Ага-а! Вот теперь-то я, поди, должён услышать разницу между двумя(?) этими пианистами, образца 1985 и 2005 года. Чего и всем остальным советую, а если нет, то и махните рукой на меня Спасибо, большое!
Исправил. А в чём Вы видите разницу между двумя Плетнёвыми,1985 и 2005 годов? Разница,как мне кажется,в том,что он играет ещё более углублённо,вскрывая ещё более глубокие пласты мысли,заложенные в музыке. Но ведь это естественный процесс взросления музыканта! Мне одинаково дорог Плетнёв и вчерашний и сегодняшний,и меня страшно волнует его судьба в связи с сложившейся ситуацией в Тайланде.
К вечеру выложу ещё видео Большой сонаты Чайковского.
Уважаемый Иван, большое спасибо за выкладку! Давно наблюдаю за эволюцией карьеры этого замечательного музыканта, с победы на VI конкурсе Чайковского в 1978 году, и замечаю большие изменения, не в карьере, - нет!, - но в манере исполнения фортепианных произведений. Все осталось на своем месте - и звук, и пластика, и виртуозность, и пианизм. Но появилась какая-то холодность, отстраненность, сухость. Такое впечатление, что ему стало неловко проявлять на публике свои чувства и личное отношение к музыкальному материалу. Куда-то пропали непосредственность и тмперамент. Да, играет углубленно, да, - вскрывает пласты! Но это больше похоже на научное исследование, препарирование материала. Ощущение личной сопричастности к Великой тайне, заложенной в звуках, не передается, не перетекает через рампу в зал. А все это есть в исполнениях пьес Грига и Рихтером, и Гилельсом, - есть! Когда прослушал цикл концертов Бетховена, показанный недавно по "Культуре" (Плетнев там еще сам и дирижировал), испытал нечто похожее на обиду ребенка, у которого отобрали и разъяли на части любимую игрушку, с целью продемонстрировать ее внутреннее устройство.
Sorry, уважаемый Theodor, но у меня по отношению к трактовкам Михаила Васильевича как раз всё наоборот. Когда впервые, будучи ещё подростком услышал его игру на конкурсе Чайковского (особенно c-moll'ную сонату Бетховена), сразу как-то ужасно невзлюбил этого пианиста за его "закрытость", "чёрствость" звука, душевную "сухость", чрезмерную, даже сверчрезмерную академичность игры. По той же причине совсем не понравился, помнится, и b-moll'ный Концерт Чайковского. Так продолжалось многие годы - Плетнёв как пианист окончательно утвердился в моём представлении "героем совсем не моего романа", я и слушать-то его старался поменьше, чтоб не разочаровываться всё более и более. И вдруг, случайно, уже в середине 80-х, у кого-то из друзей услышал записи на пластинках сонат Моцарта и Шуберта. Я просто ошалел и в первые минуты не поверил своим ушам - мне показалось, что, либо меня очень искусно разыгрывают, либо произошла какая-то путаница в титрах на обложке пластинки... ну и т.д. С тех пор - всё пошло наоборот. Стал по мере возможности ходить на его московские концерты. Помню потрясающее исполнение в КЗЧ кореллиевских вариаций Рахманинова, затем (или до этого - не помню уже) - 2-го Концерта Чайковского (live). А когда услышал плетнёвские диски с Григом и Шуманом - совсем, можно сказать, "голову потерял". Затем, позже, - новое откровение с двумя шопеновскими дисками (на одном - 2-я соната, на другом - 3-я). Что-то невероятное!.. Стал потихоньку проверять себя на предмет "парадокса с Плетнёвым", т.е. что же это со мной такое происходит (обычно столь кардинальным образом мнения о пианистах, - да и не только пианистах, - как будто, у меня не менялись никогда). Специально раздобыл конкурсные записи Плетнёва, послушал, проанализировал - да, я не ошибся, - как будто совсем другой человек играет. А уж когда услышал недавно (относительно недавно) записанные Плетнёвым Концерты Бетховена и Шопена - просто "заболел" (какое-то время вообще с этими произведениями никого, кроме Плетнёва, не мог слушать - настолько сильное было впечатление). Отрадно, что в одном из фильмов Михаил Васильевич сам ответил на мои немые вопросы-загадки. Если помните, в фильме, посвящённом его 50-летию он говорит про самого себя в молодом возрасте что-то вроде "С трудом понимаю, ЧТО же ЭТОТ ТИП там (на сцене, видимо) делает". Абсолютно один-в-один совпадения с моими мыслями! Лично для меня творчество Плетнёва-пианиста достаточно определённно разграничивается двумя периодами, - но парадокс заключается в том, что эту границу я и упустил - видимо, пока упорно игнорировал выступления Плетнёва. Ну да Бог с ним, с упущением - во всяком случае то, что делает Плетнёв сейчас (в т.ч. и эта. опубликованная здесь видеозапись пьес Грига, сделанная 5 лет тому назад) для меня - ну просто выше всех похвал.
