Ровно 60 лет назад в Реканати, в
городе, где он родился, Беньямино Джильи спел свой последний спектакль (партия
Канио в «ПАЯЦАХ» Леонкавалло), он начал серию концертов мирового прощальноего турне, которое
продолжалось целый год и завершилось 25-го мая 1955 года в Вашингтоне. А через
два года мир навсегда простился с одним из самых выдающихся певцов XX века: артист умер от воспаления лёгких 30 ноября 1957 года, в Риме...
Вслед за Анджело Мазини, признанного «чародея звука» за блистательное
вокальное мастерство и, по воспоминаниям свидетелей, обладателя невероятного по
красоте голоса, закончившим карьеру в самом начале 20-го века, да так и не
записавшего на граммофон ни одного звука своего легендарного тенора (Фёдор
Иванович Шаляпин называл Мазини «ангелом, слетевшим с небес»)… и Леонида
Собинова – так же обладателя бесподобного по тембровым характеристикам
тенора… лишь Беньямино Джильи можно с полным правом поставить в один ряд с ними.
Воистину, «святая троица», если говорить о тембре голоса, как о
физическом феномене. И, если о голосе Мазини мы можем судить лишь со слов
современников, а Собинов хоть и оставил немалое количество записей, но ввиду их
несовершенства судить о качестве его голоса мы можем лишь косвенно, с большой
осторожностью, то фонографическое наследие Джильи огромно…
Невероятная «сладость» тембра Джильи (вкупе с его огромным вокальным
мастерством) позволили ему не только более 30-ти лет царствовать на
сценах крупнейших оперных театров мира, но и быть в числе тех, кого
граммофонные фирмы начали издавать в самом начале карьеры, буквально со
«школьной скамьи». Первая запись
граммофонной фирмы VICTOR («Voce Padrone»
итальянское отделение HMV)
датирована 14 октября 1918 года. Певец провёл на сцене лишь 4 сезона…
После первых же коммерчески успешных проектов… «Voce Padrone» подписала с ним эксклюзивный
контракт, и сеансы звукозаписи последовали одна за другой (сам он, кстати, очень
охотно писался!).
Как только кино стала звуковым, всесветная популярность певца подвигнула
кинематографистов сделать предложение певцу сняться в музыкальном фильме. И,
несмотря на колебание самого артиста, хорошо знавшего свою невыигрышную,
абсолютно не кинематографическую внешность, весьма далёкую от черт
«романтического героя», да и огромную загруженность, склонили его к согласию
поучаствовать в этом проекте. Первый же фильм был встречен публикой с огромным
энтузиазмом и вслед за ним последовали ещё и ещё. Кинофильмы с его участием
пользовались бешеным успехом! Всего было
снято 15 или 16 кинофильмов. Они были дублированы на английский, немецкий и
итальянские языки. Львиная доля этих кинофильмов с Джильи принадлежит Германии
(хотя фильмы снимались и итальянцами и американцами), что понятно: Италия была
союзницей фашистской Германии, а фотопортрет Геббельса на домашнем рояле певца
соседствовал с бюстом Верди. После войны некоторая часть этих киноплёнок попала
в СССР в качестве реституции (репарации), а проще говоря – в качестве трофеев. И
хотя надо признаться, что художественная ценность этих фильмов невелика и порой
вовсе невозможно серьёзно обсуждать их сюжетные коллизии, но тогда любители
хорошего пения ходили на его картины по десятку и более раз: всё слушали и не
могли наслушаться чарующим голосом певца,
проникающей в душу теплотой исполнения, темпераментом, эмоциональностью артиста;
подолгу вслушивались в богатейшую палитру тембровых красок (так до сих пор
никем и не превзойдённую), упивались чудесными, зачастую неизвестными мелодиями
песен, и совершенным исполнением знакомых до каждой ноты популярнейших арий… Как
признавался артисту один из его поклонников, один из таких фильмов, он…
посмотрел 60 раз!
Рина, дочь Джильи, за гримёра
CD1
01 - 'O sole mio [di Capua]
02 - Santa Lucia [Cottrau]
03 - Sto penzanno 'a Maria [de
Curtis]
04 - Core 'ngrato [Cardillo]
05 - Dicitincello vuje [Falvo]
06 - Santa Lucia Luntana [Mario]
07 - Voce 'e notte! [de Curtis]
08 - 'A Canzone 'e Napule [de
Curtis]
09 - 'O Surdato 'nnammurato [Cannio]
10 - Mattinata Veneziana [Cinque]
11 - Serenata Veneziana [Melichar]
12 - Solo per te, Lucia [Bixio]
13 - Anima mia [Melichar]
14 - Tu sei la vita mia [Becce]
15 - Povera Pulcinella
[Buzzi-Peccia]
16 - Notte lunare [Seismit-Doda]
17 - Casarella [di Veroli]
18 - Maria [de Curtis]
19 - Mamma [Bixio]
2CD
01 - 'O sole mio [di Capua]
02 - Santa Lucia [Cottrau]
03 - Sto penzanno 'a Maria [de
Curtis]
04 - Core 'ngrato [Cardillo]
05 - Dicitincello vuje [Falvo]
06 - Santa Lucia Luntana [Mario]
07 - Voce 'e notte! [de Curtis]
08 - 'A Canzone 'e Napule [de
Curtis]
09 - 'O Surdato 'nnammurato [Cannio]
10 - Mattinata Veneziana [Cinque]
11 - Serenata Veneziana [Melichar]
12 - Solo per te, Lucia [Bixio]
13 - Anima mia [Melichar]
14 - Tu sei la vita mia [Becce]
15 - Povera Pulcinella
[Buzzi-Peccia]
16 - Notte lunare [Seismit-Doda]
17 - Casarella [di Veroli]
18 - Maria [de Curtis]
19 - Mamma [Bixio]
Певец до последнего дня продолжал
записываться на фирме EMI.
Уже на самом излёте карьеры им была записана большая серия песен (более 80-ти,
включая варианты!), до того или неизвестных публике или же специально написанных
в рамке этого проекта. Поистине, неутомим был этот человек!!
С уходом артиста из жизни популярность записей артиста не уменьшилась,
а, быть может, даже и возросла: спустя более полувека после смерти великого
тенора, активно продолжают издавать его ранние записи (фирмы CETRA), а в постоянных каталогах фирмы EMI Джильи никогда не
исчезал. Прекрасные записи таких лейблов, как PEARL, NAXOS, Многочисленные фирмы и фирмочки
продолжают издавать записи из кинофильмов, живые выступления артиста, и находят
живой спрос. Мне кажется, что записи Джильи будут издавать до тех пор, пока
существуют поклонники классического пения.
Бессмысленно утверждать, что
Джильи всегда и во всём был непревзойдён, что он был исключительный стилист и
обладал тончайшим вкусом: вовсе нет! Но надо признать, что как исполнитель
целого ряда партий (прежде всего – лирических) он стал эталоном, а как
исполнитель песен, в т.ч. «неаполитанских», он остался во многом
непревзойдённым ни его современником великим Тито Скипа, самым записываемым артистом
того времени, ни его последователями: Джузеппе Ди Стефано, Лучано Паваротти и
другими…
А.Земляной, 2014
flac+cue
потреково
ссылка:
https://cloud.mail.ru/public/MCXC/hSKJKGBJF коврики: https://cloud.mail.ru/public/7PBR/PnCdQtZuy
|