(1923-2003) — сов. пианист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Ученик Г.Р. Гинзбурга. С 1952 солист Гастрольбюро (Москонцерта). С 1959 преподавал в Моск. конс. (с 1979 проф.). 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов им. Б. Сметаны (Прага, 1951), лауреат Междунар. конкурса им. М. Лонг - Ж. Тибо (Париж, 1955), 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. Ж. Пианы да Моты (Лиссабон, 1957).
«Глеб Аксельрод является одним из наиболее ярких и одаренных российских пианистов, сформировавшихся в 50-е годы. Ученик профессора Г. Р. Гинзбурга, он еще студентом зарекомендовал себя как серьезный и вдумчивый музыкант, обладающий блестящими виртуозными данными», – писал Лев Николаевич Оборин.
Окончив Московскую консерваторию в 1948 году (аспирантуру – в 1951 году), Аксельрод уже в начале своего творческого пути завоевал широкое признание. Пианист блестяще выступал на крупных международных конкурсах – имени Б. Сметаны в Праге, имени М. Лонг в Париже, имени Виана да Мота в Лиссабоне. С этого времени Заслуженный артист России Глеб Аксельрод ведет интенсивную концертную деятельность на родине и за рубежом (Финляндия, Франция, Польша, Чехословакия, Португалия, страны Латинской Америки и др.), совмещая ее с педагогической работой (Г. Аксельрод – профессор Московской консерватории).
«Г. Аксельрод – музыкант широкого кругозора, он глубоко понимает и тонко чувствует стиль и форму самых различных музыкальных произведений», – отмечал Яков Владимирович Флиер. Это подтверждается его интерпретациями русской и современной музыки (Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Щедрин, Галынин), сочинений зарубежных композиторов (Д. Скарлатти, Бетховен, Брамс, Лист, Дебюсси).
Однажды Глеб Аксельрод заметил: "Самое сложное произведение можно донести до любой аудитории, если делать это искренне, с полной отдачей и ясно". В этих словах во многом заключено художественное кредо артиста. Они в то же время как бы высвечивают не только формальную принадлежность, но и принципиальную приверженность этого мастера к фундаментальным основам гинзбурговской пианистической школы.
Как и у многих других его коллег, путь Аксельрода на большую концертную эстраду лежал через "конкурсное чистилище". Трижды вступал он в пианистические баталии и трижды возвращался на Родину с лаврами лауреата.. На пражском конкурсе имени Сметаны в 1951 году ему была присуждена первая премия; затем последовали международные конкурсы имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1955 год, четвертая премия) и имени Виана да Мота в Лиссабоне (1957 год, вторая премия). Ко всем этим соревнованиям Аксельрод готовился под руководством Г. Р. Гинзбурга. По классу этого замечательного педагога он окончил в 1948 году Московскую консерваторию, а к 1951 году завершил у него же курс аспирантуры. С 1959 года Аксельрод и сам начал преподавать; в 1979 году ему присвоено звание профессора.
Концертный стаж Аксельрода (а он выступает как у нас в стране, так за рубежом) насчитывает уже около сорока лет. За это время, естественно, сложился вполне определенный художественный облик артиста, который прежде всего характеризуется отменным мастерством, ясностью исполнительских намерений. В одной из рецензий А. Готлиб писал: "Г. Аксельрод сразу завоевывает доверие слушателя своей убежденностью, внутренним спокойствием человека, знающего, к чему он стремится. Его исполнение, традиционное в лучшем смысле, имеет своей основой вдумчивое изучение текста и его истолкования нашими лучшими мастерами. Монументальность общей композиции он сочетает с бережной отделкой деталей, яркую контрастность - с тонкостью и легкостью звучания. У пианиста хороший вкус и благородная манера". Добавим к этому еще одну характеристику из журнала "Советская музыка": "Глеб Аксельрод - виртуоз, по типу весьма сходный с Карло Цекки... такие же блеск и непринужденность в пассажах, такая же выносливость в крупной технике, такой же напор темперамента. Искусство Аксельрода - жизнерадостное по тонусу, светлое по краскам".
