Композиторы "второго ряда" в историко-культурном процессе. Сборник статей (2010)
Музыкально-историческая наука преимущественно интересуется творениями великих художников, гениев, а армия их менее знаменитых современников, так называемых композиторов «второго ряда», чаще всего предается забвению. Огромные пласты в высшей степени достойной музыки, интересной, художественно полноценной, не изучаются, а главное, не звучат, остаются закрытыми для исполнителей, неизвестными широкому кругу слушателей, выпадают из современной концертной практики. Данный сборник призван привлечь внимание к творчеству композиторов, хоть и оказавшихся ныне в тени, но в свое время пользовавшихся немалой, иногда даже громкой известностью, оставивших заметный след в музыкальной жизни и культуре, а главное, занявших свое особое место в музыкально-историческом процессе. Авторы статей обращаются к забытым именам в западноевропейской и отечественной музыке, начиная с XVI-XVII веков — эпохи складывания индивидуального композиторского творчества и самой фигуры творца, и кончая XX столетием. Именно в такой исторической последовательности выстраиваются статьи в данном сборнике. Завершают его два очерка, посвященные музыковедческой деятельности композиторов, внесших весомую лепту в развитие исторического и теоретического музыкознания. В основу настоящего издания положены материалы международной научной конференции, проведенной Ростовской консерваторией имени С.В. Рахманинова в апреле 2009 года. Книга адресована как специалистам - музыковедам, исполнителям, - так и широкому кругу читателей - любителей музыки.
Анатолий Цукер (Ростов-на-Дону). В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса Любовь Купец (Петрозаводск). Композиторы «второго ряда» как образовательный парадокс: проблемы атрибутации, критериев оценки и слушательского восприятия Маргарита Катунян (Москва). Кто изобрел генерал-бас?.. Или Посткомпозиция как предтеча Нового времени Вера Демина (Ростов-на-Дону). Об авторстве «Службы Благодарственной о Полтавской победе» Светлана Козлыкина (Ростов-на-Дону). Фьоренцо Маскера: у истоков инструментальной канцоны Андрей Денисов (Санкт-Петербург). Судьба оперы seria после Глюка: Траэтта, Сарти Константин Жабинский (Ростов-на-Дону). Заупокойные мессы Михаэля Гайдна в контексте эволюции жанра Светлана Блинова (Вологда). Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма Людмила Гуревич (Санкт-Петербург). При дворе пяти императоров: Луиджи Мадонис в Петебурге Владимир Гуревич (Санкт-Петербург). Антонио Лолли — на пересечении с Россией Елена Зинькевич (Киев). «Недостоверное прошлое» русской музыки [1] Наталья Иванчей (Москва). Затерянный мир: русские транскрипторы XIX века Юлия Желкова (Ростов-на-Дон). Авторы серенад в России первой половины XIX века Александр Селицкий (Ростов-на-Дону). «Между мольбы святой и тяжких воздыханий...» [2] Галина Калошина (Ростов-на-Дону). «Второй эшелон» группы «Шести»: Жермена Тайефер и Луи Дюрей Елена Мироненко (Кишинев). Штрихи к портрету Владимира Ребикова Елена Кисеева (Ростов-на-Дону). Николай Николаевич Черепнин в культуре Серебряного века Наталья Мещерякова, Ольга Малиновская (Ростов-на-Дону). «Я человек заброшенный...»: парадокс Михаила Гнесина Оксана Луконина (Волгоград). Новые факты творческой биографии М. Штейнберга Екатерина Дулова (Минск). О сущностных основаниях национальной композиторской школы: В. Золотарев в Беларуси Григорий Консон (Москва). Сюита Бориса Шехтера «Туркмения» в анализе Виктора Цуккермана Светлана Хватова (Майкоп). Современный клиросный композитор: в тени предания Татьяна Франтова (Ростов-на-Дону). Композитор-музыковед: универсальный талант или творец «второго ряда»? [3] Ирина Шабунова (Ростов-на-Дону). Г. Берлиоз и Ф. Геварт в теории оркестровки
================= [1] Об опере В. Н. Кашперова "Гроза" и о влиянии ее либретто (написанного А. Н. Островским) на либретто "Леди Макбет" Шостаковича - Прейса. [2] Об опере "Пир во время чумы" Ц. А. Кюи [3] О Затаевиче, Каратыгине и ряде других персон.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".