Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена. М.: "Музыка", 1968. (В помощь педагогу-музыканту).
У Шопена, как известно, нет произведений c открытой программой, то есть объявленной в прилагаемом литературном тексте (что часто встречается, например, у Листа) или хотя бы в общих чертах обозначенной самим названием. Поэтому, естественно, мы будем говорить именно о "скрытой" программности, которая может возникать в воображении исполнителя, слушателя или аналитика и поэтому всегда будет иметь более или менее субъективную окраску. Автор ограничился лишь несколькими произведениями и некоторыми наблюдениями, отнюдь не ставя перед собой задачу широко охватить творчество Шопена. Выбор произведений обусловлен не систематическим исследованием творчества Шопена под углом зрения скрытой программности, а практической работой с пианистами, которую автор вел периодически в течение многих лет: сперва в семинарах для выпускников и аспирантов, затем в виде консультаций концертирующим пианистам. Именно в непосредственном соприкосновении с исполнительством и возникли изложенные в настоящей работе программные толкования. Во второе издание данной работы внесены некоторые исправления и дополнения, и также увеличено количество нотных примеров (до 40 вместо прежних 17).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".