Как
образцы итальянских баритонов в
истории мирового вокального искусства обычно рассматриваются трое певцов:
Маттиа Баттистини, Титта Руффо и Джузеппе де Люка.
Первый
- превосходный белькантовый певец с красавцем-голосом и малым актёрским
дарованием. Второй - феноменальное
вокальное явление при большом актёрском даровании. И, как бы на полпути между ними, баритон, который обладал
ординарным голосом, но благодаря изяществу фразы, артистизму, лёгкости звука и
удивительно умелому использованию своих ограниченных ресурсов сумел стать
образцом для подражания (де Люка).
Однако эта, казалось бы, безупречная
классификация (как и всякая классификация!) не может быть исчерпывающей: среди
их современников имелось много превосходных (большей частью -
итальянских) баритонов, слишком больших художников и ярких личностей,
чтобы их можно было бы отнести к одной из этих групп. Таковыми были
художники-вокалисты - Доменико Вильоне-Боргезе, Чезаре Формики, Риккардо
Страччари, Бенвенуто Франчи, Карло Галеффи, Аполло Гранфорте... Любой из
них – большой, неподражаемый художник, неделённый большими личностными
качествами. Кроме того, эти баритоны имели голоса тёмного характера, они были
"подлинными" баритонами, в отличие от Баттистини или Де Люка, с их
светлыми, почти теноровыми тембрами. Голос Аполло Гранфорте был одним из
наиболее внушительных, что сохранены на граммофонных дисках, баритоном своего
времени. Кроме того, он был грандиозным актером, что неопровержимо доказывают
его записи...
Мне фигура Гранфорте представляется не
только абсолютно БЕССПОРНО входящей в условную сотню великих певцов, но и в десятку
крупнейших вердиевско-веристких баритонов не только своего времени. Могучий красивый
голос, мясистый, насыщенный по тону по всему большому диапазону, большого наполнения на центре, объёмные "стенобитные" верхи и при
этом плотный, уверенно звучащий нижний регистр - это уже само по себе
явление из ряда исключительных! Добавим сюда превосходную дикцию, прямо "лепную" фразировку (в том числе и в речитативах), большой, но подчинённый благородному вкусу темперамент - грандиозное явление оперной сцены!
Великолепная школа, органика вокально-сценической
манеры, очень здоровая певческая конституция –всё это позволяло ему бесконечно колесить и петь, петь, петь бесчисленные
спектакли. Основу его репертуара составляли драматические партии, губительные
для голосов не столь крепких физически – Яго, Риголетто, Нелюско, дона Карлоса
(«Сила судьбы»), но он не чуждался и ролей в «Севильском цирюльнике», ди Луна,
Валентина, Жермона В партиях «коварных негодяев-злодеев» он при жизни не имел
соперников: никто даже близко не мог столь стихийно звучать и быть таким
эмоциональным! В комплектах с его участием (ТОСКА, ОТЕЛЛО) слышна не только
голосовая стихия, но изумительная по психологической достоверности
фразировка.
Устные театральные истории утверждают, что Гранфорте младенцем был подброшен
под стены женского монастыря, воспитывался и рос там, в этих стенах. Настоящая
фамилия, соответственно, неизвестна, а за громогласный крик младенца
монашенки его и прозвали "ГРАНФОРТЕ", что можно перевести как
«громогласный». Поскольку младенец был весьма неказист внешне (он, собственно,
не блистал таким качеством и позже!), то острые на язычок женщины прозвали его
Аполлоном (Аполло - укороченное имя). Так кличка «проросла» в имя -
АПОЛЛО ГРАНФОРТЕ, одно из великих имён Италии.
Он был яростным поклонником Duce (Муссолини), состоял в фашистской партии.
Блистательное, полное пафоса исполнение «Giovinezza» - официального гимна итальянских фашистов – тому
подтверждение. Ну а гимн «Duce»,
тоже записанный им примерно же в эти годы (1928), ещё раз подтверждает его
преклонение перед Муссолини: я даже не вспомню, кто бы ещё из итальянских
певцов его записал!…
Поскольку
Гранфорте в начале 40-х годов отошёл от театральной деятельности (хотя ещё
много пел на Радио), то замалчивать его имя, замаранное связями с фашистами,
уже не составляло большого труда…
Созданные им (и запечатлённые полностью в грамзаписи)
роли Яго, Скарпья, Ди Луна, Тонио... являются великими достижениями
итальянского оперного театра, вписанными золотой вязью в историю мирового
музыкального театра.
Алексей Земляной, 2014 г.
Трек-лист Il barbiere di Siviglia: Largo al factotum (Rossini) Recorded 27. 2. 1925 HMV DB 834 (Cc 5815-11) Don Sebastiano: O Lisbona, alfin ti miro (Donizetti) Recorded 27. 2. 1925 HMV DB 834 (Cc 5816-1) Rigoletto: Pari siamo (Verdi) Rec. 4. 3. 1925 HMV DB 836 (Cc 5835-II) Rigoletto: Cortigiani, vii razza dannata (Verdi) Recorded 4. 3. 1925 HMV DB 836 (Cc 5836-1) La Gioconda: O monumento (Ponchielli) Recorded 4. 3. 1925 HMV DB 835 (Cc 5837-1) Otello: Credo in un Dio crudel (Verdi) Rec. 27. 2. 1925 HMV DB 835 (Cc 5814-1) La Paloma (Yradier) Rec. in March 1925 HMV DA 699 (Bb 5854-1 V) Alma Llanera (Gutierrez) Rec. in March 1925 HMV DA 699 (Bb 5855-1II) Un ballo in maschera: Eri tu che macchiavi (Verdi) Recorded 3. 5. 1926 HMV DB 937 (CR 361-11) Otello: Era la notte (Verdi) Recorded 11,5. 1926 HMV DB 937 (CR 369-11) La leggenda del Piave (Mario) Rec. 13. 5. 1926 HMV DA 784 (BR 373-11) Giovinezza (Blanc) Recorded 13. 5. 1926 HMV DA 784 (BR 372-1) Faust: O santa medaglia... Dio possente (Gounod) Recorded 10. 3. 1927 HMV DB 938 (Ck 2004-1) Andrea Chenier: Un di m’era di gioia (Giordano) Recorded IO. 3. 1927 HMV DB 1453 (Ck 2003-11) I pagliacci: Si puo? (Leoncavallo) Recorded 11. 3. 1927 HMV DB 1044 (Ck 2006-II & 2007 I) Aida: A te grave cagion m’adduce Aida (Verdi) with HILDA MONTI Recorded 22. 2. 1928 HMV DB 1153 (CF 1532/3-1) Inno al Duce (Dine) Recorded 23. 3. 1928 HMV DB 1154 (CF 1595 I) Inno di Roma (Puccini) Recordcd 7. II. 1927 HMV DB 1154(004900.11) With orchestra conducted by George W. Byng 1-12 Orchestra of La Scala. Milan conducted by Carlo Sabajno 13-18
Спасибо Алексей за Ваши выкладки! Хотелось бы узнать ещё, не "завалялся"))) ли у Вас где Джордж Лондон?Или Занканаро? В сети их записи довольно редки..
Потрясающий баритон!! Кроме мощного великолепия его голоса, восхищает благородный и элегантный артистизм его трактовок, драматически рельефная фразировка без излишней аффектации и ярмарочной театральности, которой часто грешат итальянские певцы! Большое спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".