Этторе Бастианини 24 сентября 1922 – 25 января, 1967.
Это мой сугубый, если так можно сказать, любимец. Обожаю звучание этого
голоса! Оно доставляет мне невероятное наслаждение! На уровне подкорки… И без
разницы, что бы он ни пел…
Помню
полу-пиратское издание «МЕЛОДИИ» комплекта «Риголетто» со Скотто, Краусом и
Бастианини, сделанное к тому же в сомнительном звуке и тоне. Это было, кажется, первое знакомство с
Бастианини-Риголетто. Он произвёл эффект фантастический, ослепительный! А потом
доницеттиевская «Фаворитка» с Симионато, Поджи и Бастианини! Этот были События
для тех, кто увлекался оперным искусством, огромной важности. Прошло столько
лет, а радость от появления этих записей всё помнится…
Один
из сaмых великих теноров
первой половины XX века
знаменитый Джакомо Лаури-Вольпи – привередливый и не всегда справедливый судья
в области вокального искусства, написал в книге «Вокальные параллели» о нём:
«Одно наслаждение слушать его в «Риголетто», в «Джоконде», слышать его
великолепное легато, эти отшлифованные мягкие звуки, не омрачаемые техническими
недостатками».
Тут не убавить и не добавить, если говорить
о технике этого певца.
Великая шведская певица Биргит Нильсон
(сопрано) написала о нём в своих мемуарах: «Этторе Бастианини обладал одним из самых
красивых баритонов, какие мне доводилось слышать в своей жизни. На сцене он
пользовался парой заученных жестов и не был убедительным актёром, но как он
пел!»
Невероятно красивый голос широчайшего диапазона с превосходными,
глубокими тонами нижнего регистра, так волнующими души (не только женские!) всякого
любителя пения, с ярким, насыщенным, «полновесным» верхом до предельно высокого чистого ЛЯ (и даже выше!),
широкой волной (кстати, Бастианини начинал свою карьеру как бас) заполнявшей
залы лучших оперных театров мира, прекрасная внешность, огромное вокальное
мастерство – всё предсказывало ему на редкость
счастливую судьбу. Увы, в расцвете карьеры он вынужден был оставить
карьеру на некоторое время для лечения (рак гортани), потом он вернулся на
сцену, но лишь на пару лет, чтоб уйти из жизни на 45 году жизни, уже глубоко
больным человеком. Увы, химиотерапия
неблагоприятно сказалась на общем здоровье и, понятно же, на звучании голосе
певца: Лучано Паваротти, вспоминая о своём участии в опере «Риголетто» под
палочкой Туллио Серафина, упоминает о том, что главную партию пел Бастианини.
Был это 1962 или 63 год, если память Паваротти ему не изменила: «… в нашей труппе сложилась довольно неприятная
атмосфера. Дело в том, что партию Риголетто пел знаменитый баритон Этторе
Бастианини. Пел он плохо, и Серафин очень резко обращался с ним. Уже это
создавало сильное напряжение. Кроме того, Бастианини странно вёл себя со всеми
партнёрами – разговаривал раздражённо, злобно. Вскоре мы узнали узнали,что он
болен раком, причём знал об этом, бедняга. Он выступал ещё год или два, но его
карьера по сути уже завершилась.»
Для
Бастианини, любившего пение более всего на свете, потеря голоса была страшным
ударом. Как-то он сказал: «Если бы мне предложили трон, я отказался бы от
него ради того, чтобы петь». Последнее выступление было 11 декабря 1965
года в нью-йоркской Метрополитен Опера, в «Доне Карлосе» Верди. Остался лишь
год с небольшим до его смерти…
Предлагаю Вам серию постов с подборкой особенно мною любимых арий и сцен
из опер, которую я подготовил, чтоб отметить грустную грядущую дату (январь
2017): 50-летие смерти одного из великолепнейших баритонов 20-го века.
Маленькая
преамбула, собственно, к дискам.
