Г.Ф. Телеман. Сонаты для флейты и клавесина. (В. Зверев, И. Жуков)
11:39
«Люлли достоин славы, Корелли,— лестных мнений, один лишь Телеман превыше всех хвалений». Так один из крупнейших Музыкальных критиков первой половины XVIII столетия Иоганн Маттесон выражал в стихотворной форме свое восхищение творчеством Георга Филиппа Телемана (1681— 1767). При жизни музыка этого композитора пользовалась неизменной популярностью, прославив его имя по всей Европе. Молодые годы Телеман провел в постоянных скитаниях. Сын лютеранского пастора из Магдебурга, он с юных лет проявлял незаурядное музыкальное дарование, поразительную энергию и трудоспособность. Начав заниматься композицией в детские годы, Телеман, еще будучи студентом Лейпцигского университета, где он изучал философию и юриспруденцию, пишет кантаты для церкви святого Фомы, оперы для городского театра. Окончательно избрав карьеру музыканта, композитор работает в качестве придворного капельмейстера в Зорау и Эйзенахе, служит «музыкальным директором» во Франкфурте-на-Майне. В 1721 году Телеман занимает должность кантора церкви святого Иоанна в Гамбурге, ставшем его пристанищем до конца дней. Везде, куда бы ни забросила его судьба, композитор напряженно и интенсивно трудится. Из-под его пера с удивительной быстротой появляются все новые и новые произведения. Телеман с легкостью осваивает характерные особенности немецкой, французской, итальянской, западнославянской музыки; овладевает искусством игры почти на всех широко употребительных инструментах — органе, клавесине, скрипке, виоле да гамба, контрабасе, флейте, гобое, басовом тромбоне; неустанно занимается просветительской деятельностью — организует концерты, выступает как эстетик и критик, издает Первый в Германии периодический музыкальный журнал. Громкая слава, восторженное признание, всегда встречавшee Телемана как в немецких городах, так и за пределами Германии, сменилась после его смерти долгим забвением. Наступило возрождение музыки Иоганна Себастьяна Баха. Обоих композиторов связывали дружеские отношения и глубокое взаимное уважение, однако обстоятельства сложились так, что Телеман не раз выступал счастливым соперником Баха. Музыка Телемана в те годы совершенно затмевала бессмертные творения Баха, ценимого современниками в первую очередь как органиста; Телеману повсюду отдавали предпочтение; даже должность кантора церкви святого Фомы была предложена Баху лишь после того, как от нее отказался Телеман Последующие поколения музыкантов и любителей музыки жестоко отомстили Телеману за эту невольную «конкуренцию». В XIX — начале, XX века его сочинения совершенно не исполняются; за Телеманом утверждается квалификация незначительного поверхностного композитора, чуть ли не эпигона. Еще совсем недавно в трудах музыковедов можно было встретить отзывы о музыке Телемана, как о лишенной самобытности, написанной в подражательной модному французскому искусству манере и основательно забытой после смерти композитора. Лишь в наше время резко возросший интерес к старинной музыке способствовал возрождению творчества Телемана. Его произведения, все чаще и чаще появляющиеся в концертных программах и на пластинках, пользуются заслуженной любовью и вниманием слушателей. Поистине необъятное наследие Телемана, многое из которого, к сожалению, не дошло до нас, включает огромное количество произведений практически во всех существовавших тогда жанрах: церковные вокально-инструментальные циклы и комические оперы, кантаты и песни, концерты и сюиты для оркестра, клавирные пьесы и камерные ансамбли. Точное их количество не мог сосчитать даже сам композитор; по мнению ряда музыковедов, только одних оркестровых сюит Телеман написал около тысячи! Творчество Телемана с необыкновенной органичностью синтезирует в себе стилевые черты музыкального искусства многих стран и народов Европы. Воспитанник немецкой школы, Телеман живо интересовался и деятельно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. Во время пребывания в Зорау (теперь это город Зары на территории Польши) композитор знакомится с польским и моравским фольклором, своеобразие которого произвело на него неизгладимое впечатление. Создав ряд «Польских» сонат и концертов, Телеман явился одним из первых композиторов европейского масштаба, претворивших в своей музыке особенности польского народного творчества. Искусство Телемана отличается яркостью и рельефностью образов, сочетанием сочного жанрового колорита с тонкостью и изысканностью письма, изощренностью и богатством развития и в то же время необыкновенной доходчивостью. «Я всегда стремился быть, доступным,— писал сам композитор.