"Песенки Маргариты" для сопрано и большого симфонического оркестра по "Фаусту" Гёте (в переводе Б. Пастернака) - одно из лучших и наиболее известных произведений Локшина. Хотя оно не названо симфонией (и сам композитор порой говорил о нём как о моноопере), фактически концепция его является симфонической, как её понимал Локшин. История создания этого сочинения такова: в 1973 году композитор пишет музыку к сцене в тюрьме, завершающей первую часть "Фауста", и называет её "Песенки Маргариты". В 1980 он добавляет к ней ещё две сцены (песня Маргариты "Что сталось со мною" и обращение к Богоматери на крепостном валу), а "Песенки Маргариты" становятся финалом цикла (названного теперь "Три сцены из "Фауста" Гёте). Однако, безусловно, "Песенки ..." являются самостоятельным сочинением, как это и было задумано автором первоначально.
В образе Маргариты как бы аккумулируется человеческое страдание - композитор, по собственному признанию, воспринимал свою героиню как совсем юное существо - обманутую девочку, гибель которой - не просто её личная трагедия, а воплощение несправедливости вообще. Покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, потерявшая брата и мать, обезумевшая от горя Маргарита ждет казни. Простоволосая, босая, она поет в заточении детские песенки. Между наивным
незатейливым словом "песенка" и страшным содержанием, которое в неё
вложено (видения безумной Маргариты), возникает такой вызывающий ужас
контраст, что трагизм ситуации ещё более усиливается.
Разорванное
сознание героини передается чередованием песенных эпизодов и
"вторгающихся" в них речитативных вставок (обращение к Генриху, которого
в минуты просветления она видит перед собой). Произведение строится как
две волны с двумя драматическими кульминациями, венчающими каждую из
них ("Дрожащего ребенка, когда всплывёт голова, хватай, хватай за
ручонку! Она жива, жива!" и "Тогда у нас была весна"....), и с тихой
лирической кульминацией - в траурном заключительном разделе ("Останься в
живых, желанный, из всех нас только ты..."). Это эпилог драмы,
возвышенно-просветленное прощание с миром живых. Музыка звучит предельно
просто и строго: сочетание песенности и хоральности дополняется чертами
траурного марша - это как бы шествие на казнь.
Естественность,
душевная чистота и цельность натуры гётевской Маргариты, свойственные
ей даже в состоянии безумия, сама идея страдания невинного существа -
все это определяет универсальность вечного - на все времена! - образа.
Именно это привлекло Локшина, создавшего подлинную драму-симфонию, в
которой соединяются тонкая лирика и трагическая экспрессия, вокальная
кантилена и оркестровое действо.
Седьмая симфония для контральто и камерного оркестра написана на стихи японских поэтов XIII века (1972). В её основе - лирические миниатюры поэтов Средневековья ("танка"). Изысканная красота этих маленьких шедевров обязывала к особым средствам музыкального выражения: отсюда хрупкость, изящество, тонкость музыки. Однако, как и в других произведениях Локшина, в Симфонии встают "вечные проблемы" - жизнь и смерть, красота и счастье, любовь и ненависть. Строгость оркестровых средств, камерность сочетаются с масштабностью, подлинным симфонизмом. Симфония состоит из оркестровой Интродукции, темы (мощный глас трубы) и шести вокально-оркестровых вариаций. Образуется типичная для Локшина драматургическая волна, которая, по замыслу композитора, отражает судьбу человека: рождение, жизнь, смерть. Кульминация симфонии (пятая вариация) полна экспрессии и трагизма: набатная колокольность и траурная поступь. Последняя вариация - зона катарсиса. Скорбный тон стихов (Нет, то не снег, что по садам цветы роняют, когда от ветра в лепестках земля. То седина! Не лепестки то опадают, с земли уходят не цветы, а я...) смягчается возвышенным и светлым строем музыки. Завершение Симфонии подобно многоточию: музыкальная ткань постепенно истончается и тает, растворяясь в тишине.