Когда
я всё это компоновал, то не придерживался ни хронологии, ни каких-либо другой
внятной идеологии, кроме как объединить фрагменты под тем или иным названием
оперы. Несомненно, что это сводит ценность моей работы если и не к нулю, то
недалеко от него. Меня грела сама возможность слушать голос Бастианини в той
или иной партии. И, конечно, я выбирал те записи, которые мне нравились тогда
более всего: ведь с ним записано немало одних и тех же опер в разные годы и с
разными дирижёрами. Тому, кто не знает хорошо дискографии этого певца, придётся
довольствоваться только крайне малопонятными датами, которые тут указаны, да и то не всегда.
Поэтому
я сразу предупреждаю, что вопросы по датировке и составе исполнителей мне не
адресовать: сыскать всё это возможности нет.
На редкость сумасбродная опера, но сколько в ней эпизодов прекрасных. И самое главное, режоперы, как правило, бегут от этой оперы как депутаты от своих прямых обязанностей.
Сюжет, конечно, чисто оперный!! Т.е. условность на условности и нелепицей погоняет, но музыка невероятно прекрасная. Всё там на уровне высочайшем. Обожаю её! А какая роскошная музыка в ЭРНАНИ! Сколько благородства, страсти! А какие мелодии!! мм-м-м-м!!! Вот уж Бог талантом не обидел! Хотя в жизни был старик не сахар, и не мармелад со сливками!...
В Силе судьбы несравненно лучше с точки зрения логики и красоты сюжета первый вариант, с которым можно ознакомиться благодаря постановке Гергиева http://intoclassics.net/news/2016-03-24-14051 и я совершенно не понимаю для чего было это менять. Призываю всех режиссеров, дирижеров и от кого это зависит ставить именно первый вариант. И единственное, что к нему безусловно следует добавить из второго варианта это, разумеется, увертюра.
Ой, там с первым вариантом, т.е. с петербургской оригинальной версией, целая мутная история была. А если послушать о чем писали и говорили живые свидетели в Питере, то их больше интересовали размер кармана Верди и почём гонорары известных приглашенных звезд на премьеру, а не сама музыка.
Я читала о таком объяснении Верди, что, мол, тот финал был воспринят публикой как слишком мрачный, так как погибают все главные герои и он решил его смягчить. В результате получилось ни то ни се. И что значит слишком мрачный? Вот в Трубадуре да, мрачный, это я понимаю. Но его же никто не предлагает менять при этом. А уж в Эрнани какой мрачный! Короче говоря, это объяснение меня не устраивает. А какие еще существуют объяснения?
Анна! Верди, без сомнения не знал сакраментальной фразы великого русского писателя Чехова: "Краткость - сестра таланта". Ну не будем ставить ему это в вину хотя бы потому, что в это время Чехов не написал её и вообще под стол пешком ходил. Да если бы даже и Чехов написал, и Верди прочитал - всё равно Верди бы писал так, как он писал, т.е. достаточно хорошо зная вкусы публики и от природы обладая чувством меры. Про себя замечу, что будучи итальянцем сам, он вовсе не желал испытывать терпение своих соплеменников и потому обычно писал оперы свои компактно. (Так же, ка и его сотоварищи Беллини и Доницетти. Тут только Россини был особняком, но он был вообще исключением во многом.) Вот его, Верди нельзя обвинить, как Вагнера, в тягомотине: события в операх Верди развиваются стремительно, оперы компактны и полны запоминающихся мелодий. Но когда дело доходило до оперных театров вне Италии, - тут Верди понимал, что надо учитывать темперамент и вкусы той страны, которая выступала в роли заказчика. Их, правда, было немного - этих экскурсов в другие страны, - всего три, если мне не изменяет память, но они сразу обретают другие размеры. Вот ДОН КАРЛОС о пяти актах для Парижу. И что?! - с ним та же история. Усекли первый вариант. Причём руку там приложил и старик Верди. Так и здесь. Длинна она даже для российской публики, темперамент которой всё же не так горяч, как у италийцев. И, кроме того, исполнители жалились на чрезмерно изматывающее пение, да ещё и в тесситуре ну очень высокой!! Так что петербургский вариант - это не фунт изюма для всех, включая и слушателей... Вот Верди и сделал послабление всем: и певцам, и публике. А сюжет в опере - это дело условное, а тем более - логика! Да ещё в итальянской опере...
