Введение Е. Долинская. Николай Мясковский в XXI веке
КОМПОЗИТОРЫ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ вспоминают Н. Я. Мясковского. Интервью = Т. Хренников. Богатство русского симфонического творчества. Беседу вела М. Соколова = Р. Леденев. Его музыка светится другим светом. Беседу вела М. Соколова = К. Хачатурян. Вспоминая учителя. Беседу вела М. Соколова
А. Санько. Н. Я. Мясковский в воспоминаниях Е. К. Голубева В. Келле. Об отдельных фактах творческой биографии Н. Мясковского А. Комиссаренко. Н. Я. Мясковский - педагог Е. Потяркина. Николай Мясковский и Константин Бальмонт Т. Билалова. Поэзия "Северного вестника" в ранних романсах Мясковского Е. Дурандина. Кантата-ноктюрн "Кремль ночью" И. Немировская. Преломление традиций камерно-вокального стиля Мусоргского в творчестве Мясковского Е. Волков. Хоровые песни Н. Я. Мясковского (заметки хормейстера) И. Урюпин. Семантика хора в финале Шестой симфонии Мясковского С. Махней. О башкирском напеве в Восьмой симфонии Мясковского А. Демченко. Симфония перепутья М. Кустов. Виолончельный Мясковский О. Шелудякова. Позднеромантические традиции в мелодике Мясковского Л. Шабалина. На языке шифрованных смыслов: диалог через век М. Басок. Путь Мясковского-полифониста: от новаторства к традиции Р. Белышев. Об интерпретации симфонических произведений Н. Я. Мясковского. Заметки дирижера Д. Горбатов. Н. Я. Мясковский в контексте современной музыкальной культуры М. Сегельман. "Художник наших дней": полвека спустя Иллюстрации
Отрывок из статьи Дм. Горбатова:
В середине 1990-х годов младшая коллега-композитор
обратилась ко мне с просьбой записать ей некоторые музыкальные
произведения для подготовки к аспирантскому экзамену. На
аудиокассете оставалось 20 свободных минут; жалко было их терять — и
я стал прикидывать, чтó можно было бы туда ещё записать. Выбор пал
на медленную часть Семнадцатой симфонии Мясковского: она почти ровно
укладывалась по времени. — А что это за сочинение в конце? —
полюбопытствовала коллега, принимая кассету. — Сюрприз, в
качестве «бонуса». Для души — не для экзамена. Хорошая музыка: тебе
понравится! Через неделю я встретил свою коллегу… и
просто не
узнал. Она вся сверкала: глаза буквально пылали каким-то
глубинным внутренним светом. Видно было, что человек пребывает под
сильнейшим
впечатлением. Схватив меня за руку, она стала быстро
говорить: —
Фантастика! Потрясающе! Я никогда в жизни ничего подобного не
слышала! Где ты раздобыл это чудо? Неужели на свете бывает такая
волшебная музыка? Что это?! — А ты не пыталась угадать? — Да я
просто голову сломала! Это так необычно: с одной стороны — очень
традиционно, с другой — совершенно оригинально, абсолютно свой
стиль! При этом — потрясающей красоты музыка!.. В общем, я уже
поняла: ни за что не отгадаю! Скажи скорей: кто же композитор? —
Мясковский. …Какое-то время коллега-композитор стояла застыв;
руку мою она отпустила, свет в глазах померк. Затем прозвучала
фраза, которая меня потрясла: — Этого не может быть. — То
есть… как? Что ты хочешь этим сказать? — Это не может быть
Мясковский. — Погоди. Ты считаешь, я тебя разыгрываю? Но зачем?
Какой мне от этого интерес? — Мясковский — занудный, скучный,
неинтересный композитор. Такую прекрасную музыку он сочинить просто
не мог! — Но ведь это действительно Мясковский! — Я не
верю! На том и расстались: она — разочарованная, я —
изумлённый…
Большое спасибо! Вот уже года четыре я слушаю преимущественно Мясковского - симфонии и квартеты. Настоящее Погружение. И чем большое слушаю, тем интереснее. Нечто подобное было лет 30 тому с Брукнером, проходишь перевал и открываются море сияющих вершин.
6 марта 1947 г.: `Слушал [на репетиции] 25-ю симфонию Мясковского (Гаук). Прекрасная музыка - напевная, русская, искренняя, как песня. Очень мне понравилось. [...] Около 3-х пришел домой [...] Потом поиграл немного и поехал с Леной [женой] в концерт. Симфония еще больше мне понравилась. Успех большой, неподдельный.`
(Кроме 25-й симфонии Мясковского, в том концерте были исполнены сочинения Чайковского: Скрипичный концерт (солист В. Пикайзен) и Торжественная увертюра `1812 год`)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".