Предлагаю всем отправиться в Рим по следам итальянского композитора Отторино Респиги, вместе с его симфоническим триптихом, так называемой Римской трилогией - триадой симфонических поэм (1916-1928), посвящённых трём символам Рима - фонтанам, итальянским соснам пиниям и римским праздникам. В музыке поэм по воле фантазии композитора смешались импрессионизм, красочный оркестровый стиль Римского-Корсакова, Петрушка Стравинского, итальянские народные песни, григорианские хоралы, всего не перечесть.
"Пинии Рима" - вторая часть Римской трилогии изображает сосновые рощи в разных местах Рима в разное время суток. 1. Пинии Виллы Боргезе - шумные детские игры в войну и солдатиков в сосновых рощах Боргезе.
2. Пинии у Катакомб - величественная панихида возле катакомб в Кампаньи. Инструменты оркестра рисуют звуками мрачную атмосферу катакомб и подражают пению священников. 3. Третья часть - ночь на холме Яникул, названном в честь римского бога Януса. Холм этот известен церковью Сан Пьетро ин Монторио, построенной на месте распятия Святого Петра. Тихо шумят сосны, в тиши звучит ночной ноктюрн и пение соловья 4. Пинии Аппиевой дороги. Аппиеву дорогу, ведущую из Рима в Кампанью, когда-то называли царицей дорог. Это была первая из больших консульских дорог. Туманный рассвет. По Аппиевой дороге движутся во всём блеске итальянские легионеры. Под сапогами "бравых орлов дуче" дрожит земля. Гремят фанфары, армия с триумфом поднимается на Капитолийский холм.
В заключительной поэме - "Празднества Рима" Респиги запечатлел публичные торжества, начиная с древнейших времен Рима до наших дней: 1. Угрожающе мрачное небо висит над главным цирком древнего Рима - Circus Maximus. "Хлеба и зрелищ!". Железные двери отпираются, крик толпы, клич гладиаторов, грохот колесниц, вой диких зверей смешиваются в воздухе... Cтрашно, но это народный праздник 2. Рождество. Вниз по дороге движется процессия паломников, они молятся. Наконец, с вершины Монте-Марио им предстаёт вид Священного города: "Рим! Рим!". Колокола церквей звучат в ответ на их радостные возгласы. Это часть строится на мелодии 12-го века - Гимне "Христос воскресе" 3. Октябрь - праздник сбора урожая. Корзины полны фруктов и винограда, рекой льётся вино, звучат охотничьи роги, застольные вакхические песни, а в сумерках влюблённый играет возлюбленной на мандолине романтическую серенаду. 4. Бефана - Эпифания. Праздник Крещения господня на площади Пьяцца Навона. Радостный шум толпы, звуки шарманки и духового оркестра, народные танцы и песни - простые и патриотические ("Пойдём, мы римляне!")
Поэма "Фонтаны Рима" отразила впечатления композитора от созерцания четырех знаменитых барочных фонтанов города в разное время суток: 1. Фонтан Валле Джулия на заре: тихий рассветный час, мирный пасторальный пейзаж, журчат фонтаны, пастухи гонят стадо коров на зелёные луга.. 2. Фонтан Тритон утром. Площадь дворца Барберини. Посредине Фонтан. Статуя Тритона - сына бога моря Посейдона, покоится на раскрытых створках раковины, удерживаемой хвостами четырех дельфинов. Респиги звуками оркестра изображает как получеловек-полурыба, Тритон выдувает из раковины высокую струю воды, которая, взлетая вверх, падает и наполняет чашу фонтана, символизируя вызываемую Тритоном бурю и игру вод. 3. Фонтан Треви в полдень. Фонтан Треви с центральной фигурой Нептуна на большой раковине, уносимой морскими конями, окружённый сиренами - самый роскошный фонтан Рима и самый знаменитый в мире. Нептун трубит, сирены поют, смешались кони... 4. Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце. Огромная вилла Медичи в Кастелло отмечена двумя монументальными фонтанами - Геркулеса, умерщвляющего Антея и богини Венеры, выкручивающей свои мокрые волосы. Журчат фонтаны, заходит солнце, засыпает Рим и Италия
Есть у меня несколько исполнений этого сочинения - выбрал разные Исполнение Шарля Дютуа почти со стопроцентной точностью подходит под программное описание - настоящая французская звукопись, по-импрессионистcки красочная и живописная - ожившие картины-звуковые впечатления. Запись Орманди - классическая, ясная, мелодичная, хоть и без изысков. Недавно услышал запись Светланова - это настоящая экзотика, совсем не итальянским духом там пахнет, а чем то родным..но приятным. Медленная, неспешная, распевная трактовка (75 минут против обычных 62)
Фонтаны Рима (Le fontane di Roma), симфоническая поэма (1916) 1. Фонтан Валле Джулия на заре (4:13) 2. Фонтан Тритон утром (2:20) 3. Фонтан Треви в полдень (3:18) 4. Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце (5:12)
Монреальский симфонический оркестр Шарль Дютуа, дирижёр 1983г.