Все это до некоторой степени определяет и круг репертуарных склонностей артиста. Конечно, в его программах есть "опорные пункты", обычные для любого концертирующего пианиста: Скарлатти, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен, Брамс, Дебюсси. В то же время его больше привлекает фортепианный Чайковский (Первый концерт, Большая соната, "Времена года"), нежели Рахманинов, На концертных афишах Аксельрода мы почти неизменно встречаемся с именами композиторов XX века (Я. Сибелиус, Б. Барток, П. Хиндемит), мастеров советской музыки. Не говоря уже о "традиционном" С. Прокофьеве, он играет прелюдии Д. Шостаковича. Третий концерт и Первую сонатину Д. Кабалевского, пьесы Р. Щедрина. Репертуарная пытливость Аксельрода сказывается и в том, что он время от времени обращается к редко исполняемым сочинениям; в качестве примера можно назвать пьесу Листа "Воспоминания о России" или обработку Скерцо из Шестой симфонии Чайковского, сделанную С. Фейнбергом. Наконец, в отличие от других лауреатов Глеб Аксельрод надолго оставляет в своем репертуаре специфические конкурсные пьесы: не так уж часто звучат у нас фортепианные танцы Сметаны, а тем более пьесы португальских композиторов Ж. де Соза Карвалью или Ж. Сейшаса.
Вообще, как отмечал журнал "Советская музыка" в 1983 году, "в его живом, инициативном искусстве радует дух молодости". Приведя в качестве примера одну из новых программ пианиста (восемь прелюдий Шостаковича, все четырехручные произведения Бетховена в ансамбле с О. Глебовым, избранные пьесы Листа), рецензент обращает внимание, что она позволила раскрыть и разные грани его творческой индивидуальности, и репертуарную тактику зрелого художника. "И в Шостаковиче, и в Листе узнавались присущие Г. Аксельроду скульптурная четкость фразировки, активность интонирования, естественная контактность с музыкой, а через нее - со слушателями. Особый успех ждал артиста в листовских сочинениях. Радость встречи с музыкой Листа - так хочется назвать впечатление от своеобразного, изобилующего находками (упругая акцентуация, тонкие, во многом непривычные динамические нюансы, чуть пародированная линия rubato) прочтения Второй венгерской рапсодии. В "Женевских колоколах" и "Погребальном шествии" - тот же артистизм, то же замечательное владение истинно романтической, богатой колористически фортепианной звучностью".
Искусство Аксельрода получило широкое признание как на родине, так и за рубежом: гастролировал среди прочего в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.
С 1997 г. Г. Аксельрод жил в Германии. Умер 2 октября 2003 г. в г. Ганновере.
Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
Спасибо Татьяне (татьяна) за предоставленные материалы.
Треклист: Д. Скарлатти (1685–1757) Сонаты
01. in C major - Allegro (K514, L1) 02. in C minor - Allegro (K11, L352) 03. in D major - Non presto ma a tempo di ballo (K430, L463) 04. in D minor - Allegro (K1, L366) 05. in E major - Andante comodo (K380, L23) 06. in E minor (K147, L376) 07. in F minor (K69, L382) 08. in G major - Vivo (K125, L487) 09. in C major - Allegro (K159, L104) 10. in D minor - Allegro (K9, L413) 11. in D major - Allegrissimo (K96, L465) 12. in E major - Andante - Allegro (K162, L21) 13. in G major (K146, L349) 14. in A major - Allegro (K429, L132) 15. in B minor - Allegro (K27, L449) Николай Карлович Метнер
Соната-сказка / Marchen-Sonate in C minor, op.25 no.1
16. I. Allegro abbandonamente 17. II. Andantino con moto - III. Allegro con spirito
Спасибо огромное, Теодор! Все же странно, что кроме сонат Бетховена выложенных на нашем сайте - http://intoclassics.net/news/2010-03-08-14554 и этого диска, я не нашла больше никаких записей с Аксельродом
