Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Из нашего архива
Д.Д. Шостакович, фортепианный квинтет, 2 фортепианных трио (mp3 160 кбит/с) [аудио]
паваротти Luciano Pavarotti - Pavarotti Forever (2007) [аудио]
Ф.Шопен – Соната для фортепиано Си Бемоль Минор, Оп.35 № 2 (Иво Погорелич) [аудио]
Календарь новостей
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 11 Декабрь 16, 14:47
Главная страница » 2016 » Февраль » 23 » Оливье Мессиан. Квартет на конец времени. Чаю воскресения мертвых. Хронохром
Оливье Мессиан. Квартет на конец времени. Чаю воскресения мертвых. Хронохром

Оливье Мессиан

(1908-1992)

Quatuor Pour La Fin Du Temps
[Квартет на конец времени]

для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано

(1941)


1. I. Литургия кристалла 
2. II. Вокализ ангела, возвещающего конец времени
3. III. Бездна птиц 
4. IV. Интермедия 
5. V. Хвала вечности Иисуса
6. VI. Танец ярости для семи труб 
7. VII. Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец времени
8. VIII. Хвала бессмертию Иисуса 

Квартет на конец времени (1941) останется уникальным свидетельством драматических обстоятельств, в которых он был создан. В 1939 году, едва Мессиан закончил еще один грандиозный цикл для органа Тела нетленные, началась Вторая мировая война. Композитор был призван в армию простым солдатом. После разгрома французской армии под Верденом он попал в плен и был заточен в силезский концентрационный лагерь для военнопленных близ Гёрлица (ныне территория Польши). В лагере разделил тяжкую судьбу всех узников, голод и холод, тем не менее выстоял сам и помогал выстоять многим своим собратьям. Свидетельством необычайного мужества и силы духа Мессиана стало сочинение в лагере одного из самых значительных произведений - Квартета на конец времени для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (в лагере нашелся немецкий офицер - любитель музыки, который снабдил Мессиана карандашом и бумагой). Выбор нетрадиционного инструментального состава был определен присутствием в лагере кларнетиста, виолончелиста, скрипача и пианиста (самого композитора). Квартет был исполнен на открытом воздухе в тридцатиградусный мороз зимы 1941 года в присутствии пяти тысяч военнопленных. Так композитор сражался за то, чтобы выжить, и помогал своей музыкой выжить другим. «Никогда позднее, -комментировал композитор, - меня не слушали с таким вниманием и таким пониманием» (Halbreicb H. Olivier Messiaen).

В качестве программы Мессиан предпослал квартету строки из Апокалипсиса:

«И увидел я ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги - как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море, левую - на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится» [Гл. 10: 5, б].

Кроме того, как говорил сам Мессиан, в названии отражен и некий художественный рубеж: это конец классического времени. Не случайно в предисловии к квартету помещена Маленькая теория моего музыкального языка. Особый акцент композитор делает на объяснении ритмической организации пространства с помощью добавочной и отнятой длительности, ритмических канонов, ритмических педалей, принципа изометрии и т. п.

Необычна трактовка самого жанра квартета как программного многочастного цикла. Восемь частей имеют названия: I. Литургия кристалла; II. Вокализ для Ангела, возвещающего конец Времени; III. Бездна птиц; IV. Интермедия; V. Хвала предвечности Иисуса; VI. Танец ярости для семи труб; VII. Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец Времени; VIII. Хвала бессмертию Иисуса. Помимо названий, к каждой части композитор предпослал комментарий.

Драматургия цикла основана на контрастном противопоставлении образных сфер и повторяемости контрастов: возвышенной медитативной лирики (I, V, VIII части), драматической сферы, символизирующей могущественного Ангела (II, VII), скерцозной сферы, воплощенной через ритуальный «варварский» танец (IV, VI). Особняком стоит пантеистическая III часть, посвященная только птичьему пению. Между отдельными частями (II и VII, IV и VI) имеются и тематические арки. V и VIII связаны одинаковым типом фактуры.

