Материал восстановлен Бывший материал участника Григорий (postoronniy)
певица; род. в 1868 г. Музыкальное образование получила в
Московской консерватории. С 1894 г. состоит в труппе Московской императорской
оперы, на партиях первого контральто. {Брокгауз} Збруева, Евгения Ивановна
(Збруева — по первому мужу матери; урожд. Булахова; по мужу Штембер)
[26.12.1868 (7.1.1869) (в нек-рых источ. 24.12.1867), Москва — 20.10.1936, там
же] — арт. оперы (контральто), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель.
Засл. арт. Республики (1922). Дочь композитора Петра Петровича Булахова. В детские
годы обнаружила выдающийся слух, музыкальность и хороший голос, к-рые оценил Н.
Рубинштейн. В 1877—86 училась в моск. Мариинском ин-те, где пела в хоре
(позднее стала его регентом), здесь же обучалась игре на ф-п. у Н. Кашкина и
вокалу у Н. Неведомской, часто выступала в концертах (солировала как пианистка
и певица). Окончив ин-т, нек-рое время давала частные уроки. По рекомендации А.
Аренского (у к-рого также обучалась игре на ф-п.) в 1889 была принята (на
стипендию П. Третьякова) на 3-й курс Моск. конс. (кл. пения Е. Лавровской),
к-рую окончила в 1893 с малой серебряной медалью. На выпускном экзамене
выступила на сцене моск. Большого т-ра в присутствии П. Чайковского в партиях
Фидальмы и Орфея. 27 апр. 1893 под фам. Булахова дебютировала в партии Вани
("Жизнь за царя" М. Глинки) на сцене Большого т-ра. Зачислена в т-р с
янв. 1894, где выступала до янв. 1905, затем была переведена на место ушедшей
М. Долиной в петерб. Мариинский т-р, где пела до 1918. С большим успехом
гастролировала в Германии: в 1908 в Берлине (Новый королевский оперный т-р) в
составе антр. А. Церетели; в 1910 в Мюнхен, оперном т-ре (по приглашению
дирижера Ф. Мотля), где выступала в партии Эрды ("Зигфрид" и
"Золото Рейна" на нем. яз.; первый случай участия рус. певицы в
вагнеровских празднествах). В 1912 получила звание "Засл. артистка имп.
театров". Обладала редким по красоте и мощи голосом густого
"бархатного" тембра и обширного диапазона, чувством стиля и
врожденным драм. темпераментом. С. Кругликов сравнивал ее голос с виолончелью.
За 25 лет сцен. деят-сти спела 45 партий в 42 операх. 1-я исп. партий:
Алконоста ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"),
Василисы Егоровны ("Капитанская дочка"), Матери Валерия ("Песнь
торжествующей любви" А. Симона), Адити ("Метель"); в Мариинском
т-ре — Марфы ("Хованщина"), Солохи ("Черевички"); в Большом
т-ре — Марфы ("Хованщина"), Анкудина ("Федул с детьми"),
Гензель ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Эрды ("Золото
Рейна"), Анны Болейн ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Ваня
("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"),
Марфа ("Хованщина"), Хозяйка корчмы, Кончаковна, Авра, Рогнеда
("Рогнеда"), Клитемнестра ("Орестея"), Солоха ("Ночь
перед Рождеством"), Лель; Орфей, Гензель, Анна Болейн (эту партию, заменяя
заболевшую А. Крутикову, подготовила за один день), Кармен (готовила под рук.
Э. Павловской, затем в Париже — проф. Текки; в 1908 пела в Москве п/у А.
Никиша). "Партия Кармен, как нельзя лучше, укладывается в голосе г-жи
Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными
волнами... Новая партия позволила голосу Е. И. Збруевой проявить свойства,
казалось бы, мало доступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие
рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у г-жи Збруевой и воздушность
и отчетливость. Искренний привет артистке за талант, вкус и внимание, которые
она щедро вложила в вокальную передачу Кармен" (А. Оссовский)*. Др.
партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Басманов
("Опричник"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Ольга
("Евгений Онегин"), Ангел, Нежата, Свояченица, Мариула, Егоровна,
Спиридоновка, Мамелфа, Рафаэль ("Рафаэль"), Изяслав, Лия, Эпихариса;
Зибель, Паж Урбан, Нэнси, Марта и Панталис ("Мефистофель"). Партнеры:
М. Дейша-Сионицкая, Л. Донской, В. Касторский, А. Нежданова, В. Петров, Н.
Салина, Л. Собинов, С. Трезвинский, Н. Фигнер, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пела п/у
И. Альтани, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Направника, Д. Похитонова. З. была
выдающейся камерной певицей. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус.
музыки. Неоднократно пела в концертах в ансамбле с А. Аренским, С. Рахманиновым
(с особенным мастерством исп. романс "Весенние воды"), А. Зилоти (с
ним ежегодно гастролировала по городам России), С. Кусевицким, О. Фридом.
Принимала также участие в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в Мессе
h-moll И. С. Баха, Мессе C-dur и 9-й симфонии Л. Бетховена, Реквиеме В. А.
