В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т. д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции — сродство строёв и общие аккорды. Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи. Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд. Составляя это руководство, я старался, во 1-х, сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно итти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения. Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента — я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой — к изучению свободного сочинения и форм композиции. Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи: 1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами. 2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною. 3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями. 4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию. 5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах. 6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание. 7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение. Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности. Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т. е. музыкального общеобразовательного) предмета,— курс может быть значительно сокращен. Для большей дешевизны учебника все задачи для решения приложены в конце, внутри же учебника указаны только №№ задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений.
Н. Римский-Корсаков С.-Петербург, 1886 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 16-му ИЗДАНИЮ В наше время, когда широчайшие массы трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны,— особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н. А. Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным. В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр. 141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора Ленинградской Консерватории Н. А. Соколова: «Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом» (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику. Приношу благодарность профессору Ленинградской Консерватории П. Б. Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника.
У русской методической литературы по гармонии есть своя история.
Стремительный подъем в России музыкального искусства в 60-е годы XIX в.
отразился и на преподавании теоретических дисциплин. 1 сентября 1866 г. в
Москве была открыта новая российская консерватория, и П. И. Чайковский стал в
ней первым профессором по классу композиции. Он проработал 12 лет, первые
четыре года вел класс свободного сочинения (так называемый курс «специальной
теории»), а также элементарную теорию и гармонию у композиторов и исполнителей.
С 1869 г. П. И. Чайковский преподает музыкальную форму, а с 1870 г. — и инструментовку
(вместо элементарной теории). Учебная нагрузка была интенсивной, она колебалась
от 20 до 27 часов в неделю. Ежегодно у профессора П. И. Чайковского обучались по
музыкально-теоретическим дисциплинам от 60 до 90 студентов, то есть за годы
преподавания в Московской консерватории через его классы прошло свыше 500
учеников разных специальностей. П.
И. Чайковскому принадлежит честь создания первого русского учебника гармонии. В
1872 г. он выпускает у Юргенсона «Руководство к практическому изучению
гармонии» (сам учебник создан композитором годом ранее). В дальнейшем П. И.
Чайковский по просьбе протоиерея и профессора Московской консерватории Д. В.
Разумовского перерабатывает «Руководство...» в «Краткий ученик гармонии,
приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», который был
издан уже в 1874 г. (2-е издание вышло также у Юргенсона в 1895 г.). В 1881 г.
«Краткий учебник гармонии...» П. И. Чайковского был одобрен в качестве учебного
пособия для изучения церковного
пения в духовных семинариях и училищах. В советский период этот учебник (уже в
современной орфографии и под редакцией В. В. Протопопова) был включен в Полное
собрание сочинений композитора. Структура учебника отражает состояние учения о гармонии времени
создания труда П. И. Чайковского. Вначале изложено учение об интервалах, далее
следует изложение теории по гармонии. В частности, объясняется, как строятся
аккорды в мажоре и миноре, каковы правила их сочетания, дается понятие о
гармонических секвенциях, рассматриваются особенности плавного голосоведения
при соединении аккордов, в том числе в условиях модуляции. Вторая часть названа
«Случайные гармонические формы», здесь основное внимание уделено «мелодическому
движению голосов, не изменяющему сущность гармонии» (Чайковский), даются
сведения о задержаниях, предъемах, проходящих и вспомогательных звуках,
представлены «сочетания хроматических проходящих нот с гармоническими», то есть
формируются навыки альтерации звуков аккордов. В третьей части, имеющей
заголовок «Дополнительные сведения», рассматриваются каденции и особенности
голосоведения при опоре на органный пункт. Кроме того, Чайковский отмечает
особенности голосоведения при 2-х, 3-х и многоголосном изложении, так как это
связано с практикой духовных сочинений. В
Заключении Чайковский утверждает, что «гораздо полезнее заучивания
теоретических правил будет чтение и анализ произведений известных сочинителей».
Действительно, в его учебнике все нотные иллюстрации опираются на живую
практику русской духовной музыки, благодаря чему складывается основательное
представление о ее гармоническом стиле. Примечательно, что и сам композитор
воспользовался плодами своих аналитических трудов при сочинении собственных
духовных произведений, которые обогатили русское музыкальное искусство и
заложили новые традиции в создании духовной музыки.
М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор
Второе из пособий содержит Замечания на полях "Учебника гармонии" Н. Римского-Корсакова ==================
Чайковский. Руководство к практическому изучению гармонии (изд. 2016) ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности. Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями. Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части (я говорю об Учебнике гармонии Рихтера), смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".