Контрасты между частями подчеркнуты тембровыми средствами. Квартетное письмо здесь далеко от традиционного, ибо для каждой части Мессиан избрал индивидуальное тембровое решение: весь состав квартета играет не во всех частях, а только в I и II (в крайних ее частях), VI и ряде фрагментов VII. Лирические V и VIII части основаны на монодии струнных с аккомпанементом (виолончель и фортепиано - в V, скрипка и фортепиано - в VIII). IV часть написана для трио без фортепиано, III - для соло кларнета. VI часть полностью монодическая, все инструменты играют в унисон. Уже все это свидетельствует о новом подходе к жанру квартета.

I часть - Литургия кристалла - играет роль пролога. Авторский комментарий в партитуре: «Около 5 часов утра солист импровизирует, окруженный звучащей пылью, трели теряются высоко в деревьях. Перенесите все в план религиозный, и вы получите тихую гармонию неба». Вся музыкальная ткань составлена из четырех пластов, оставляющих ощущение пространственного звучания. Строгая организация материала скрыта под обликом импровизационности. Фортепиано излагает красочные аккорды, словно падающие кристаллы. Это ритмическая и гармоническая педаль. Ее своеобразие состоит в том, что 29 аккордов падают на 17 ритмических долей. Именно здесь впервые был опробован принцип изометрии мотетов Г. де Машо, на которого ссылается сам Мессиан. Каждое новое повторение гармонической педали оказывается в новом ритмическом варианте. Партии кларнета и скрипки излагают птичьи зовы, трели, выкликания; у виолончели - таинственные глиссандо и флажолеты на мелодической педали из пяти звуков. Этими различными напластованиями ладов, ритмов композитор стремился воспроизвести радужные переливы света, краски готических соборов, щебет птиц, колокольные звоны - то есть все то, что выражает, по его мнению, «тихую гармонию неба».

II часть - Вокализ для Ангела... - можно трактовать как заменяющую в квартете сонатное allegro.(ни одна часть в квартете не написана в сонатной форме). Авторский комментарий: «Первая часть и реприза воплощают могущество грозного Ангела, середина - неосязаемую гармонию неба. У фортепиано — каскады нежно-голубых, лиловых, золотистых и зеленых аккордов, окружающих своим перезвоном отдаленное монотонное пение».
Эта часть построена на контрасте темпов (быстро -медленно - быстро) и на контрасте образных сфер: драматической и медитативной.

III часть — Бездна птиц — длинное соло кларнета. «Бездна, - комментирует автор, - это время со своими печалями и горестями. Птицы - это противоположность времени, это наше желание света, звезд, радуги и юбиляционных вокализов».
Непрерывно длящаяся монодия, смело и оригинально написанная, имитирует птичье пение - трели, зовы, крики (как пишет автор, «это пение воображаемой птицы, но напоминающей все же черного дрозда»).

IV часть - Интермедия в трехчастной форме с варьированной репризой. Это род скерцо с оттенком ритуального танца, который ему придает неуклонное повторение темы.

V часть - Хвала предвечности Иисуса - построена на непрерывно развивающейся мелодии виолончели в очень медленном темпе в сопровождении тонко колорированных аккордов фортепиано. Комментарий автора - через слова Священного Писания: «Сначала было слово и слово это - Бог».

VI часть - Танец ярости для семи труб - еще одно скерцо в танцевальном ритме. «Все четыре инструмента играют в унисон, словно гонги и трубы (шесть первых труб Апокалипсиса возвестили о грядущих катастрофах, труба седьмого ангела возвестила об окончании таинств Бога)», - комментирует автор. В мелодическом рисунке, подготовленном темой IV части, подчеркивается излюбленный мессиановский интервал - тритон. В кружащихся фразах, тяготеющих все время к звуку fis, господствует нерегулярная метрика.

