Когда в начале 60-х годов Байрон Джайнис стал первым американским артистом, записавшимся на пластинки в Москве вместе с советским оркестром, это известие было воспринято музыкальным миром как сенсация, но сенсация закономерная. "Все знатоки фортепиано утверждают, что этот Джайнис и в самом деле - единственный американский пианист, который словно создан, чтобы записываться с русскими,- и отнюдь не случайность, что его новые записи были сделаны именно в Москве",- сообщал тогда один из западных корреспондентов.
Действительно, уроженец города Маккийсфорт в штате Пенсильвания вполне может быть назван представителем русской фортепианной школы. Он родился в семье выходцев из России, фамилия которых - Янкелевич - постепенно трансформировалась в Янкс, потом в Джанкс и, наконец, приобрела свой нынешний вид. Семья, правда, была далека от музыки, а городок - от культурных центров, и первые уроки ему дала воспитательница детского сада на ксилофоне. Затем учителем мальчика стал выходец из России педагог А. Литов, который спустя четыре года повез своего воспитанника в Питсбург - выступать перед местными любителями музыки. Литов пригласил на концерт своего старого друга по Московской консерватории замечательного пианиста и педагога Иосифа Левина. А тот, сразу поняв незаурядность таланта Джайниса, посоветовал родителям отправить его в Нью-Йорк и дал рекомендательное письмо к своей помощнице и одному из лучших педагогов города Адели Маркус.
Несколько лет Джайнис был учеником частной музыкальной школы "Четем-скуэр", где преподавала А. Маркус; его покровителем здесь стал директор школы, известный музыкант С. Хотцинов. Затем юноша вместе со своим педагогом переехал в Даллас. В 14 лет Джайнис впервые обратил на себя внимание, выступив с оркестром Эн-би-си под управлением Ф. Блека, и получил приглашение еще несколько раз сыграть на радио.
В 1944 году состоялся его профессиональный дебют в Питсбурге, где он сыграл Второй концерт Рахманинова. Отзывы прессы были восторженными, но гораздо важнее другое: среди присутствовавших на концерте оказался Владимир Горовиц, которому настолько понравилось дарование юного пианиста, что он - вопреки своим правилам - решил взять его в ученики. "Ты напоминаешь мне меня самого в юности",- сказал Горовиц. Годы занятий с маэстро окончательно отшлифовали талант артиста, и в 1948 году он предстал перед публикой нью-йоркского "Карнеги-холла" зрелым музыкантом. Маститый критик О. Даунс констатировал: "Уже давно автору этих строк не приходилось встречать талант, соединенный с музыкальностью, силой чувства, интеллигентностью и художественной уравновешенностью в такой степени, как у этого 20-летнего пианиста. Это был концерт молодого человека, уникальные данные которого отмечены серьезностью и непосредственностью".
Григорьев Л., Платек Я., 1990
Byron Janis (born March 24, 1928) is an American classical pianist. He made several recordings for .........., and occupies two volumes of the ....... series Great Pianists of the 20th Century. His discography covers repertoire from Beethoven to David W. Guion and includes major piano concertos from Mozart to Rachmaninoff and Prokofiev. His pianism has been described as combining a Horowitzian technique with a sublime musicality akin to Cortot's. He has a special affinity for Chopin and made a French film on him that was shown around the world.
Beethoven - Sonata No. 17 in D Minor, Op. 31, No. 2 "Tempest" - Schubert - Impromptu in E-flat, Op. 90, No. 2 D. 899
Gershwin - Rhapsody in Blue - Grofé - Grand Canyon Suite (selections)
Beethoven - "Waldstein" Sonata, Op. 53 - Sonata in E, Op. 109
Byron Janis plays Chopin - Sonata No. 2 - Impromptu No. 1 - Nocturne No. 8 - Étude No. 5 - Mazurka No. 45 - Scherzo No. 3
Byron Janis plays Blue Danube and other Favorites - Brahms: Waltzes - Chopin: Waltzes, Ballade No. 1 - Étude No. 8 - Liszt: Liebestraum No. 3 - Hungarian Rhapsody No. 6
Rachmaninoff - Piano Concerto No. 1 - Strauss - Burlesque - Chicago Symphony Orchestra Reiner
Rachmaninoff - Piano Concerto No. 3 - Boston Symphony Orchestra - Charles Munch
Mussorgsky - Pictures at an Exhibition - Liszt - Paraphrases on "Rigoletto"
Liszt - Totentanz Rachmaninoff - Piano Concerto No. 1 - Chicago Symphony Orchestra - Fritz Reiner
Schumann - Piano Concerto in A Minor, Op. 54 Liszt - Totentanz - Chicago Symphony Orchestra - Fritz Reiner
Bach/Liszt - Prelude and Fugue in A Minor (November 24, 1947), Chopin - Étude in E, Op. 10, No. 3 - Étude in F, Op. 25, No. 3 - Étude in G-flat, Op. 10, No. 5 "Black Keys"