Необычна
биография А. Русселя - одного из видных французских
композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по
Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические
страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в
возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период
колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе
Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной
школы. С октября 1894г. Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э.
Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В. д'Энди,
куда уже в 1902 г. его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он
преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются
композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре
Франции,Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль.
Первые
сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898г. и получившие премию
на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 г. в концерте
Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение
"Воскресение", вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А.
Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных
кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано,
скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А. Ренье,
"Проходят часы" для фортепиано).
Интерес к
Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию,
Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами,
посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое
впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где
когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого
Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык, В
произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные
особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко
образы Востока представлены в опере-балете "Падмавати", поставленной
в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех. Позже, в 30-х гг. Руссель одним
из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические
лады - древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано).
Руссель не
избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете "Пир паука"
(1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной,
изобретательной оркестровкой.
Участие в
первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с
фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению
неоклассицизма. "Альбер Руссель нас покидает", - писал критик Э.
Вийермоз, приверженец импрессионизма, - "покидает не попрощавшись,
молчаливо, сосредоточенно, сдержанно... Он уйдет, он уходит, он ушел. Но
куда?" Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В
Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше
утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное
начало все больше выдвигается на первый план.
В конце 20-х
гг. сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 г. он посещает
США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским
симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она
и была написана. Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников
многие известные композиторы XX века: наряду с упоминавшимися выше это Б.
Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 г. и до конца жизни (1937) Руссель был
председателем Народной музыкальной федерации Франции.
Определяя
свой идеал, композитор говорил: "Культ духовных ценностей - основа всякого
общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка -
наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей".
А здесь комплект симфоний (и оркестровой музыки) Русселя в исполнении Royal Scottish National Orchestra, Stéphane Denève:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".