, вся музыка сочинена им самим.
В первой серии - такие типы танцев, как "фуриант" с его прихотливым гемиольным ритмом, похожая на лендлер "соуседска", быстрый прыжковый танец "скочна", "полька", и единственный не-чешский танец - украинская "думка".
Во второй серии больше не-чешских танцев, за что Дворжак иногда подвергался нападкам в том духе, что он, мол, не слишком-то желал идентифицировать себя со своим народом, а искал-де славы за рубежом. Речи, как говорится, "от большого ума"... Итак, здесь - словацкий "одземек" с его схемой "быстро-медленно-быстро", опять "думка", "соуседска" и "скочна", два неторопливых танца "стародавни", "шпацирка" с неторопливым началом и переходом в быстрый хоровод, и бравурный сербский танец "коло".
Opus 46
Nr. 1 in C-Dur, Presto (Furiant)
Nr. 2 in e-Moll, Allegretto scherzando (Dumka)
Nr. 3 in As-Dur, Poco allegro (Polka)
Nr. 4 in F-Dur, Tempo di Minuetto (Sousedská)
Nr. 5 in A-Dur, Allegro vivace (Skočná)
Nr. 6 in D-Dur, Allegretto scherzando (Sousedská)
Nr. 7 in c-Moll, Allegro assai (Skočná)
Nr. 8 in g-Moll, Presto (Furiant)
Opus 72
Nr. 1 (9) in H-Dur, Allegro vivace (Odzemek)
Nr. 2 (10) in e-Moll, Allegretto grazioso (Starodávny)
Nr. 3 (11) in F-Dur, Allegro (Skočná)
Nr. 4 (12) in Des-Dur, Allegretto grazioso (Dumka)
Nr. 5 (13) in b-Moll, Poco adagio. Vivace (Špacírka)
Nr. 6 (14) in B-Dur, Moderato, quasi Minuetto (Starodávný)
Nr. 7 (15) in C-Dur, Allegro vivace (Kolo)
Nr. 8 (16) in As-Dur, Grazioso e lento, ma non troppo, quasi tempo di valse (Sousedská)
Спасибо, уважаемый Pochitatel, т.е. Kubra! Мне очень нравились эти танцы в молодости, на старости лет опять вдруг потянуло на эту немного сентиментальную и красивую музыку, так что, с удовольствием послушаю, и вспомню прекрасную, неспешную Чехию!
Спасибо, дорогой Почитатель, очень тронут посвящением. Приятно сознавать, что музыка из самой Праги! Большой Респект за оформление и литературную преамбулу. Эти танцы хорошо слушать вразбивку, благо плееры позволяют установить случайный порядок воспроизведения. Я не раз писал, что больше всего люблю оркестровую музыку, но недавно заслушался Славянскими танцами в фортепианном варианте. Теперь жду повторения на Чешском радио - у них программы на 90% национальные. Вообще, музыка Дворжака - большое сокровище, я постепенно открываю её для себя.
Спасибо! Как же, играли эти танцы на фортепиано, теперь послушаем, с удовольствием, в оркестровом исполнении. А что Вы там делали, в Праге-то, позвольте полюбопытствовать?
У меня вопрос был именно относительно неразбитых файлов на сайте вцелом, как то - моцартовский Реквием Караяна или 5 симфония Бетховена с Фуртвенглером.
В Праге я немного отдыхал от трудов праведных. То Салк: ну зачем же удалять? Я сам до недавнего времени "чесал репу" по этому вопросу, пока админ Женя не подсказал простую бесплатную программу Medieval CUE Splitter. Элементарщина! Найдите в гугле, скачайте, откройте, затем перетащите мышкой файл .cue в строку означенного там списка и нажмите на "Разрезать". После разрезания изначальный большой файл (аре или flac) можно удалить из соображений экономии места. И будет Вам счастье ! А насчёт громкости - как-то не подумал. Закачал как есть, как всегда это делаю. А может у Вас генеральная громкость на компе слишком высокая? Это можно убавить, нажав один раз на иконку репродуктора справа внизу, у часов, чтобы первый танец больше не гаркал, сражая наповал мощным первым аккордом на фортиссимо .
ИМХО, нормализация громкости не нужна для классики, а может оказаться и губительна (хотя вашу запись ещё не слушал, и даже не скачал), я бы даже виниловые щелчки не вырезал
Извиняюсь за ложную тревогу. С громкостью всё в порядке. Это у меня была сбита настройка при конвертации в mp3 для плеера. А потом весь день сайт был недоступен.
