wav | scans | LP rip | 265.85 MB
или mp3 vbr ~ 275 | 77.6 MB
Джордж КРАМБ (р.1929)1-я сторона:
«Вечные голоса детей» (Ancient voices of children) (1970) Вокальный цикл на стихи Ф. Гарсиа Лорки для сопрано, дисканта и ансамбля [18:26]
Части 1-4
2-я сторона:
«Вечные голоса детей» (1970)Часть 5 [7:34]
«Вечный Свет» (Lux Aeterna) (1971) для сопрано, басовой флейты, продольной флейты-сопрано, ситара и ударных [15:35]
Нелли ЛИ (сопрано)Павел СЕДОВ (дискант) («Вечные голоса детей»)
Ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР
Дирижёр - Александр ЛАЗАРЕВ
Продолжительность: 40’24”
LP – МЕЛОДИЯ С10 28445 003
В одном из интервью Крамб сказал как-то, что считает возможности обычных музыкальных инструментов неисчерпаемыми, безграничными. «Каждое новое поколение композиторов, - говорит он, - обязательно будет находить в них нечто новое, неизвестное». Во всех сочинениях Крамб преподносит слушателям тембровый «сюрприз». В «Lux Aeterna» («Вечный свет») это необычный эффект звучания античных тарелочек, положенных на мембрану литавр, а также тембр басовой поперечной флейты – уникального инструмента, фактически не используемого в музыкальной практике. В партитуру «Lux Aeterna» автор вводит ситар – индийский щипковый инструмент.
В этом сочинении Крамб во многом следует традициям Востока. Вся композиция представляет собой процесс не развития, а, скорее, созерцания – возвращение к одному и тому же образу, выявление в нём нового смысла. Крамб вслушивается в мельчайшие интонации, в бездонную глубину трезвучия, в родственные тембры человеческого голоса и инструментов. Вместе со слушателями он удивляется несчерпаемости, казалось бы, очень простых вещей, как бы заново открывает их.
В основе вокальной партии «Lux Aeterna» - рассредоточенные во времени слова латинского реквиема: « Вечный покой дай им, и свет вечный да воссияет им». Кто же в данном случае эти «они», о которых идёт речь Крамб? На титульном листе стоит посвящение: «Детям в ночи». Образ ребёнка проходит через все сочинения композитора. Это не конкретный персонаж, но символ ностальгии человечества по своему безвозвратно ушедшему детству. Стремление возвратить утраченную первозданную свежесть восприятия, чистоту детского взгляда на мир – вот то, что в наибольшей мере определяет смысл его музыки. Рефрен «Lux Aeterna» (ситар, продольная флейта, ударные) как бы воплощает видение этого ускользающего идеала. Появляясь четыре раза, он сокращается, словно исчезая в пространстве. Убывающая прогрессия – 77, 55, 33, 11 ритмических ударов – символизирует иллюзорность мечты, необратимость времени. Во многие свои произведения Крамб вводит элементы театральности. В «Lux Aeterna» все исполнители одеты в чёрное – чёрные полумаски. По мысли композитора, это должно воплощать некое природное, фатальное начало. На авансцене стоит свеча, которую солистка зажигает в начале и тушит в конце… В цикле возможно участие пантомимы. Здесь танцор как и все, носящие полумаску, тянется к горящей свече, как мотылёк к огню…
А.Ивашкин (из аннотации к пластинке)
https://cloud.mail.ru/public/GdJp/7q2Pae98N Все материалы предоставила уважаемая Любовь Никитина (музыконевед), по инициативе которой и сделан этот пост.