Фриц Кре́йслер (1875 — 1962 гг.) — австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины 20 в. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и тёплым звучанием, живым ритмом. Создатель совершенно нового, оригинального стиля игры, Крейслер оказал влияние буквально на всех своих современников. Его игре удивлялись, ей подражали, ее изучали, анализируя мельчайшие детали. Перед австрийским скрипачом преклонялись величайшие музыканты. Крейслер был талантливым композитором, среди его сочинений — струнный квартет, оперетта, а также произведения для скрипки — каденции к концертам Брамса и Бетховена, многочисленные пьесы, в наше время часто исполняющиеся «на бис» — «Китайский тамбурин», Венский каприс, «Чудесный розмарин», «Муки любви», «Радость любви» и многие другие, в том числе многочисленные музыкальные мистификации приписанные композиторам прошлого. Оценивая музыкальный мир 30-х годов XX столетия, Рахманинов писал «Лучшим скрипачом считается Крейслер. За ним идет Яша Хейфец, или рядом с ним.»
Содержание диска 1
01. Smetana Bohemian Fantasie 02. Foster Old Folks at Home 03. Kreisler Caprice viennois 04. Dvorak Humoresque 05. Massenet Thais:Meditation 07. Kreisler Tambourin chinois 08. Liebesleid 09. Liebesfreud 11. Smetana Bohemian Fantasie 12. Brahms Hungarian Dance No.5 13. Kreisler Variations on a Theme of Corelli 14. Caprice viennois 15. Schubert Moment musical 16. Rameau Tambourin 17. Tchaikovsky Chant sans paroles 18. Cottenet Chanson-Meditation 19. J.S.Bach Gavotte(Partita No.3) 20. Gluck Melodie(from Orphee et Euridice) 21. Kreisler Schon Rosmarin 22. Andantino 23. Chanson Louis XIII and Pavane
Содержание диска 2
01. J.S.Bach Preludio(Partita NO.3) 02. Kreisler Liebesleid 03. Townsend Berceuse 04. Cottenet Chanson-Meditation 05. Handel Largo 06. Gartner Aus Wien 07. Mendelssohn May Breezes 08. Haydn Austrian Imperial Hymn 09. Braga Angel's Serenade 10. Leroux Le Nil 11. Godard Jocelyn:Lullaby/Berceuse 12. Schubert Ave Maria with John McCormack 13. Dvorak Humoresque-Fritz Kreisler,piano 14. Schubert Serenade 15. Mascagni Ave Maria 16. Bach-Gounod Ave Maria with John McCormack 17. Dvorak Indian Lament 18. - 20. Bach Concerto for Two Violins with Efrem Zimbalist
Содержание диска 3
01. Gartner Aus Wien 02. Mendelssohn May Breezes 03. Haydn Austrian Imperial Hymn 04. Dvorak Slavonic Dances 06. Nevin The Rosary 07. Chaminade Serenade espagnole 08. Kreisler Tambourin chinois 09. Chopin Mazurka,Op.67,No.4 10. Nevin Mighty Lak'a Rose 11. Tosti La serenata 12. Thomas Mignon:Connais-tu le pays?with Geraldine Farrar 13. Moszkowski Serenata 14. Traditional Carme 15. Helmund Flirtation 16. Bohm Calm As the Night with John McCormack 17. Tchaikovsky Chant sans paroles 18. JS.Bach Gavotte(Partita No.3) 19. Godowsky Wienerisch 20. Kreisler The Old Refrain 21. Granados Spanish Dance 22. Kreisler Berceuse romantique 23. Dvorak Songs My Mother Taught Me 24. Massenet Thais:Meditation
Содержание диска 4
01. Kreisler Liebesfreud 02. Aubade provencale 03. Foster Old Folks at Home 04. Brahms Hungarian Dance No.5 05. Smetana Bohemian Fantasie 06. Raff Serenade 07. Offenbach Les contes d'Hoffmann:Barcarolle with John McCormack 08. Tchaikovsky Andante cantabile 09. Boccherini Minuet 10. Kreisler Rondino on a Theme by Beethoven 11. Bizet Adagietto(L'arlesienne) 12. Spencer Underneath the Stars 13. Hubbell Poor Butterfly 14. Schubert Ballet Music No.2(Rosamunde) 15. Winternitz Dream of Youth 16. Paderewski Minuet 17. Kreisler Polichinelle 18. Schubert Moment musical 19. Rameau Tambourin 20. Earl Beautiful Ohio 21. Krakauer Im Paradies 22. Kreisler La gitana 23. Valdez Gypsy Serenade 24. Rimsky-Korsakov Song of India
Содержание диска 5