Вот-вот. Чего забыл про неё. Опять же - Париж! А без 5-ти актов в Париж и не суйся!! И без балету тож!... Правда, старик Верди на ударил в грязь лицом: какая там балетная музыка! Музыка в целом тоже полна красот, но "убойных" арий нет, увы! Если бы не Болеро Елены - и оперу бы широкой публике не вспомнить...
Прочиду поют басы крайне редко. Фиеско, Филиппа - это почти каждый. "Одна из лучших опер" - это, вероятно, недалеко от истины. Но одна из малопопулярных - это факт. Опять-таки постоянно то там то здесь купюры.
24. А я знаю, почему ее постоянно купируют. Режиссеры пытаются хоть как-то выстроить лоскутный сюжет оперы в худо-бедно понятную и последовательную линию. А для чего это делается? - А для того, чтобы режоперы не остались без работы. т.к. собственно, в смысле развития режиссерских всякий концепций - в опере делать нечего. Ну куда, скажите, девать Прециозиоллу с ее совершенно ни к селу, ни к городу, ариями?. Да даже по сюжету непонятно кто она такая - то ли зазывала в армию, то ли цыганка. Можно, по идее, ее купировать, если пытаться выстроить оперу. Но какая "Сила судьбы", в то же время, без ее роскошных арий, да сразу же теряется вся изюминка в этой опере.
Но режоперы одного только не понимают, что основной смысл этой оперы только в одном - петь, и не просто петь, а как можно лучше, или лучше всех, т.к. только так можно вытянуть оперу, потому что здесь не спрячешься за режиссерскими потугами, кои к этой опере очень сложно применить. Не даром говорят, что эта опера - "парад звезд"., т.е. ее поют, как правило, лучшие из лучших.
С основным посылом (особливо про режоперов) полностью согласен. Прециозилла там - маркитантка, насколько я помню. Такая сомнительная профессия. В основном - круглосуточная.
Кстати, есть над чем поразмыслить режоператорам при постановке "Дочери полка"! Какое там раздолье при больном воображении!!! Один Сульпицио чего стоит! Ну и так далее...
Вам, как любителю Хёделя и евойных опер, как грица, и карты в руки. Вот Гендель как раз из тех титанов, которых я чту, но поклонником которых не являюсь. Это и сюжеты не "мои" и музыка не "моя". Каюсь!
Да сюжеты "евойных" опер условны в квадрате; если читать синопсис барочных опер, то там чорт ногу сломит кто в кого влюбился, кто кому мстит и кто кого хочет. Главное, что всегда хэппи-энд. Это в операх Верди море крови, страсти-мордасти и гибельные, душераздирающие финалы. Мне кажется, что Верди в душе кровавым маньяком был, на своих героях отыгрывался по полной программе.
"Зелёный" он был, а не кровавый, всё же! Хотя, может, листиком только прикидывался: всё же по отношению к Стреппони последним варваром и гунном себя показал, если уж по большому, по гамбургскому счёту!!
Да нет, это только при очень поверхностном взгляде может показаться, что они ни к селу не к городу. Там намного тоньше все. Эти бравурные арии необходимы для контраста с ариями мародеров, беженцев, священника. Ну почувствовать это надо. Словами так не передашь. Да и почему, собственно, зазывала не может быть циганкой. Циганка - национальность, зазывала - профессия. В фильме Фанфан-Тютьпан Лоллобриджида также использовала гадание с целью вербовки.
22 С этими балетными вставками в Париже, вообще, всю плешь проели всему нормальному миру. Как пошла эта блажь с "солнечного" Людовика, так не в силах у них отменить эту более чем сомнительную практику внедрения в любую оперу "танцулек".
А хранцузы без етова не пойдут в оперу. Чего они там потеряли, ежли ножек красивых не увидят?! Тута их можно понять! Опять же, в балете всё больше пыла, чем в вокальной нудьге!
Я, кстати, терпеть не могу балетную вставку в опере "Моисей в Египет" Россини. Довольно серьезная опера и на фоне серьезных "разборок" главных героев какие-то пляски. Тьфу!