flac-потреково / 256мб с буклетом
Фонтаны Рима (1916) I. Фонтан Валле Джулия на заре (5:20) II. Фонтан Тритон утром (3:10) III. Фонтан Треви в полдень (3:48) IV. Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце (6:27) Празднества Рима (1928) I. Римский цирк: Ристалище (5:23) II. Рождество Христово: Ликование (10:08) III. Октябрьский праздник: Праздник сбора урожая (8:32) VI. Бефана: Крещение господне (6:19) Пинии Рима (1924) I. Пинии Виллы Боргезе (3:17) II. Пинии у Катакомб (7:08) III. Пинии на Яникули (8:19) VI. Пинии Аппиевой дороги (7:01)
Симфонический оркестр Шведского радио Евгений Светланов, дирижёр 1999г.
ape+cue / 387мб c буклетом
Pines of Rome (1924) i Pines of Villa Borghese (2:53) ii Pines Near a Catacomb (6:09) iii Pines of the Janiculum (6:32) iv Pines of the Appian Way (4:55) Roman Festivals (1928) i Circuses (4:33) ii Jubilee (7:06) iii October Festival (8:02) iv Epiphany (5:44) Fountains of Rome (1916) i Valle Giulia at Dawn (4:43) ii Triton at Morning (2:29) iii Trevi at Midday (3:30) iv Villa Medici at Sunset (5:08)
Филадельфийский симфонический оркестр Юджин Орманди, дирижёр 1976г.
Воообще..вообще это всё к 8му марту планировалось вот с таким предисловием, но меня депрессняк догнал ;(
В Италии Международный Женский день (Giorno delle Donne) – 8 марта, в отличие от России, не является государственным выходным и вообще, не слишком любим итальянскими женщинами. Мотивы итальянок ясны: "Почему один день в году мы любимы, оделены вниманием, нас считают особенными и замечательными? Почему это не происходит весь год"? Женщины предпочитают отмечать этот праздник без своей второй половины. Они собираются в ресторане, остерии или любом другом заведении, и там, за едой, напитками и сплетнями придумывают дальнейшие развлечения на вечер.
Большое спасибо, Олег! По свежим впечатлениям от симфонических поэм Респиги с Ф.Райнером отправляюсь с удовольствием на прослушивание всей панорамы Трилогии Рима... прежде всего, в прочтении Ю.Орманди и Ш.Дютуа...
Только последний фонтан не тот описан в топике. Потому что вилла Медичи в Кателло не относится к фонтанам Рима, потому что она во Флоренции ))) А у Респиги - вот этот вот скромный фонтанчик римской виллы тех же Медичи: http://www.romeartlover.it/Vasi188i.jpg
Снимая в Риме пинии, от группы я отстал, И к Колизею взмыленный, в испуге прибежал. Ни языка, ни денег, и паспорт у жены; Увидел площадь сверху - народу тыщи три!.
Фонтан Треви понравился: скульптуры, льёт водица... Но более понравилась в кафе ближайшем пицца.
С подорожаньем евро, оседлым стал опять - Фонтаны виллы Медичи уже мне не видать.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".