Немецкий соловей - Эрна Зак
Эрна Зак родился в Шпандау, Берлин.
Ее девичья фамилия была Вебер. Ещё ребёнком ее голос привлек внимание как в
школе, так и в церковном хоре, в котором она пела. В 1921 году Эрна вышла замуж
за Германа Зак. Пению обучалась сначала в Пражской Консерватории, а позже в Берлине у Оскара Даниила.
В
возрасте почти 30 лет на одном
из своих занятий Зак случайно услышала жена дирижера Бруно Вальтера и
уговорила мужа, который в то время был музыкальным директором Берлинской
Государственной оперы, чтобы уже не юной певице устроили прослушивание. Так она
попала на маленькие роли в этой знаменитой труппе с 1928 по 1930, где пела даже
на премьерах опер Вольфа-Феррари, д’Эльбера и Марк Лотара. В то же время она записалась в нескольких
небольших ролях в операх на берлинском Радио. Именно тогда Вальтер подсказал ей, что нужно перейти на
маленькие провинциальные сцены, чтоб получить больше опыта и увеличить
репертуар.
Ее карьера началась в 1930 году на Радио, когда
ее сверхъестественная способность петь стратосферно-высокие ноты стали известны
широкой музыкальной общественности. Рихард Штраус даже написал
новую каденцию для
Цербинетты (Ариадна на Наксосе)
В 1931 году она спела в Норину доницеттиевском «Доне
Паскуале" в Билефельде, где ее голос произвел сильное впечатление и
последовали многочисленные предложения от разных трупп. В Висбадене Театр
занимает её в течение 1932 года, и в этом же году она участвовала в нескольких
радиопередачах и сделала несколько записей. В 1934 году Эрна Зак была
приглашена с Театр г. Бреслау , где
дебютирует в Цербинетте, теперь уже своей визитной карточке, а в следующем году
следует приглашение в Дрезден, в Государственную Оперу. Тут она привлекла внимание не только Карла Бёма, но прежде всего Рихарда Штрауса. В том же 1934
году она вернулась в Берлин для выступления в роли Джильды в Риголетто, где её
партнёрами были знаменитые Генрих Шлюснус (Риголетто) и Вальтер Людвиг, (герцог). Дирижёром этого
спектакля был Эрих Клайбер.
В 1935 году Эрна Зак предприняла свои первые
серии концертные турне в Австрии, Нидерландах, Франции и Великобритании. В том же году она подписала свой знаменитый
эксклюзивные контракт с Telefunken V N.. В мировой премьере Штрауса «Молчаливая женщина» она заслужила
особую благодарность от Автора и дирижировавшего премьерой Карла Бёма. В результате она
получила приглашение от Штрауса спеть несколько раз партию Цербинетты,
когда Дрезденской Государственной опере гастролировала в Royal Opera House (Ковент-Гарден Лондон)
в 1936 году.
С этого момента Зак начала работать не покладая
рук в опере, в концертных турне, записи на грампластинки, выступлениях на Радио
и на гастролях. В том числе в Риме, где она появилась в моцартовской «Волшебной
флейте» в компании с Тито Скипа, Личией Альбанезе в Копенгагене, Осло,
и, впервые, в США,
где она пела в Карнеги-Холл вмесие с
Йозефом Шмидтом и Рихардом
Таубером, выступая (24 октября 1937) дуэтом легаровской
«Весёлой вдове». Однако она отказалась от выгодного приглашения спеть на сцене Лирического театра в Чикаго, где надо
было петь Розину и Лючию на итальянском языке, которого не знала, и, за
недостатком времени, не успевала выучить эти партии на языке оригинала (в
Европе то время оперы исполнялись на языке страны, в которой они шли).
Карьера и жизнь певицы с 1940 по 1946 покрыты
туманом и недоговорённостями, хотя о них можно судить (правда, косвенно) по
географии выступлений певицы после Второй Мировой войны
В эти годы Эрна Зак гастролирует с огромным
успехом в Латинской Америке; особенно
много в Бразилии, Аргентине, Уругваю и Чили,
( она и ее муж приняли бразильское подданство; жили же они, в основном, в Монреале). Позже она
гастролировала в Южной Африке и
даже Юго-Западной Африке. Вернулась в Западную Германию в 1950 году.
В 1953 году она совершила длительную поездку в
ФРГ и Западном Берлине, предприняв марафон с включением более 40 концертов,
которые последовали вослед большого тура по и и Новой Зеландии. Осенью 1954 году она
отпраздновала свое возвращение в Соединенные Штаты, триумфально выступив в
Карнеги-Холле. Она закончила свою концертную карьеру после финального тура по
Западной Германии осенью 1954 года и краткого визита в Восточную Германию в 1957 году, а затем удалилась от
общественной жизни.
Эрна Зак снималась в многочисленных фильмах,
произведенных в Германии, таких, как Цветы
из Ниццы (1935) и Нинон (последняя -
одна из самых известных оперетт, снятых в этот период). На протяжении всей
своей карьеры Эрна Зак активно писалась: сначала на ацетат
(шеллак), затем, начиная примерно с 1935 г., на новое немецкое изобретение - BASF
магнитной ленты. С магнитофонной ленты записи можно было бесконечно
тиражировать диски и в очень значительных количествах эти записи впоследствии
были переведены из 78s на долгоиграющие пластинки (винил) (LP). Сегодня
есть несколько компаний, производящих полностью ремастирированные компакт-диски
(CD) Эрны Зак, и прежде
всего это, конечно, Telefunken
V N., французская компания Lis. ARCHIPEL также выпустил записи концертов певицы
в Карнеги-Холл.
Она
умерла в клинике Майнца 2 марта 1972 года после операции (рак).
На ютюбе выложено несколько фрагментов из кинофильмов с её участием. Прекрасного роста, стройная, с великолепной фигурой, она внешне производит большое впечатление, а её красивый голос достигает прямо альпийский высот! В знаменитой песне "Цветок из Ниццы" она несколько раз взлетает на фа-диез третьей октавы, а в финале ещё выше - на чистое СИ третьей октавы. Поистине - головокружительное пение!
https://www.youtube.com/watch?v=NNGJgykYiGs
А. Земляной. 2016
Диск_1 192 мб, потреково