Десятая симфония для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа (1976), написанная через четыре года после Седьмой, своим образным строем значительно отличается от неё, что в какой-то мере инспирируется поэзией Заболоцкого, которая легла в основу произведения. В Симфонии преобладает элегическое настроение, периодически прорываемое острыми драматическими вспышками. Здесь также есть оркестровая интермедия, тема, которую исполняет хор, и три сольных вариации. Это речитативные эпизоды, создающие определенный "сюжет" - сцена на кладбище, слепец, просящий милостыню, и наконец - смысловой центр произведения - воспоминание поэта о своих погибших (репрессированных) товарищах: Светлая печаль, пронзительный лиризм музыки, её сокровенный характер покоряют слушателя. Вот, например, впечатление писателя В. Каверина: "Недавно я слушал целый вечер сочинения нового для меня композитора - Александра Локшина. Он написал симфонию на стихи Заболоцкого. Я прослушал её с восторгом, потому что в ней действительно угадан Заболоцкий. А вместе с тем найдена какая-то совершенно новая, очень сердечная, очень добрая и располагающая к душевному восторгу мысль, музыкальная мысль, которая, в конце концов, находит свое выражение в мелодии". Завершающий Симфонию Хорал, как и последняя вариация Седьмой симфонии, уводит нас в бесконечность.
Александр Локшин (1920-1987)
Песенки Маргариты (1973) для сопрано и оркестра Сцена из «Фауста» Гете. (Перевод Б. Пастернака) 1 Вступление. Andante 2.38 2 Тема. Andantino 2.35 3 Вариация I. Lento 3.06 4 Вариация II. Allegro Assai 1.46 5 Интермедия и вариация III. Lo stesso tempo 5.01 6 Вариация VI. Larghetto 3.16 7 Кода. Andante 3.21
Симфония №7 (1972) на стихи средневековых японских поэтов 8 Вступление. Commodo (1.37) 9 Тема. Sostenuto. (2.01) 10 Вариация I. Larghetto: Укон (1.57) 11 Вариация II. Animato: И Го Токутаизи (2.22) 12 Вариация III. Adagio: Риозен Хост (4.37) 13 Вариация IV. Allegretto: Минамото Санеаки (1.25) 14 Вариация V. Andante: Фудзивара Митинаги (4.47) 15 Вариация VI. Lento: Хугодзена Дайдедзина (3.16)
Симфония №10 (1976) на стихи Николая Заболоцкого 16 Вступление (Кларнет соло) 1.51 17 Тема (Хор) 5.02 18 Вариация I (Контральто) 6.03 19 Интермедия (Хор) 2.23 20 Вариация II (Контральто) 4.40 21 Интермедия (Хор) 2.41 22 Вариация III (Контральто) 8.12 23 Хорал (Хор) 2.27
Людмила Соколенко, сопрано (1-7) Нина Григорьева, контральто (8-23) Камерный хор под управлением Б.Тевлина (16-23) Московский камерный оркестр Дирижер Рудольф Баршай
Список произведений Александра Локшина, которые можно скачать по ссылкам участника (tarsier):
1-я симфония (Реквием) (дир. Рудольф Баршай; Париж, 1992) - wav 2-я симфония (Греческие эпиграммы) (дир. Арвид Янсонс) - wav 3-я симфония на стихи Киплинга (С.Робертс, Г.Рождественский) - wav 4-я симфония (дир. Рудольф Баршай) - wav 5-я симфония (Сонеты Шекспира) (Ян Кратов, Рудольф Баршай) - wav 7-я симфония на стихи древнеяпонских поэтов (Н.Григорьева, Р.Баршай) - wav 8-я симфония (Песни Западных славян) (А.Мартынов, В.Зива) - wav 9-я симфония на стихи Леонида Мартынова (Ю.Григорьев, Р.Баршай) - wav 10-я симфония на стихи Заболоцкого (Н.Григорьева, Р.Баршай) - wav 11-я симфония на стихи Камоэнса (Л.Соколенко, Г.Рождественский) - wav Из лирики Франсуа Вийона (Алексей Мартынов, Игорь Зайденшнир) - wma Три сцены из "Фауста" Гёте (Прокина, Баршай) - wav Вариации для фортепиано, посв. Марии Гринберг - wav Венгерская фантазия (Ю.Ситковецкий, К.Зандерлинг) - wma Кларнетный квинтет (И.Мозговенко, квартет им. Комитаса) - wav Прелюдия и тема с вариациями, посв. Елене Кушнеровой (А.Шелудяков) - wma Симфониетта №1 на стихи Игоря Северянина (А.Мартынов, М.Адамович) - wav Струнный квинтет памяти Шостаковича (И.Зайденшнир) - wma Сюита "В джунглях" (дир. Арвид Янсонс) - wav Сюита для баса и духового оркестра (А.Мишурин, В.Почапский) - wav Жди меня (домашнее исполнение) - wav Искусство поэзии (домашнее исполнение) - mp3 Симфониетта №2 на стихи Сологуба (домашнее исполнение) - mp3 Тараканище (домашнее исполнение) - mp3
Более подробная информация по некоторым из записей (предоставлена maxim1990):
Симфония №1 «Реквием» - Хор Радио Франции; Национальный оркестр Франции; дирижер - Рудольф Баршай (запись 1992 г.)
