Начну с того, что записи этой бразильской пианистки ранее на Погружении не появлялись. Мне это имя тоже не было известно, пока на одном "архивном" лэйбле я не увидел диск с концертами Шопена (№2) и Бетховена (№4) в ее исполнении, причем в серии "Desert island collection". Я приобрел этот диск и решил послушать его, не дожидаясь пока судьба занесет меня на необитаемый остров. Впечатление превзошло мои ожидания, а через месяц или два у меня уже было шесть альбомов ее записей на 11 дисках, все относящиеся к 50-ым годам. Уже само число переизданий на СD показывает, что эта пианистка вовсе не забыта, но известна преимущественно на американском континенте (хотя выступала и записывалась также в Европе).
Не обошли ее вниманием и составители справочника "Современные пианисты". Свою статью они начали цитатой из впечатлений Якова Зака о его поездке в Бразилию в 1962 г, опубликованных в журнале "Советская музыка". Ниже привожу ее полностью: "Хочу привлечь внимание читателей к замечательной пианистке, которую услышал впервые и едва знал по имени. Это Гиомар Новаэс... В ее лице Бразилия имеет пианистку поистине мирового класса. Она из тех редких художников, чье исполнение нечто большее, чем игра на рояле. Новаэс - мудрый мыслитель, проникновенный истолкователь музыки. Ее оригинальный, убежденный и мужественный исполнительский почерк отличается необычайной законченностью. Новаэс пользуется в Америке громадной популярностью, и приходится удивляться, что ее так мало знают в Европе."
Из рецензии известного критика Гарольда Шенберга на запись конца 30-х годов: "The sheer beauty of her playing managed to transcend any other considerations. There may have been more monumental pianists, more intellectual pianists, but it is hard to think of a pianist whose playing gave as much sheer pleasure as that of Guiomar Novaes..."
А статья, посвященная Новаэс в Википедии, открывается следующими фразами: "A Brazilian pianist noted for individuality of tone and phrasing, singing line, and a subtle and nuanced approach to her interpretations. She is widely considered one of the greatest pianists of the twentieth century".
Ранняя биография Гиомар Новаэс схожа с биографией другого вундеркинда, Клаудио Аррау, родившегося в Чили на 8 лет позже ее. Она родилась в Бразилии, недалеко от Сан-Пауло, в 1895 г (указываются также 94 и 96 гг), в семье, где была предпоследней среди 18 (или 19) детей. Уже в 4 года она по слуху начала играть на фортепиано знакомую ей музыку. Как и Аррау, освоила нотную грамоту еще не умея читать. Ее серьезные занятия начались в 7 лет с пианистом Луиджи Кьяффарелли, учеником Бузони, и включали также гармонию и композицию. Успех ее выступлений привел к тому, что в возрасте 14 лет она получила государственную стипендию на продолжение обучения в Европе (Аррау получил подобную поддержку уже в возрасте семи лет). По совету своего ментора Новаэс отправилась в Париж. Несмотря на 387 претендентов на всего две вакансии для иностранцев, Новаэс оказалась первой. Училась она у Исидора Филиппа и закончила консерваторию с отличием через два года, в 1911 г. Известен хвалебный отзыв Дебюсси, бывшего членом жюри, на ее исполнение Баллады №3 Шопена. Более она нигде не училась. (Аррау, занимавшийся в Берлине у обожаемого им Мартина Краузе, ученика Листа, после его смерти оставил учебу в возрасте 15 лет).
Эту выкладку я начал готовить еще в конце августа, но неожиданная смерть жены выбила меня из колеи. Сейчас, вернувшись к посту, я решил, не завершая биографии Новаэс и не меняя уже написанного текста, выложить - вместо упомянутого в нем диска - альбом Шопена, поскольку ноктюрны из этого альбома были последним, что за пару дней до кончины жены мы слушали вместе. Концерты будут в выложены в следующем моем посте, причем теперь уже в двух вариантах, концертном и студийном, и с разными дирижерами и оркестрами.
Юрий, примите самые искренние соболезнования. Спасибо Вам за Шопена в записях замечательной пианистки старых времен. И вообще за все Ваши выкладки, - они всегда прекрасны.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".