— Музыку не следует превращать в нечто вроде черной магии». Присущие творчеству Баха интеллектуальная мощь, философская углубленность, высокий трагизм не свойственны Телеману— этим и обусловлено его превосходство в глазах современников над скромным лейпцигским кантором. И тем не менее мелодическая щедрость, неистощимая фантазия, искренность и задушевность делают и для нас его музыку вполне современной в самом лучшем смысле этого слова. Значительную часть творческого наследия Телемана составляют камерные ансамбли самых различных типов: сольные сонаты и трио-сонаты, квартеты для смешанного состава струнных и деревянных духовых с цифрованным басом, концерты для четырех солирующих скрипок без сопровождения. Ансамбли Телемана отличаются многообразием жанров и форм, мастерством полифонической разработки, колоритными в свежими находками в области сопоставлений различных по тембру инструментов. На этой пластинке представлены четыре сонаты для флейты и клавесина из цикла двенадцати методических сонат для поперечной флейты или скрипки и basso continuo. Первые шесть сонат были изданы в 1728 году, как опус 13, вторые (под названием «Продолжение методических сонат») — 1732 году в Гамбурге. Термин «методические», очевидно, указывает на возможное педагогическое применение этих произведений, а предназначая их для флейты или скрипки, композитор следовал традициям эпохи барокко, где подобные замены практиковались постоянно. По принципам строения флейтовые сонаты Телемана примыкают к старинной итальянской «Sonata da chiesa» («церковной сонате») с ее чередованием четырех, реже пяти контрастных по темпу частей (первые шесть сонат — четырехчастные, вторые — пятичастные). Первые части — обычно медленные, в темпе Grave, Adagio или Andante — задумчивые монологи флейты на фоне выразительного клавесинного сопровождения, скорбные и печальные в минорных сонатах, светлые и безмятежные в мажорных. Вторые и четвертые части — Allegro или Vivace в характере подвижного танца, часто в движении жиги (вторые части сонат соль минор и ля мажор, четвертые части сонат ми минор и ре минор). Как правило, они отличаются наиболее полифонизированной фактурой и развернутыми масштабами, написаны в протяженной старинной двухчастной или трех-частной форме da capo. В Сонате ре минор четвертая часть — свободно построенное рондо с контрастным ре мажорным центральным эпизодом с выдержанным «волыночным» басом в начале. Две быстрые части обрамляют третью, медленную, образующую краткое лирическое интермеццо. Эта часть, нередко написанная в параллельном мажоре или миноре по отношению к основной. тональности, иногда близка сарабанде (Соната соль минор), иногда полонезу (Соната ре минор). В Сонату ре минор, как и в другие сонаты второй тетради, введена пятая часть — Allegro, служащее сжатым и лаконичным завершением цикла. * * * Валентин Зверев — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. Он получил образование в Ленинградской консерватории, которую окончил по классу профессора И. Ф. Януса. В течение нескольких лет работал в оркестре Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В. Зверев — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1963), Международных конкурсов в Праге (1968) и в Мюнхене (1970). Концертная деятельность пианиста и клавесиниста Игоря Жукова началась с 1956 года. Он воспитанник Московской консерватории, которую окончил в 1960 году по классу профессора Г. Г. Нейгауза. В 1957 году Жуков был удостоен звания лауреата на Международном конкурсе пианистов имени Маргариты Лонг в Париже. Как солист и ансамблист он концертирует во многих городах СССР и зарубежных странах.
Г.Ф. ТЕЛЕМАН (1681-1767) СОНАТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И КЛАВЕСИНА ВАЛЕНТИН ЗВЕРЕВ, флейта ИГОРЬ ЖУКОВ, клавесин
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".