"Да, и причём, разница колоссальная!" вот именно, но только в обратном направлении Разумеется, все мы слышим по разному, и это уже избитая истина. Порой, вот как сейчас, заперев под замок эмоции, остаётся только это покорно констатировать. Друзья, Вы давно переслушивали раннюю запись? Если нет, то предлагаю освежить восприятие. Та же "БАБОЧКА" - "Но это больше похоже на научное исследование, препарирование материала...", иными словами препарирование бабочки, где - сам узор, окраска, полёт - находятся в безжизненном пространстве отчуждения и уж точно без человека. Мне так не кажется, я так слышу.
Нет, что там говорить, всё-равно удивляюсь таким сугубо-взаимоисключающим оценкам!
"Зал разделился, примерно, на две половины, одни кричали: - "Гений!", другие - "Бездарность!", но истина была, скорей, посередине"
Да, но в данном случае (т.е. когда мы говорим про зал, публику, критерии восприятия и т.д.) истины - нет, и быть не может. "Я так слышу..." - следовательно, "я так воспринимаю". Вот и весь разговор...
Может быть, я неправа, т.к. долгое время у меня было стойкое предубеждение против игры Плетнева по дурацкой совершенно причине: протестная реакция на то, что о человеке много говорят (неважно что), вынуждала меня откладывать это слушание на потом. Сейчас услышала и страшно увлеклась. Дело идет медленно, потому что помногу слушать не могу ничего (причины сугубо мои). Мне кажется, что такая игра, когда человек не давит своей эмоцией, не навязывает ее - хочешь слушай, хочешь не слушай, - требует внутренней свободы и открытости, чтобы принять музыку. А также свободы не принять. Недаром сам Плетнев где-то сказал (пересказ): зачем нравиться всем, достаточно, если хоть кто-то тебя поймет. Он сознательно дает нам эту свободу. Но очень часто мы даем свой встречный поток восприятия, скорее даже антивосприятия - свое состояние на момент слушания - и он мешает. Поэтому легко могу представить, что у одного слушателя этот поток возник в одно время, у другого - в другое. Я за собой это знаю и когда возникает это встречное, просто прекращаю слушать, чтобы не портить дело самой себе. Потом, в другой день, все получается. Вообще я очень люблю такую эмоционально ненавязчивую игру, при которой в музыке все прозрачно для слуха. Такая игра порождает во мне, слушателе, уже не эмоции, а чувства (я это разделяю)радости, восторга от того, как и что звучит. Когда от игры возникают эмоции - они похожи от прослушивания к прослушиванию. А чувства (оттенки чувства) - разные. Это зависит и от моего состояния, и от того, что в этот раз я услышала в музыке, какие еще случились открытия, находки. Эмоцию я жду, а вот этого чувства - нет, потому что мой слух готов у сюрпризам, к новому.
Вот видите, Вы легко ставите Плетнёва и Микеланджели на одну ступеньку. А я бы никак не поставил. Микеланджели пусть и "сухарь", но уровень пианизма просто высочайший, особенно во второй половине жизни. Хотя мне, опять-таки, его игра просто чужда в любом состоянии духа. Разные, безумно разные!
Уважаемый Октавио - да Бога ради, считайте так, как Вашей душе угодно. Но не забывайте - только глупец вступит с Вами в полемику - а Вам (или нам), простите, оно надо?
"только глупец вступит с Вами в полемику" - это уже на личность, не замечаете? А вот если бы Вы были добродушно-спокойны, то так бы не высказались. В полемике, порой, открываются чужие двери, за которыми предстаёт взору не только неглиже, но ещё и домашний уют.
На самом деле я спокоен как никогда, уважаемый Октавио. Какие личности, откуда? Где Вы их узрели?
Я про то, что, казалось, после интересной реплики galjatu разговор, по-моему, шёл к логическому завершению - и (опять-таки по-моему) весьма галантно скользкую тему завершил Андрей Keyboard. Так нет же! Никак в толк не возьму, зачем доказывать, что одна звезда на небе - это не другая, или что зима - это не лето? Смысл, Октавио?
Помилуйте, друг сердешный, какие доказательства!? Я высказал своё и только своё мнение. Зачем же Вы меня пардонно одёргиваете? В любом споре виноват тот кто умнее. Сергей, Вы и виноваты!
Для меня пианистическое мастерство Плетнева исключительное, а воплощение материала когда близкое когда не очень, но всегда предельно честное по отношению к автору. Григ его гениален, как мне кажется.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".