Изумительно он Скарлатти играет.Ощуение полного совершенства.И еще - авторского варианта (а то есть много всяких от себя половину добавят ) Спасибо.Жаль,мало
А мне не нравится. Как-то холодно, малоэмоцйионально, почти безжизненно, без души, почти что формально и "ни о чём" в общем-то. "Не по-русски", так сказать. "Проходной номер", в общем, так сказать. ИМХО. И какие плохо проговорённые трели у него, однако, зачастую, к тому же. И звук однообразный (будто в корсет в области грудной клетки исполнитель затянут, - вот так он чувствует Скарлатти, значит. Так ущербно его "понимает", так сказать). (Вот бывает в жизни человека чем-то сильно навсегда обидели, и он стал ко всему, как в ответ, как-то тихо зол и безучастен, безразличен по большому счёту. И тогда и игра у него вот такая, должно быть, получается уже. Если судить исключительно по Скарлатти. ИМХО, товарищи.) (Под конец вроде эмоций больше уже проявляется. Думаешь: ну вот, уже отогрелся, похоже, душою человек. А потом вдруг бац - не та эмоция! - и понимаешь уже: ан нет - не отогрелся ещё совсем. Холодный, как прежде ещё. Как айсберг в океане. Только пытается отогреться. Пытается, пытается и - опять обратно в обиду свою срывается. Крепко же она держит его, однако, как, товарищи!..)
А в газетах и в МГК писали и говорили, что "знаменитый" Скарлатти у Глеба Аксельрода - это "визитная карточка" и в благодарностях писали "..спасибо за Скарлатти". Кстати трели мне очень нравятся, я таких ровных, красивых, блестящих, филигранных, как птички, трелей ни у кого не слышал... Я так слышу. Наверное, потому что он мой дедушка, его исполнение для меня эталон.. Другие произведения я выложил на http://classic-online.ru/ru/performer/13826
Да там ничего не дают послушать-то. То ли деньги им давай, то ли ноты - не поймёшь. Грех с такими и связываться-то. Сюда выкладывайте ещё. Впрочем, вряд ли для меня. Для других просто.
Всем пожалуйста! Олег, этот диск я взял с рутрекера: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3785857 Но больше там Аксельрода нигде не нашел, как ни старался.
А нет ли у Вас такой пластинки? Глеб Аксельрод - Л. Бетховен* / С. Прокофьев* / Ф. Лист* – Соната № 23 „Appassionata“ / Шесть „Мимолетностей“ / Погребальное Шествие / Кампанелла Label: Мелодия – СМ 03791-2 Был бы очень рад.
Перезалил, обновил ссылку sergizy, пластинка, о которой Вы говорите, у меня была, но стерлась в пыль, увы. Осталось ещё воспоминание о "живом" концерте в БЗК.
Да, все играют Скарлатти просто отвратительно. Особенно, если на клавесине ещё. Только Гилельс в самых первых своих записях радует. Но в последующих уже не выдерживает взятой изначально верной линии партии - скатывается в "как все" на фунт другой. Мне вот нравится, как Аксельрод соль мажорную токкату Баха сыграл. Есть в соответствующей теме (типа "Ищу записи Глеба Аксельрода") форума видео с ютуб с оцифровкой соответствующей древней мелодиевской пластинки. Там и до мажорная соната Скарлатти звучит как-то безукоризненно. Не знаю, та ли это там запись этой сонаты, что и тут, или нет. Тут она как-то не то впечатление оставляет. А ещё на классикал-онлайн эти же сонаты звучат намного лучше как-то. Видимо, другая оцифровка там.
Да, есть записи Скарлатти 1982 г. А здесь выложены МГК Запись 1996 г. Послушайте другие произведения на http://classic-online.ru/ru/performer/13826 Там пока, еще не все записи, которые у меня есть. Выложу со временем!
Из записей Аксельрода мне ещё памятны песни Шуберта в переложении Листа, какая-то соната Гайдна и прелюдии Шостаковича, какие-то сонаты Бетховена. Давно это было...
Да,ресурс http://classic-online.ru был очень хороший,но теперь он платный,а жаль.На него не стоит выкладывать,это все равно что itune или amazon.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".