Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 08:53
Главная страница » 2016»Август»12 » БУЗОНИ – опера «Доктор Фауст» (1924) - Дитрих ФИШЕР-ДИСКАУ et al – Хор и оркестр Баварского радио, дирижёр – Фердинанд ЛЯЙТНЕР (1969)
БУЗОНИ – опера «Доктор Фауст» (1924) - Дитрих ФИШЕР-ДИСКАУ et al – Хор и оркестр Баварского радио, дирижёр – Фердинанд ЛЯЙТНЕР (1969)
Busoni – Doktor Faust – Dietrich Fischer-Diskau et al, Chor und Symfonie-Orchester des Bayerischen Rundfunks, Ferdinand Leitner, cond. (Recorded in 1969) [3 CDs]
Ферруччо БУЗОНИ (1866 – 1924)
«ДОКТОР ФАУСТ» (1924) Музыкальная поэма в 2-х прологах, интермеццо и 3-х основных сценах Текст: Ферруччо Бузони Завершение и редакция: Филипп Ямах
Доктор Фауст – Дитрих ФИШЕР-ДИСКАУ Вагнер - Карл Христиан КОН Мефистофель - Уильям КОКРЕН Герцог Пармский – Антон де РИДДЕР Герцогиня Пармская – Хильдегард ХИЛЛЕБРЕХТ
Солисты, хор и симфонический оркестр Баварского радио Дирижёр - Фердинанд ЛЯЙТНЕР
Запись 1969 г.
It’s hard to understand why this wonderful opera has spent so long in virtual oblivion. Faustian subject, subtle libretto, inspired music: all of these elements combine to build a unique work of art with tremendous dramatic impact and mystical implications. The problem probably lies in the style: neither romantic nor classical, the unclassifiable Busoni is too modern for the conservative and too conservative for the modern. Premiered only a few months before the triumph of Alban Berg’s Wozzeck–a seminal work that changed the way operas were conceived–Doktor Faust doesn’t fit any usual category. The libretto, written by Busoni himself, not after Goethe’s Faust as one would expect, but after the popular puppet theatre play, tells a slightly different version of Faust’s story and adopts an audacious structure consisting of a Symphonia, two Prologues, an Intermezzo, a principal action subdivided into three scenes, and an Epilogue. The music mostly evolves in a dreamy atmosphere, supported by an orchestration that’s by turns glowing, menacing, scintillating, and opaque, and by writing that’s dominated by abundant counterpoint and strange harmonic twists.
All his life, the pianist-composer was looking for some kind of magic quality in his music, and he seems finally to have found it with this incomplete opera, rich in moments of intense suggestion and hypnotic beauty. A master of transcription, Busoni continuously gives his own creation new shapes and forms–an unusual skill too often mistaken for lack of inspiration. Throughout the opera the listener can recognize material borrowed from or included in works written earlier or simultaneously with Doktor Faust. To give just a few examples: the first Prologue exploits parts of the Sonatina seconda for piano; we hear bits of Tanzwalzer for orchestra in the wedding procession of the Duke and Duchess of Parma; and the wonderful Aria of the Duchess also is the central part of the Toccata for piano. Busoni’s music alternates between very different moods, from the sarcastic encounter with Mephistopheles to the moving Intermezzo with the soldier, from the metaphysical nobility of the orchestral Sarabande to the transfigured ending. http://www.classicstoday.com/review/review-4562/
Свыше 2500 просмотров - и ни одного комментария! Никто даже не крякнул, не гукнул, не пискнул и не рявкнул! Не заклеймил буржуазный декаданс! Не поругал фрагментарность сюжета-либретто! Не оценил мистических глубин, экспрессионистской интенсивности и аллюзий к архетипу Фауста как отягощенного страстями искателя истины (постижение Истины требует чистоты - свободы от шкурных желаний), в силу этой отягощенности обреченного на поражение. Не восхитился дерзновенной попыткой Бузони синтезировать латинский и германский дух и рацио в его "Фаусте"! Не воспринял сие творение как блестящий образец Das Glasperlenspiel!
Музыка гениальная, новаторская - альтернатива "Воццеку" Берга как новой концепции оперы. Трудно приклеить к ней стилистический ярлык - это не поздний романтизм, не экспрессионизм и не модернизм. Бузони презирал цепляние за прошлое, равно как и чисто формалистические поиски музыкального "языка будущего". Музыка "Фауста" полна красоты - то суровой и драматической, то утонченно-магической, с непредсказуемыми гармоническими модуляциями, изощренным контрапунктом и сверх-выразительной оркестровкой. Симптоматично, что в этой аскетической опере, - посвященной драме экзистенциального познания, - отсутствуют любовные сцены. Особого внимания заслуживают шедевральные хоры в "Фаусте"!
Большое спасибо! Опера чрезвычайно интересна и в музыкальном плане и в плане интерпретации сюжета. Неплохо было бы изложить здесь по русски хотя бы кратко содержание оперы, ведь оно не совсем совпадает с общеизвестным гётевским.
Бузони — автор трёх опер: «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl; 1911, по Гофману), «Турандот» и «Арлекино» (обе 1917). Над четвёртой, «Доктором Фаустом», он начал работать в 1916 г., но завершить не успел. Опера была закончена учеником Бузони Ярнахом по оставшимся рукописям и наброскам; в 1980-е гг. исследователь творчества Бузони Энтони Бомонт предложил другое завершение, принимающее во внимание и те нотные рукописи Бузони, которые Ярнаху не были доступны. (Из http://intoclassics.net/news/2010-11-29-19956
Может быть Busoni - Doktor Faust - Boult 1959 (тоже с Дискау) - это "чистый" Бузони? Там всего час.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".