Моцарта и Реквиеме Дж. Верди, "Манфреде" Р. Шумана (Петербург, 1909,
п/у Мотля). 1-я исп. сольной партии в кантате "По прочтении псалма"
С. Танеева в Москве (1 апр. 1915, п/у С. Кусевицкого). В 1907—08 принимала
участие в Рус. концертах в Париже, где выступала вместе с Д. Смирновым, Ф.
Литвин и Ф. Шаляпиным (п/у Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова).
Франц. критики, приравнивая успех 3. к шаляпинскому, отмечали большую
выразительность ее пения, замечательный тембр голоса и драматичность
исполнения. Во время этих гастролей в Париже в 1907 пела перед П. Виардо. В
1912 исп. в симф. концертах п/у В. Менгельберга во Франкфурте-на-Майне произв.
рус. композиторов. Камерный репертуар включал также произв. Ф. Шуберта, Р.
Шумана, X. Вольфа, К. Сен-Санса, И. Брамса, М. Мусоргского (почти все его
романсы), А. Даргомыжского, А. Бородина, Ц. Кюи, М. Балакирева, Н.
Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Аренского, А. Лядова, Н. Метнера. 1-я
исп. в России вокальных произв. Г. Малера и Р. Штрауса. Пела также в дуэтах с
Л. Николаевой, Н. Салиной, Л. Собиновым. Славилась исп. рус. песен (наибольшим
успехом пользовалась песня "С ярмарки ехал ухарь-купец"). В годы
революции принимала участие в ряде концертов для красноармейцев. Певице
посвятили свои произведения композиторы А. Аренский ("День отошел",
"О чем мечтаешь ты", "Страницы милые опять персты
раскрыли", "Одна звезда над всеми дышит", "Сад весь в
цвету"; исп. 21 янв. 1913, Петербург), А. Лядов (Пять рус. песен для
голоса с орк.), Р. Мервольф (четыре романса на стихи Д. Мережковского и один на
стихи А. Пушкина), А. Панаев ("Русалке"). Выступала в камерных
ансамблях в качестве пианистки, в т. ч. с виолончелистом А. Вержбиловичем,
однажды — с П. Казальсом (исп. Сонату С. Франка). Последний сольный концерт
состоялся в Киеве в 1918. В 1904 по инициативе 3. в Москве был организован
первый вокальный квартет (где кроме нее в разные годы пели Н. Салина, Д.
Смирнов, В. Петров, А. Александрович, Г. Боссе, М. Коваленко, Ф. Филиппов).
Репертуар квартета включал произ. М. Глинки, П. Чайковского, А. Аренского, Ц.
Кюи и др. композиторов. Искусство певицы высоко ценили В. Немирович-Данченко,
Т. Шепкина-Куперник, А. Глазунов. З. Была дружна с А. Аренским, А. Лядовым, С.
Танеевым. До 1915 давала частные уроки пения, затем преподавала в Петрогр.
конс. (с 1916 проф.). С 1917 жила в Кисловодске. В 1918—19 преподавала в Киев.
конс. и ин-те им. Н. В. Лысенко, в 1920—21 — во Владивостоке (Худож. ин-т), в
1921—23 — в Моск. конс., в 1923—34 — в Моск. оперном т-ре им. К. С.
Станиславского, в 1928— 30 — в Центр. хор. коллективе рабочих Моск. обл. отд.
Союза пищевиков, в 1930—32 — Моск. обл. Пролеткульте, затем в Центр. Доме Красной
Армии им. М. В. Фрунзе. Позднее давала частные уроки. Среди ее учеников (всего
ок. 250) — Л. Вдовина, С. Геликонская, М. Головина, М. Гольдина, А.
Мысак-Добровольская, П. Павловский, Н. Полевая-Мансфельд, М. Стефанович. 8
марта 1919 в Большом зале Моск. конс. отмечался 35-летний юбилей артистич. и
пед. деят-сти певицы, на к-ром присутствовали А. Луначарский, К. Станиславский,
М. Ипполитов-Иванов, Н. Семашко. В концерте принимали участие А. Лабинский, А.
Нежданова, М. Фигнер. Записывалась на грампластинки (ок. 100 произв.) в
Петербурге ("Пате", 1903; "Колумбия", 1903;
"Граммофон", 1903, 1907—13).
01 Жизнь за Царя - Бедный конь в поле пал (Глинка) 02 Снегурочка - Туча со громом сговаривалась (Римский-Корсаков) 03 Сон на Волге (Аренский) 04 Фауст - Акт 4 (Гуно) 05 У синего моря (Соколовский 06 Руслан и Людмила - И жар, и зной (Глинка) 07 Руслан и Людмила - Ария Ратмира (Глинка) 08 Кто скачет, кто мчится под хладною мглой (Шуберт) 09 Руслан и Людмила - Она мне жизнь… (Глинка) 10 Пиковая дама - Подруги милые (Чайковский) 11 Сомнение (Глинка) 12 Русалка - Чу! Кажется, трубят (Даргомыжский 13 Князь Игорь - Каватина Кончаковны (Бородин 14 Нерон - Вакхическая песня Зулимы (Рубинштейн 15 Кармен - Ты здесь! Я здесь… (Бизе) 16 Жизнь за Царя - Бедный конь в поле пал… (Глинка) 17 Жизнь за Царя - Зажигайте огни, вы сделайте коней (Глинка) 18 Индийская песня (Бемберг)
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".