01. Koschat Forsaken 02. White Nobody Knows de Trouble I've Seen 03. Dvorak Humoresque 04. Rachmaninoff When Night Descends 05. Cease Thy Singing Maiden Fair 06. Kramer The Last Hour 07. Johnson Since You Went Away with John McCormack 08. Kreisler Who Can Tell? 09. Hirsch The Love Nest 10. Jacobi On Miami Shore 11. Grieg To Spring 12. Brahms Waltz,Op.39,No.15 13. General Dawes Melody in A 14. Kreisler Toy Soldiers'March 15. Aucassin and Nicolette 16. Drdla Souvenir 17. Rimsky-Korsakov Hymn to the Sun 18. Chanson arabe 19. Scott Lotus Land. 20. Logan Pale Moon 21. Rimsky-Korsakov Danse orientale 22. Scott Cherry Ripe 23. Kramer Entr'acte 24. Chopin Mazurka,Op.33,No.2
Содержание диска 6
01. Paderewski Melodie 02. Heuberger Midnight Bells 03. Openshaw Love Sends a Little Gift of Roses 04. The World Is Waiting for the Sunrise 05. Tchaikovsky Concerto:Canzonetta 06. Schutt Slavonic Lament 07. Haydn Minuet (Symphony No.96) 08. Friedberg Old French Gavotte 09. Poldini Poupee valsante 10. Grainger Molly on the Shore 11. Korngold Pierrot's Dance Song (from Die tote Stadt) 12. Massenet Thais:Meditation 13. Dvorak Slavonic Dance,Op.72,No.2 14. Balogh Dirge of the North 15. Kreisler The Old Refrain 16. Paderewski Minuet 17. General Dawes Melody in A 18. Herbert AKiss in the Dark 19. Handel Largo 20. Kreisler Caprice viennois 21. Bass Chansonnette 22. Tchaikovsky Chant sans paroles 23. Lalo Symphonie espagnole:Scherzando 24. Balogh Caprice antique 25. Cadman Legend of the Canyon
Содержание диска 7
01. Traditional Two Russian Folk Songs 02. Queen Liliuokalani Aloha Oe 03. Cadman From the Land of the Sky-Blue Water 04. Dvorak Negro spiritual Melody(from Symphony No.9) 05. J.S.Bach Minuet (Anna Magdalena Notebook) 06. Kozeluh Gavotte 07. Romberg Deep in My Heart,Dear 08. Friml Indian Love Call 09. Lemare Andantino 10. Cadman At Dawning 11. Lehar Kreisler Serenade 12. Owen Invocation 13. Rimsky-Korsakov Oriental Romance 14. Tchaikovsky Humoresque 15. Rachmaninoff Albumblatt(Daisies) 16. Lehar Serenade(from Frasquita) 17. Kreisler Caprice viennois 18. Liebesfreud 19. & 20. Liebesleid 21. Berlin Blue Skies 22. Friml Dance of the Maidens 23. Kreisler Shepherd's Madrigal
Содержание диска 8
01. Kreisler Gypsy Caprice 02. Schon Rosmarin 03. Falla Cancion(Seven Popular Spanish Songs) 04. Albeniz Malaguena(Espana) 05. Dvorak Humoresque 06. Debussy En bateau 07. - 09. Dohnanyi Ruralia hungarica 10. Debussy La fille aux cheveux de lin 11. Drdla Souvenir 12. - 13 Massenet Thais:Meditation 14. Nevin Mighty Lak'a Rose 15. The Rosary 16. Foster Old Folks at Home 17. Falla Danza espagnola(La vida breve) 18. Albeniz Tango (Espana) 19. Kreisler Tambourin chinois 20. Winternitz Dance of the Marionette 21. Ravel Habanera(Rapsodie espagnole) 22. Godowsky Nocturnal Tangier 3:21 23. Kreisler Rondino on a Theme by Beethoven
Содержание диска 9
01. - 03. Beethoven Sonata in G,Op.30,No.3 04. - 06. Grieg Sonata in C Minor,Op.45 07. - 10. Schubert Sonata in A,D.574
Содержание диска 10
01. & 02. Dvorak Slavonic Dances 03. Heuberger Midnight Bells 04. Dvorak Indian Lament 05. Songs My Mother Taught Me 06. Ravel Piece en forme de habanera 07. Traditional Londonderry Air 08. Kreisler Chanson Louis XIII and Pavane 09. Schon Rosmarin 10. The Old Refrain 11. Falla Jota (Seven Popular Spanish Songs) 12. Gluck Melodie(from Orphee et Euridice) 13. Kreisler Polichinelle 14. La precieuse 15. Schubert Ballet Music No.2(Rosamunde) 16. Paganini-Kreisler Concerto in One Movement The Philadelphia Orchestra/Eugene Ormandy
Содержание диска 11
01. Kreisler Caprice viennois 02. Tambourin chinois 03. Liebesfreud 04. Liebesleid 05. La gitana 06. Schon Rosmarin 07. - 09. Concerto in C 10. Rondino on a Theme by Beethoven 11. The Old Refrain 12. Traditional Londonderry Air 13. Heuberger Midnight Bells 14. Kreisler Marche miniature viennoise 15. Haydn Hungarian Rondo(Trio H.XV,No.25) 16. Kreisler Chanson Louis XIII and Pavane 17. Nevin The Rosary 18. Kreisler Stars in My Eyes 19. Viennese Rhapsodic Fantasietta
Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в Вене в семье врача. В семье часто музицировали, а по субботам регулярно играли квартеты. Мальчик слушал их не отрываясь, захваченный звуками. При этом он натягивал на коробки из-под сигар шнурки ботинок и имитировал играющих. «Однажды, — рассказывал Крейслер, — когда мне было три с половиной года, я находился рядом с отцом во время исполнения штрейх-квартета Моцарта, который начинается с нот ре — си-бемоль — соль. «Почему ты знаешь, что нужно играть эти три ноты» — спросил я у него. Терпеливо взял он лист бумаги, начертил пять линеек и объяснил мне, что означает каждая нота, помещенная на или между той или иной линейкой». В четыре года заполучив настоящую скрипку, Фриц самостоятельно подобрал на ней национальный австрийский гимн. Тогда отец стал давать ему уроки музыки. В 1882 году вундеркинда приняли в Венскую консерваторию в класс Иосифа Гельмесбергера. Крейслер писал в журнале «Musical Courier» в апреле 1908 года «По этому поводу друзья преподнесли мне скрипку половинного размера, нежную и мелодичную, очень старой марки. Я не совсем было доволен ею, так как думал, что, учась в консерватории, мог бы иметь, по крайней мере, трехчетвертную скрипку...» Гельмесбергер был хорошим педагогом и дал своему питомцу солидную техническую базу. В первый же год пребывания в консерватории семилетний Фриц впервые выступил публично в концерте певицы Карлотты Патти. В десятилетнем возрасте Крейслер окончил с золотой медалью Венскую консерваторию. Завершил свое музыкальное образование скрипач в Парижской консерватории, где занимался под руководством Л. Массара — учителя Г. Венявского, завоевав в 1887 году Гран-при. Главную премию Фриц получил, соревнуясь с 40 скрипачами, из которых каждый был старше его на десять и более лет. По предложению американского менеджера Эдмонда Стентона в 1888—1889 годы Крейслер гастролировал в США вместе с пианистом Морицем Розенталем. 9 января 1888 года Крейслер дебютировал в Бостоне. Это был первый концерт, с которого фактически началась его карьера концертирующего скрипача. Вернувшись на родину, Крейслер на несколько лет оставил занятия музыкой, долгое время колебался, что выбрать — профессию врача и военного, не решаясь окончательно посвятить себя артистической деятельности. Славу Крейслеру принесли концерты в Берлине в 1899 году, после чего он стал часто гастролировать. «Путь к славе оказался нелегким, — пишет Л. Н. Раабен. — Своеобразная манера исполнения Крейслера, который играет так «непохоже» на других скрипачей, удивляет и настораживает консервативную венскую публику. Отчаявшись, он даже делает попытку поступить в оркестр Венской королевской оперы, но и туда его не принимают, якобы «из-за отсутствия чувства ритма». Известность приходит только после концертов 1899 года. Приехав в Берлин, Крейслер неожиданно для себя выступил с триумфальным успехом. Сам великий Иоахим в восторге от его свежего и необычного таланта. О Крейслере заговорили как об интереснейшем скрипаче эпохи. В 1900 году его приглашают в Америку, а поездка в мае 1902 года в Англию закрепляет его популярность и в Европе». В 1902 году музыкант женился на Гарриет Лайз — замечательной, умной, обаятельной, чуткой женщине. Она оставалась его преданнейшим другом всю жизнь, разделяя взгляды мужа и гордясь им. С начала века и по 1941 год скрипач неоднократно посещал Америку и регулярно ездил по Европе. Когда началась Первая мировая война, супруги Крейслер отдыхали в Швейцарии. Музыкант поспешил в Вену, где его зачислили лейтенантом в действующую армию. В сентябре 1914 года Крейслер был ранен и демобилизовался. Он уехал в Соединенные Штаты. Особенно широкий размах его исполнительская и композиторская деятельность приняла после Первой мировой войны. В 1923 году Крейслер совершил поездку на Восток, посетив Японию, Корею, Китай. В 1925 году он отправился в Австралию и Новую Зеландию, оттуда в Гонолулу. Во время Второй мировой войны Крейслер жил в США. В этот период он продолжал концертировать, хотя годы уже начинали давать о себе знать. 