Недоступен-полбеды, хотя и неприятно! А вот закрыли неплохой сайт musicmp3.spb.ru, кто-ниб. знает почему? И еще, у меня тоже бывает проблема с громкостью, только наоборот, пиано совсем не слышно, хотя на пределе установлен и комп. и проигрыватель. Правда, это в большей степени на AIMPe, на КМплэйере получше, но проблема сохраняется.:(
Ну вот и настал тот час ... Я это предвидел. Кто следующий на очереди? Вопрос остаётся открытым. Я тем сайтом тоже активно пользовался, и не только в развлекательных, но и в рабочих целях - когда надо было быстро разучить то или иное оркестровое произведение. Очень жаль. ДОБАВЛЕНИЕ ОТ 4.12.2008 - САЙТ musicmp3.spb.ru ОПЯТЬ ЗАРАБОТАЛ. Как вам танцы-то?
Танцы великолепны! Недаром некоторые заиграли до дыр. Но от этого они не стали хуже. И дирижер, в основном, в своих интерпретациях и темпах был неплох. Как Вам?
Танцы замечательные, исполнение прекрасное. Правда, если первые восемь номеров, каждый - маленький шедевр, то во второй восьмёрке есть не очень интересная музыка (и мне почему-то напоминает не народные танцы, а мелодии из оперетт). Танцы очень подходящи для бисов, тогда каждая миниатюра сверкает своими гранями, а в цикле они друг друга загораживают. Тяжеловата оркестровка, слишком много тарелок, но, опять же это относится к циклу, а в отдельном номере всё уместно. Когда-то в Москве выступал оркестр города Брно, исполнив в одном концерте весь цикл Сметаны "Моя Родина". Музыка героико-эпическая, мощная, сурьёзная. К концу все немного забалдели. И тут на бис грянули что-то неожиданное, весёлое, яркое, разухабистое... Это был Славянский танец №15. Такие у меня с ним связаны воспоминания.
Ура! Уважаемый pochitatel ! Благодаря Вам я разрешила свою большую проблему с разрезанием файлов! И наступило мне счастье! Огромное Вам спасибо, Вы так легко и понятно объяснили!
Уважаемый Александр Павлович, на 100% согласен с вами во всём, Вы как-будто мои мысли прочитали . Ни убавить - ни прибавить. Ещё изначально хотел приписать, что слушать рекомендуется маленькими порциями, а то тарелки утомляют. Как-то довелось мне играть целиком вторую серию. Под конец осоловел, притом что номера 13 и 16 и середину 14-го я вообще нахожу малоудачными, особенно №16. Я думаю, что, сочиняя первую серию, он горел энтузиазмом, а во второй подчас "заполнял пустоты", задавшись целью натянуть на уже проверенный каркас аналогичный материал на волне успеха. Но, к счастью, и здесь проходных номеров - меньшинство. Исполнение этих танцев (или даже одной их серии) циклом в одном концерте, на мой взгляд, вряд ли имеет смысл. Это по отдельности хорошие бисы, а ужин не может состоять из одних тортов. А "Мою Родину", я считаю, вполне можно было бы закончить на четвёртой поэме. Сочиняя последние две через несколько лет, Сметана был, увы, уже не совсем психически здоров после всех пережитых событий, и они мне представляются более слабыми. Хотя я всё равно её люблю, несмотря на то, что под конец уже слушаешь с усилием. Мечтаю сыграть целиком, пока играл одну лишь "Влтаву". В исполнении же мне очень импонирует аутентичный чешский дух, я не знаю, как это описать словами. Оркестр Чешской филармонии был (не знаю, как сейчас) одним из немногих оркестров в мире (наряду, скажем, с Венской филармонией), чей стиль игры узнаёшь сразу, они блюли свою индивидуальность. И такая музыка - конечно же, их конёк. Уважаемая Такусенькая Алла, рад за Вас. Очень хорошо знакомо ощущение большого облегчения, когда проблемы решаются. А уж если элементарно то - ваще !
Большое спасибо за "Танцы". В юности много слушал с Зандерлингом. Спасибо за Ноймана. Впервые услышал его с 1 Брукнера и с тех пор стараюсь всё его послушать.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".