либретто А. Корнейчук - В. Василевская. хормейстеры: В. Колесник и Г. Таранченко дирижёр В. Пирадов солисты, хор и оркестр Киевского государственного театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко Пролог. Дорога около замка Потоцкого 0:01 1 действие - Запорожская сечь 14:14 2 действие, 1 картина - "Шатёр Богдана" 1:03:54 2 действие, 2 картина - "Часовня в замке Потоцкого" 1:38:49 3 действие - "Резиденция Богдана" 1:59:38 4 действие - "Площадь в Переяславе" 2:52:22 Богдан Хмельницкий - М. Гришко Посол Руси - В. Матвеев Кривонос - Б. Гмыря Богун - В. Борищенко Дьяк Гаврило - М. Роменский Лизогуб - С. Коган Варвара - Н. Гончаренко Соломия - Л. Руденко Потоцкий - Н. Частий Гелена - Л. Лобанова Сотники - Б. Пузин и И. Клякун Журба - Д. Гнатюк Тур - П. Гайчук запись 1953 года оцифровано с грампластинок выпущенных в 1954 году.
Очень интересно! Спасибо! Да, это раритет. Когда-то, в советские времена, фрагменты из этой оперы весьма часто транслировались по радио как символ вечной братской дружбы народов Украины и России. Кстати, грампластинки выпущены Апрелевским заводом Министерства культуры СССР. На лейбле указаны две даты "1654" и "1954". Следовательно, и сама постановка оперы в 1953 году, и пластинки, выпущенные в 1954 году, приурочены к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. Этот юбилей праздновался очень широко, с большой помпой, в стиле, весьма характерным для празднования государственных праздников в типично сталинском стиле. В числе других, опера была одним из символов нерушимого братства народов Украины и России - в духе большевистских установок на пролетарский интернационализм и братство народов СССР.
Богдан Хмельницкий — опера Константина Данькевича.
Премьера состоялась в 1951 году на сцене Киевского театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. В том же году опера была показана в Москве в рамках Второй декады украинской литературы и искусства. Произведение было подвергнуто острой критике, далеко не во всём справедливой. Большинство замечаний относилось и либретто, авторами которого были А. Корнейчук и В. Василевская. После доработки появилась вторая редакция оперы, которая после успешных премьер в Киеве и других городах получила всеобщее одобрение. Оперу поставили в театрах Одессы, Харькова, Львова, Свердловска, Саратова, Донецка и Тбилиси. Она стала одним из наиболее репертуарных спектаклей.
В основу оперы положена одноимённая пьеса А. Корнейчука, которая раскрывает одну из страниц истории Украины середины XVII века, посвященную борьбе украинского народа против иностранных поработителей. Главное место в опере занимает героическая линия, но есть и яркая лирическая сфера. Жанр оперы — героико-патриотическая, народно-историческая музыкальная драма. Её главные герои — народ и его выдающиеся представители: Хмельницкий, Кривонос, Богун, Варвара, дьяк Гаврило и др. Опера имеет 4 действия. В первом — 3 картины, во втором — 2, третье и четвёртое действия на картины не делятся.
Из анализа дат создания оперы можно сделать вывод: И пьеса А.Корнейчука, и опера К.Данькевича (на либретто А.Корнейчука и В.Василеской) - заказные произведения искусства, приуроченные к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией, которому уделялось архиважное значение. План празднования 300-летия составлялся еще при жизни Сталина, т.е. заказ на пьесу и оперу утверждался лично вождем. А это свидетельствует о важности празднования 300-летия. В плане подготовки к празднованию 300-летия состоялась еще одно важное культурное событие: в 1951 году завершилась работа над фильмом "Тарас Шевченко" с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Так как фильм понравился Сталину, на создателей фильма осыпались щедрые награды. Например, никому неизвестный С.Бондарчук в один момент стал народным артистом СССР и лауреатом Сталинской премии I степени.
Об опере. В музыке оперы широко использованы музыкальные темы украинских народных песен. Видимо, это обстоятельство способствовало популярности оперы не только в среде меломанов, но и среди широкого круга любителей украинской народной музыки. Слушая музыку оперы не сомневаешься, что она написана украинским композитором, хорошо знающим и понимающим украинскую музыку.
Да. Согласен. Талант композитора ни в коей мере не ставится под сомнение. Композитор, как и авторы либретто, а также певцы и музыканты, другие члены творческого коллектива работали и творили в тех условиях, какие были в то время, включая и требования со стороны идеологических структур. Хотел бы подчеркнуть ещё раз о популярности оперы не только в среде меломанов, но и среди широкого круга любителей украинской народной музыки.
И это свидетельствует о талантливости авторов, их умении донести до слушателей и драматичность героев и персонажей, и, одновременно, связь событий оперы с явлениями народной жизни.
Конечно же, музыка оперы великолепна. Иначе она не пользовалась бы пониманием и популярностью среди рядовых слушателей как радиотрансляций, так и грамзаписей. Замечательный состав солистов. Прекрасно звучит оркестр и хор.
Ещё раз спасибо Мише Майбороде (maib4) за прекрасную запись оперы.
К сожалению, у нас не так много сохранилось хороших записей талантливых музыкальных произведений национальных культур СССР.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".