Тем, кто в киятере энто сморит, тому нехудо выйтить и чё-нить выпить-закусить, покедова они ноги задирают, бесстыжия! А у тех, кто сморит, тэсязять, на экране своего монитора, то вообшэ можно перескочить к шутам собачьим это непотребство, прости Господи!! Чё тут церлимоница?!
Да при чем же здесь длина? Я сейчас говорю о концовке. Она не длиннее, она просто другая. Может, даже короче, так как там нет этой длинной арии священника и события развиваются значительно головокружительней и динамичнее. Та часть, которая удлинняет оперу - это дуэт Альваро и Дона Карлоса. Но его нередко включают в современные постановки. И они очень часто бывают длиннющие, длинней этой гергиевсой. Этот дуэт, конечно, очень красивый и я люблю, когда он есть, несмотря на увеличение времени. Однако, я понимаю мотивы, почему некоторые театры его вырезают и не задаю этот вопрос. Дуэт, действительно, немножко отличается первой редакции, однако, он в ней не длиннее. В практикуемой редакции еще и добавлена длинная прекрасная увертюра, поэтому ясно, что мотивами краткости постановщики не руководствуются. Ну нет никаких причин не ставить первый вариант! Хотите сократить - ну уберите дуэт, но концовку оставьте первоначальную. Увертюру же лучше все же вставить.
По поводу Дона Карлоса хочу сказать, что, так как это моя любимая опера из итальянских, мне жаль, конечно, что ее сокращают. Впрочем, так как первый акт не самый любимый и время поджимает, я еще могу понять, когда его нет. Однако умоляю всех постановщиков вернуть арию Короля над телом убитого Родриго по примеру Клаудио Аббадо в постановке 1977 La Scala с Гяуровым в роли Филиппа. Есть, также, запись 1978 года с Нестеренко в роли Филиппа. Еще эта ария присутствует в современной видеозаписи http://intoclassics.net/news/2012-02-17-27155 Из этих трех вариантов существенно лучший - у Гяурова, но мне этого мало и я прошу исполнять эту арию и впедь. Веди все время почему-то казалось, что эта опера не очень удачная и что над ней надо еще «работать». В результате он доработаться до того, что, вообще будучи автором самых лучших опер, умудрился из самой лучшей своей оперы вырезать самую лучшую арию. Даже без нее, конечно, опера остается лучшей, однако зачем же стулья ломать? Ужаснувшись содеянным он, дабы музыкальный материал не пропадал, даже вставил его в Реквием в виде Лакримозы. Хорошо, но это не значит, что в современных постановках арию не следует вернуть. Ну не такая уж она длинная! Можете убрать первый акт и сделать другие купюры, но верните арию короля!
Разумеется, когда Альваро-таки кончает с собой над телом возлюбленой - это несравненно "лучше с точки зрения логики и красоты сюжета" А уж в постановке самого Гергиева, да хранит Аллах здоровье и разум его! Иногда, правда музыку не узнать, и тесситуру не тянут, но это мелочи!
Я не оцениваю здесь качество постановки Гергиева. Я просто других постановок в первой редакции не встречала. Я не зря призываю всех режиссеров и дирижеров ставить в этой редакции. У многих из них получится лучше. Конечно, гергиевская постановка - не эталон, а всего лишь единственный известный мне пример.
Вот-вот-вот! Правильно! "Обожаю звучание этого голоса! Оно доставляет мне невероятное наслаждение! На уровне подкорки… И без разницы, что бы он ни пел…"
41 Партия Абигайль реально (или нереально) какая-то варварская по сложности. Это даже не вокальная линия, а этюдные упражнения для фортепиано. Чем-то напоминает по рисунку партию Царицы ночи из "Флейты". Неужели Стреппони вдохновляла Верди на такие "зверства"? Я же говорю - маньяки.
Дык в ту пору певицы были не чета нонешним по технике! И вообще Старик писал в манере ещё Доницетти и Беллини, только вместо струнного квартета чуть ли не пожарный оркестр в опере насадил: медные, литавры, туттийных мест много - поробуй, переори всё это!! Певцы того времени взвыли и писали, что Верди губит голоса!! Н-да! Не пели они Прокофьева, Шостаковича, Шенка, Бриттена, Хиндемита, Стравинского, Щедрина!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".