Cantus Juliet Fraser, Aleksandra Lewandowska, Dominique Verkinderen Sextus Zoe Brown*, Griet De Geyter*, Margot Oitzinger**, Zsuzsi Tóth**, Louise Wayman Altus Tobias Hunger, Alexander Schneider Quintus Stephan Gähler, David Munderloh Tenor Thomas Hobbs*, Hermann Oswald*, Bernd Fröhlich**, Manuel Warwitz** Bassus Matthias Lutze, Stephan MacLeod, Adrian Peacock
*Feria Quinta. Benedictus & Miserere ** Feria Sexta. Sabbato Sancto
Recording: June 2012. Notre Dame du Liban. Paris; August 2012. Chiesa di San Francesco. Asciano (Italy)
CD 01 Feria Quinta Tenebrae Responsories for Maundy Thursday 1. Resp.1 In monte Oliveti 2. Resp.2 Tristis est anima mea 3. Resp.3 Ecce vidimus eum 4. Resp.4 Amicus meus 5. Resp.5 Judas mercator pessimus 6. Resp.6 Unus ex discipulis meis 7. Resp.7 Eram quasi agnus innocens 8. Resp.8 Una hora 9. Resp.9 Seniores populi
Feria Sexta Tenebrae Responsories for Good Friday 10. Resp.1 Omnes amici mei 11. Resp.2 Velum templi 12. Resp.3 Vinea mea electa 13. Resp.4.Tamquam ad latronem 14. Resp.5 Tenebrae factae sunt 15. Resp.6 Animam meam dilectam 16. Resp.7 Tradiderunt me 17. Resp.8 Jesum tradidit impius 18. Resp.9 Caligaverunt oculi mei
CD 02 Sabbato Sancto Tenebrae Responsories for Holy Saturday 1. Resp.1 Sicut ovis 2. Resp.2 Jerusalem, surge 3. Resp.3 Plange quasi virgo 4. Resp.4 Recessit pastor noster 5. Resp.5 O vos omnes 6. Resp.6 Ecce quomodo moritur justus 7. Resp.7 Astiterunt reges terrae 8. Resp.8 Aestimatus sum 9. Resp.9 Sepulto Domino
Имея в виду впечатление, произведенное первой полной записью респонсориев Джезуальдо, сделанной Хильярд-ансамблем для ЕСМ свыше 20 лет назад, трудно понять, почему другие полные собрания так долго заставляли себя ждать. Но 400-летие со дня смерти композитора оказалось подходящим поводом для того, чтобы заполнить этот пробел. Херревеге трактует полную драматизма музыку князя Венозы в своей обычной уравновешенной, тщательно выверенной манере; можно сказать, что исполнение «умереннее», чем сама музыка (в этом, как и в других отношениях, гентский хор почти полярно противоположен Хильярд-ансамблю). Динамические контрасты чаще достигаются в отрывках для полного хора, чем в разделах для сокращенного состава; «фирменные» хроматизмы Джезуальдо по возможности смягчены. Подчеркнутая сдержанность, проявленная ансамблем в недавней записи Реквиема Виктории (11/12), отличает и эту работу, но темповые контрасты здесь подчеркнуты заметно сильнее. В отдельных моментах/(например, на слове 'toluntur' в мотете 'Ессе quomodo moritur Justus') музыканты демонстрируют поистине образцовое взаимопонимание.
Пожалуй, единственное качество, объединяющее оба собрания, — монументальность. Но она достигнута разными путями. Благодаря тому, что запись ЕСМ сделана с близкого расстояния, пение Хильярд-ансамбля звучит особенно масштабно, а феноменальная слаженность певцов обеспечивает все остальное. В более дистанцированной записи Collegium Vocale удачно передан массированный характер звучания ансамбля, к тому же наличие дистанции помогает лучше уловить формальные особенности музыки — тем более что повторения усиливают ощущение ритуала; между тем в записи Хильярд-ансамбля ритуальное начало ощущается в меньшей степени, зато сильные риторические эффекты обращают на себя особое внимание. В целом Хильярд-ансамбль более рельефно выявляет отдельные яркие детали, но и Херревеге в полной мере владеет этим искусством и применяет его там, где считает нужным (например, в 'Velum templi scis-sum est'). Одним словом, оба собрания заслуживают самых высоких оценок. Лично я склоняюсь скорее в пользу Хильярд-ансамбля, чье собрание смело можно признать одним из высших достижений этого коллектива. Что касается рецензируемого издания, то у меня есть к нему только одно более или менее существенное замечание: дорожки отделены одна от другой слишком короткими промежутками времени, и поэтому паузы между отдельными респонсориями практически уравниваются с паузами внутри них.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".