VII часть - Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец Времени - и образным содержанием (Ангел-провозвестник), и тематизмом перекликается с II частью. Авторский комментарий: «Пьеса посвящена Ангелу, и особенно радуге вокруг его головы (радуга - символ мира, мудрости и всех световых вибраций)». По функции эта часть играет роль обобщающего финала, выступающего кульминацией драматической сферы, связанной с концом времени и кульминацией всего квартета. Эта часть наиболее сложна по форме и разработке тематического материала (форма этой части близка рондо).

Однако главный итог всей философской концепции сочинения заключен в «эпилоге» (VIII часть) - возвышенной медитации, где проникновенный голос скрипки в сопровождении фортепиано славит бессмертие Иисуса.
Квартет на конец времени - одна из художественных вершин творчества Мессиана и принадлежит к числу самых репертуарных его произведений.



Исполнители:

Vera Beths violin
George Pieterson clarinet
Anner Bylsma cello
Reinbert de Leeuw piano

(любимое исполнение)

Рабочая ссылка от участника Alexei raccoon (raccoon):

https://cloud.mail.ru/public/ee702160150c%2FQuatuor1.rar

---------

Michel Beroff - piano
Erich Gruenberg - violin
Gervase de Peyer - clarinet
William Pleeth - cello

Запись 1968 года

Рабочая ссылка от Татьяны (татьяна):

https://cloud.mail.ru/public/6b1579bf7442%2FOlivier%20Messiaen%20-%20Quatuor%20Pour%20La%20Fin%20Du%20Temps%20%2B%20Chronochromie.rar

-----

Gil Shaham - violin,
Paul Meyer - clarinet,
Jian Wang - cello,
Myung-Whun Chung - piano

Запись 1999 года

--------

Saschko Gawriloff, violin
Hans Deinzer, clarinet
Sigfried Palm, cello
Aloys Kontarsky, piano

--------

Olivier Messiaen - piano
Jean Pasquier - violin
Etienne Pasquier - cello
Andre Vacellier - clarinet

------

Cello - Albert Tétard
Clarinet - Claude Desurmont
Piano - Daniel Barenboim
Violin - Luben Yordanoff

Запись 1988 года


Чаю воскресения мертвых
9. I. Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. (Пс 129:1,2) (3:01)
10. II. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим 6:9) (4:43)
11. III. Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия... (Ин 5:25) (3:28)
12. IV. Восстают в славе, с новым именем - при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (1 Кор 15:43 - Откр 2:17 - Иов 38:7) (6:01)
13. V. И слышал я как бы голос многочисленного народа... (Откр 19:6) (3:57)


Royal Concertgebouw Orchestra
Bernard Haitink conductor

Chronochromie, for orchestra, I/43
9. Introduction (03:16)
10. Strophe I (01:34)
11. Antistrophe I (03:05)
12. Strophe II (01:37)
13. Antistrophe II (05:33)
14. Epode (04:19)
15. Coda (02:34)

BBC Symphony Orchestra
Antal Dorati



Форматы:  flac, ape (cue)

СКАЧАТЬ:

https://cloud.mail.ru/public/ErFL/oFbVRV7rS 

Категория: аудио | Просмотров: 9754 | Добавил(а): sav2403
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 26
1. Земля (Земля)   (19 Январь 11 09:43)
И почему такое не сочинил, скажем, Бетховен? Ну, или там - Бах с Генделем... Почему? scratch

2. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 09:45)
Мессиан - он настоящий конец света застал в Концлагере..

3. Александр (Палыч)   (19 Январь 11 10:39)
Франция цивилизованно капитулировала...
Концлагерь? Ничего смешного, конечно. Не санаторий. Но о газовых камерах и печах там и слыхом не слыхали. Получали посылки, сочиняли, играли на музыкальных инструментах. Колония обычного режима. Не 4 года в окопах под пулями. Не конец света.

4. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 10:40)
Она не капитулировала - просто сдалась практически без боя.. Не то, что в Первую мировую..