27 апреля 1941 года, переходя улицу в Нью-Йорке, он попал под грузовой автомобиль. К счастью, его организм справился с болезнью, и в 1942 году Крейслер смог вернуться к концертной деятельности. Последние его выступления состоялись в 1949 году. Однако еще долгое время после ухода с эстрады Крейслер был в центре внимания музыкального мира. В историю музыки Крейслер вошел не только как исполнитель, но и как оригинальный композитор. Основная часть его творческого наследия — серии миниатюр (около 45 пьес). Среди его больших сочинений 2 смычковых квартета и 2 оперетты «Яблоневый цвет» и «Зизи»; первая сочинена в 1917-м, вторая — в 1932 году. Неожиданно в феврале 1935 года Крейслер признался, что опубликованные им в 1905—1910 годах «Классические рукописи» — пьесы для скрипки и фортепиано, изданные как обработки сочинений Куперена, Франкера, Пуньяни, Боккерини и других композиторов XVII—XVIII века, в действительности являются его собственными композициями. «Заявление это произвело сенсацию, — пишет И. М. Ямпольский. — Покорив публику изящными и грациозными пьесами, воскресив своими «транскрипциями» имена мастеров старинной итальянской и французской музыки, Крейслер с веселым простодушием признавался теперь, что пьесы эти написаны им самим. Любители музыки посмеивались, узнав, как ловко были обмануты критики, в течение многих лет не раз отмечавшие удивительную «стильность» обработок Крейслера, его точное следование тексту «подлинников». Но, конечно, имя Фрица Крейслера вошло в историю музыки отнюдь не благодаря этой мистификации. Фриц Крейслер был поэтом звуков и одним из величайших колористов, создавшим свой неповторимый индивидуальный стиль исполнения. Крейслер обогатил скрипичную игру новыми выразительными и техническими приемами, дал новое творческое истолкование многим классическим произведениям. Этим он способствовал формированию современного исполнительского стиля многое из того, что привлекает нас в игре теперешних мастеров, впервые прозвучало именно у Крейслера. Необычайная певучесть тона, острота и грация в применении динамических оттенков, своеобразное акцентирование, свободное использование рубато, наконец, декламационная приподнятость исполнения — таковы были отличительные черты искусства Крейслера». В 1937 году в Брюсселе молодой скрипач Давид Ойстрах принимал участие в конкурсе имени Изаи. Тогда он впервые услышал и увидел Крейслера — артиста, вызывавшего у него бесконечное восхищение. «Еще за несколько дней до концерта Крейслера, — писал Ойстрах из столицы Бельгии, — я слышал самые разноречивые мнения об этом выдающемся скрипаче современности. Некоторые высказывали соображения, что в связи с преклонным возрастом — Крейслеру 62 года — он утратил свой блеск, другие говорили, что это неверно... На меня игра Крейслера произвела незабываемое впечатление. В первую же минуту, при первых звуках его неповторимого смычка, я почувствовал всю необычайную силу и обаяние этого замечательного музыканта...». Последнее публичное выступление Крейслера состоялось 1 ноября 1947 в Карнеги-холле. В течение последующих нескольких лет он ещё выступал на телевидении, но вскоре решил окончательно завершить карьеру музыканта из-за прогрессировавшей слепоты и глухоты (последствий автокатастрофы). Свою уникальную коллекцию скрипок XVIII века Крейслер продал, оставив себе единственный инструмент работы Жана Вийома 1860 года. Последние годы жизни скрипач провёл в Нью-Йорке. Умер Крейслер в Нью-Йорке 29 января 1962 года.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".