День рождения:20.07.1886, Леньяно, Италия Дата смерти:11.06.1975,Милан, Италия
Как
образцы итальянских баритонов в истории мирового вокального искусства
обычно рассматриваются трое певцов: Маттиа Баттистини, Титта Руффо и Джузеппе
де Люка.
Первый - превосходный белькантовый певец с красавцем-голосом и малым актёрским
дарованием. Феноменальное вокальное явление при большом актёрском даровании
(Руффо) и, как бы на полпути между ними, баритон, который обладал ординарным
голосом, но благодаря изяществу фразы, артистизму, лёгкости звука и удивительно
умелому использованию своих ограниченных ресурсов сумел стать образцом для
подражания (де Люка). Однако столь логическая классификация (как и всякая
классификация!) не может быть полной: среди их современников имелось
много превосходных (большей частью - итальянских) баритонов, слишком больших
художников и ярких личностей, чтобы их можно было бы снести в примечания
этой классификации!.. Таковы художники-вокалисты - Доменико Вильоне-Боргезе,
Чезаре Формики, Энрико Молинари, Риккардо Страччари, Бенвенуто Франчи, Карло Галеффи,
Аполло Гранфорте... Любой из них - большой художник. Кроме того, эти баритоны
имели голоса темного оттенка, они были "подлинными" баритонами, в
отличие от Баттистини или Де Люка, с их светлыми, почти теноровыми тембрами.
Голос Аполло Гранфорте был одним из наиболее внушительных, что сохранены на
граммофонных дисках. Кроме того, он был грандиозным актером, что неопровержимо
доказывают его записи...
Мне фигура Гранфорте
представляется не только абсолютно БЕССПОРНО входящей в условную 100 великих
певцов, но и в десятку крупнейших вердиевско-веристких баритонов "всех
времён и народов”! Могучий голос, яркий и красивый, насыщенный по тону,
объёмный и богатый тембрально, с превосходным, "стенобитным" верхом,
но при этом имеющий мощную середину и плотный хороший низ - это уже само по
себе явление из ряда исключительных!
Кроме этого -
великолепная школа, органика манеры, очень здоровая певческая конституция,
позволившая ему бесконечно колесить и петь-петь и петь спектакли, причём
"кровавейшие": типа Яго и Риголетто! В партиях «коварных негодяев-злодеев»
он при жизни не имел соперников: никто даже близко не мог столь стихийно
звучать и быть таким эмоциональным! В комплектах с его участием (ТОСКА, ОТЕЛЛО)
слышна не только голосовая стихия, но изумительная по психологической
достоверности фразировка.
Устные
театральные истории утверждают, что Гранфорте младенцем был подброшен под стены
женского монастыря, воспитывался и рос там, в этих стенах. Настоящая фамилия, соответственно,
неизвестна, а за громогласный крик младенца монашенки его и прозвали
"ГРАНФОРТЕ", что можно перевести как «громогласный». Поскольку
младенец был весьма неказист внешне (он, собственно, не блистал таким качеством
и позже!), то острые на язычок женщины прозвали его Аполлоном (Аполло -
укороченное имя). Так кличка «проросла» в имя - АПОЛЛО ГРАНФОРТЕ, одно из
великих имён Италии.
Он был яростным
поклонником Duce (Муссолини), состоял в фашистской партии. Блистательное,
полное пафоса исполнение «Giovinezza» - официального гимна
итальянских фашистов – тому подтверждение. Ну а гимн «Duce», тоже записанный им
примерно же в эти годы (1928), в комментариях не нуждается: я даже не вспомню,
кто бы ещё из итальянских певцов его записал!
Поскольку Гранфорте в
начале 40-х годов отошёл от театральной деятельности (хотя екщё много пел на
Радио), то замалчивать его имя, замаранное связями с фашистами, уже не
составляло большого труда…
Созданные им (и запечатлённые полностью в грамзаписи)
роли Яго, Скарпья, Ди Луна, Тонио... являются великими достижениями
итальянского оперного театра, вписанными золотой вязью в историю мирового
музыкального театра.
..."оттачивать стали стилО" -- да нет же, просто без опечатки выкладка смотрится лучше (если хотите, уберу тот комментарий). Я, конечно, должен был бы сказать "спасибо", но... не люблю я Гранфорте. "Forte" в нём много, а вот "Gran" -- это преувеличение. Но это не умаляет ценность Вашей работы; а потому -- СПАСИБО!
Огромное спасибо! К сожалению, не слышал раньше этого великолепного баритона. Он действительно велик. Я скачал (и прослушал) оба Ваши диска. Простите, но может у Вас есть ещё какие-то его записи? Буду чрезвычайно благодарен, если Вы поделитесь...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".