7. Земля (Земля)   (19 Январь 11 11:13)
Кстати, концлагерь изначально - это всего лишь место в поле, где за изгородью держат людей в неволе. Именно таковыми были концлагеря в 1-ю мировую, потом в гражданскую. Что-то вроде загона. Только не для скота, а для людей. Это потом уже - после 2-й Мировой - слово это приобрело тот зловещий смысл, которым теперь не устают порой и поспекулировать критики красного террора. "У красных были концалегеря!", кричат они. "А может быть, то были просто лагеря для военнопленных?", сомневаемся мы. scratch

8. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 11:16)
Концлагеря, как таковые появились в Англо-бурскую войну 1899-1902 года..

24. Yuri (Сузуки)   (20 Сентябрь 14 22:05)
А показ такого лагеря военнопленных в американском фильме "Большой побег" на 1-ом Московском кинофестивале вызвал волну возмущения, особенно от побывавших в немецком плену и, естественно, не подозревавших о том, что для пленных из других стран условия были иными.

23. Yuri (Сузуки)   (20 Сентябрь 14 21:52)
Это был не концлагерь, а лагерь для военнопленных - в соответствии с международной конвенцией, подписанной всеми европейскими странами и США, но не СССР. Поэтому и условия содержания там были в соответствии с этой конвенцией, как и инспекции Красного креста.
Близкое к реальному изображение такого лагеря в случае офицеров (они отделялись от нижних чинов и имели право носить форму) я видел в фильме "Эроика" Анджея Мунка 1958 г (на фествале польского фильма, в прокат его, разумеется, не допустили).

5. slava tiomni (slavatiomni)   (19 Январь 11 10:47)
Спасибо =)

6. Jury Kosolapov (classical_music)   (19 Январь 11 11:12)
Большое спасибо!

9. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 12:22)
Между прочим, 15 января исполнилось 70 лет со дня первого исполнения квартета. prof

10. slava tiomni (slavatiomni)   (19 Январь 11 12:37)
но cue не работает :'(

12. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 12:57)
В каком именно исполнении?
Если что, я режу всегда Medieval CUE Splitter

13. slava tiomni (slavatiomni)   (19 Январь 11 13:10)
Quatuor pour la fin du temps (2000)
и Quatuor Pour La Fin Du Temps + Chronochromie.
Хотя,думаю пойдёт. Также как и на касетах, матаешь- матаешь,и ичешь произведения, здесь также, нормально, справится можно :)
Спасибо хорошая раздача :)

11. саша бут (марта)   (19 Январь 11 12:42)
О чем это мы? За музыку - спасибо!

14. slava tiomni (slavatiomni)   (19 Январь 11 13:10)
но всё равно cue везде не работает :'(

15. Соболев (sav2403)   (19 Январь 11 13:15)
Можно и без куе - квартет то недлинный.. :)
а как исправить - не знаю.. Не я рипировал..

16. Земля (Земля)   (19 Январь 11 13:37)
У меня Кью есть только в Хайтинке и в Баренбойме и везде работает - с АИМПом. А с Фубаром я редко связываюсь, потому что в нём мало что работает (капризный очень).

17. Big Dog (Malamute)   (19 Январь 11 14:41)
Шесть исполнений! А у меня есть только одно... Надо запастись хотя бы еще парочкой. :)

Спасибо!


18. anm (alyosha)   (19 Январь 11 16:10)
Большое спасибо!

19. Татьяна (татьяна)   (20 Январь 11 05:13)
Спасибо! Не поняла только - Чаю воскресения мертвых и Хронохром в каждой из шести ссылок?

20. Соболев (sav2403)   (20 Январь 11 06:02)
нет, там надо на названия архивов смотреть..

21. Татьяна (татьяна)   (20 Январь 11 07:31)
Плоховато видно, но, кажется, попала :)

22. Данил ... (TheNameless)   (20 Апрель 12 14:13)
Спасибо за хорошее описание квартета!!! И за такое количество исполнений)

25. Дима Петров (Damian8673)   (26 Февраль 16 22:53)
bravo bravo bravo

26. Пётр Аркадьев (peterarkadiev)   (29 Февраль 16 20:11)
Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.