Симфония №2 «Греческие эпиграммы» - Хор и Большой симфонический оркестр
Всесоюзного радио; дирижер - Арвид Янсонс (запись 1960 г.)
Симфония №3 (на слова Р. Киплинга) - Стивен Робертс (баритон); Хор и
симфонический оркестр BBC; дирижер - Геннадий Рождественский (запись
1979 г.)
Симфония №4 - Большой симфонический оркестр
Всесоюзного радио и Центрального телевидения; дирижер - Рудольф Баршай
(запись 1976 г.)
Симфония №5 «Сонеты Шекспира» - Ян Кратов (баритон); Московский камерный оркестр; дирижер - Рудольф Баршай (запись 1969 г.)
Симфония №7 (на стихи средневековых японских поэтов) - Нина Григорьева
(контральто); Московский камерный оркестр; дирижер - Рудольф Баршай
(запись 1973 г.)
Симфония №8 «Песни западных славян» (на слова
А. Пушкина) - Алексей Мартынов (тенор); Большой симфонический оркестр
Всесоюзного радио и Центрального телевидения; дирижер - Владимир Зива
(запись 1988 г.)
Симфония №9 (на слова Л. Мартынова) - Юрий
Григорьев (баритон); Московский камерный оркестр; дирижер - Рудольф
Баршай (запись 1976 г.)
Симфония №10 (на слова Н. Заболоцкого) -
Нина Григорьева (контральто); Московский хор молодёжи и студентов;
Московский камерный оркестр; дирижер - Рудольф Баршай (запись 1976 г.)
Симфония №11 (на слова Л. Камоэнса) - Людмила Соколенко (сопрано);
Ансамбль солистов Государственного академического симфонического
оркестра СССР; дирижер - Геннадий Рождественский (запись 1980 г.)
«Из лирики Франсуа Вийона». Квинтет для солиста, струнного квартета и
тубафона - Алексей Мартынов (тенор); Ансамбль солистов «Северная корона»
(запись 1992 г.)
«Три сцены из «Фауста». Моно-опера (на слова
И. Гете) - Елена Прокина (сопрано); Ансамбль «Resonanz»; дирижер -
Рудольф Баршай (запись 1998 г.)
«Венгерская фантазия» для
скрипки с оркестром - Юлиан Ситковецкий (скрипка); Большой симфонический
оркестр Всесоюзного радио; дирижер - Курт Зандерлинг (запись 1952 г.)
Струнный квинтет - Игорь Зайденшнир (скрипка); Рамилия Нирсаяпова
(скрипка); Владимир Бакулин (альт); Владислав Самойлов (альт); Эдуард
Палицкий (виолончель) (запись 1992 г.)
Квинтет для кларнета и
струнного квартета - Иван Мозговенко (кларнет); Квартет имени Комитаса:
Авет Тер-Габриэлян (скрипка); Рафаэль Давидян (скрипка); Генрих Талалян
(альт); Сергей Асламазян (виолончель) (запись 1960 г.)
Симфониетта №1 (на слова И. Северянина) - Алексей Мартынов (тенор);
Ансамбль солистов Симфонического оркестра Московской филармонии; дирижер
- Михаил Адамович (запись 2000 г.)
«В джунглях». Сюита для оркестра - Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио; дирижер - Арвид Янсонс (запись 1960 г.)
Вариации для баса и духового оркестра (на слова Н. Тихонова) - Вячеслав
Почапский (бас); Государственный духовой оркестр РФ; дирижер - Альфред
Мишурин (запись 1993 г.)
maxim1990 добавил ссылку на тексты некоторых произведений (word, отредактировано участником tarsier):
Из лирики Франсуа Вийона; Искусство поэзии; Песенки Маргариты; Симфониетты №1 и №2; Симфонии №№ 1,2,3,5,7,8,9,10,11; Три сцены из Фауста; Цветы зла. 04.VII.2014:
Был заменен перевод 3-й симфонии и добавлены тексты на английском языке симфоний №№7,8,10, Симфониетты №1 и "Песенок Маргариты" и русский текст симфонии №6. https://yadi.sk/d/cpoEswX4ZJbhJ
Локшин, 6-я симфония. Дирижер - Юрий Андросов, солист - Игорь Горностаев. Воронеж, 29 апреля 2014
https://yadi.sk/i/nxw6-ZUQd6haV
19.07.2015. Добавлены ссылки участника Владимира (vladimir7):
https://mega.co.nz/#F!LM4AEIbb!PsmlffTzDRXh5VgmUT6caQ или https://eu.static.mega.co.nz/#F!LM4AEIbb!PsmlffTzDRXh5VgmUT6caQ
По ссылкам бонусы участника (tarsier), конвертированные из WAV во FLAC, с прописанными тегами.
(tarsier) добавил ссылку на запись Струнного квинтета памяти Д.Д.Шостаковича (видео): Исполнители: Русквартет и Дарья Филиппенко
https://www.dropbox.com/s/gi0q9i5t4jkt2h7/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BD_%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%82.wmv?dl=0 Материал переведён с участника legoru на участника little_listener
Есть надежда , что 6-ю симфонию исполнят (впервые)в этом году. А вот это, по-моему, очень хорошее исполнение 5-й симфонии (дирижер и солист неизвестны) http://files.mail.ru/298AFE598D73407797993F434D04C887
Спасибо!Что касается записи 5-й симфонии с неизвестными исполнителями, то происхождение этой записи такое. Еще в советское время (70-е годы) через музей Скрябина (если не ошибаюсь) моему отцу была передана пленка из США с надписью "CBS Camera 3". Исполнители указаны почему-то не были. Исполнение, на мой взгляд, высочайшего качества.
Уважаемые знатоки, помогите малосведующему! Я два раза пытался скачать дополнение, представленное участником tarsier, одним архивом (7,8 Гб). В результате это длится часов по 8-10, останавливается на 99% и дальше никак! Научите, пожалуйста, как скачивать такие архивы. Очень надеюсь.
Скачал из интереса, переслушал. Честно говоря большая часть материала не понравилась. Ну как то не близка мне большая часть этой музыки. Что вавки, эт конечно хорошо и замечательно, но они не сжаты и занимают объём почти в 8 гиг. Поэтому, дабы народ сильно трафик не тратил, я решил, от нечего делать, весь материал в формате Wav, предоставленный участником (tarsier), сжать lossless кодеками, в данном случае конвертировал в формат flac. Ну и теги прописал, исходя из информации в названиях. Таким образом, при сохранении качества, материал стал меньше в размерах почти в полтора раза, в данном случае размер уменьшился до 5 гб. Сжатию, само собой, подвергался только материал в wav формате Ссылка: https://mega.co.nz/#F!LM4AEIbb!PsmlffTzDRXh5VgmUT6caQ или https://eu.static.mega.co.nz/#F!LM4AEIbb!PsmlffTzDRXh5VgmUT6caQ
На всякий случай насчёт dropbox.com: если у кого-то не получится скачать сразу и появится форма регистрации, то можно не регистрироваться, достаточно просто обновить страницу и скачивание станет доступным.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".