Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов (1975)
В книге рассказывается о жизни и деятельности выдающегося русского и
советского пианиста К. Н. Игумнова, раскрываются принципы его
исполнительского и педагогического мастерства. Современник Рахманинова и
Скрябина, ставший на рубеже веков профессором Московской консерватории,
К. Н. Игумнов является одним из основоположников советской фортепианной
школы. Изложение опирается на большой документальный материал.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Часть 1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Гл. 1. Детство Гл. 2. Годы учения Гл. 3. Артистическая молодость Гл. 4. На пути к мастерству Гл. 5. Годы поисков и решений Гл. 6. К новым берегам Гл. 7. Во главе консерватории Гл. 8. У заветной цели Гл. 9. На склоне лет Гл. 10. В последние годы Часть 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И ПЕДАГОГИКА Гл. 11. Творческая система Гл. 12. Автор и исполнитель Гл. 13. Музыка - живая речь Гл. 14. Образные представления и исполнительская воля Гл. 15. Работа над произведением Гл. 16. Звуковая палитра Гл. 17. Вопросы технического мастерства Гл. 18. Проблемы репертуара Гл. 19. Методика преподавания Гл. 20. Художник и человек ПРИМЕЧАНИЯ Приложения Указатель имен ОГЛАВЛЕНИЕ Иллюстрации ============ Из дневников Я. И. Мильштейна 24 марта 1948 г.: "Рано утром ушел в консерваторию. В 8:30 уже начал занятия в классе. В первом часу дня пришел Оборин. Он сказал, что виделся вчера с врачом, лечашим К. Н. Из слов его я понял, что К. Н. доживает последние дни, если не часы. Впрочем, я и сам об этом отлично знал. Около часу дня я спустился в деканат; не прошло и пяти минут, как ко мне подошла из диспетчерской Надежда Константиновна (Мухина) и сказала, что только что звонили из дому и мне надлежит срочно ехать в больницу к К. Н. Неужели это уже конец? Сразу у меня что-то словно оборвалось внутри; я, видимо, побледнел, ибо окружающие заметили это. Через несколько минут, после краткого телефонного разговора с Женей, я уже мчался (именно мчался) к арбатскому метро. Когда вышел я из метро «Динамо» и пошел к Боткинской — на улице было удивительно хорошо. Сияло солнце, было по-весеннему свежо и радостно; группа солдат, шедшая по дороге, пела песню. Всюду была разлита жизнь, и как-то не верилось, что в такую минуту может умереть человек. Нина и Вова Ушаковы были у К. Н. в палате. Вскоре пришла племянница К. Н. — Татьяна Сергеевна. Она сказала, что К. Н. лучше сейчас не беспокоить. Мы решили посмотреть на него, хотя бы в щелку. Но когда пришел мой черед, главный врач корпуса попросил нас переждать в приемной «мертвый» час (было начало четвертого) и не стоять у дверей палаты. У К. Н. утром началось кровотечение; лечащий врач сказал, что по его мнению - это последние сутки. Так мы сидели в приемной в нескольких метрах от палаты, разговаривали, и у каждого из нас, несмотря на полную очевидность трагического конца, все еще теплилась надежда. Когда часы показывали 15:45 (в 16 должен был начаться общий прием посетителей), я встал, надел халат — в этот момент вбежала взволнованная сестра и сообщила: «Только что скончался». Вова и я бросились в палату. К. Н. лежал на кровати закрытый по горло одеялом. Лицо его было удивительно спокойным. Мы встали на колени, слезы лились из глаз. Я поцеловал его несколько раз, он был еще совсем теплый. Сияло солнце, в палате было светло; на тумбочке около кровати на тарелке лежало несколько яблок и лимон. Внизу лежала новая книжка воспоминаний о Серове, сбоку очки и какие-то мелкие вещи. «Всего пять минут тому назад он еще ел,— сказала сестра.— Сперва попросил бульон, но, попробовав его, сказал, что не хочет: «Лучше дайте боржом». Я только хотела налить ему боржом, как он вздохнул и... умер; врач был при этом». Итак, смерть наступила моментально, и до последней минуты он находился в полном сознании. («Они ушли,— говорил он,— и думают, что мне лучше, а мне все хуже и хуже»,) Символ одинокой жизни — в момент смерти около него не было никого из близких людей. Умирать он не хотел: «Хоть инвалидом,— говорил он незадолго перед смертью,— но только жить. Так много еще несделанного, так много хочется сделать». Через некоторое время в палату вошли близкие. Стояли молча, у всех слезы на глазах. Затем прощались с телом. Внизу позвонил Жене; она сказала, что уже знает, ибо сообщили из консерватории; меня ищут — нужно срочно написать некролог. Но сил у меня нет... Все же поехал в консерваторию. В 19:30 вместе с Назарием Григорьевичем Райским поехал на квартиру. Начались разговоры о процедуре похорон, о комнате, о завещании и т. п. Все это было крайне тяжело. Но, быть может, самым тяжелым было, когда вошли мы в комнату. Осиротела она... Переставили вещи, поставили столы для гроба... Позднее приехали Женя, Серов, Манюра Гамбарян, Гольдфедер. Начались приготовления к религиозному обряду. Около часу ночи ушел домой. Какой тяжелый день! 25 марта 1948 г.: Утром был в консерватории. Настроение у всех печальное. О себе и не говорю. В 2 часа пошел к Ушаковым. Оттуда целой группой поехали в морг. В морге ждали час, пока тело К. Н. одели в привезенную нами одежду. Увидели мы его уже лежащим в полном одеянии на помосте. Впечатление было тяжелое, давящее... Со слезами на глазах вынесли мы гроб с его телом, поставили в машину. Приехали около 5 часов; был яркий солнечный день. Когда вносили гроб в дом, собралась небольшая толпа. Я вспомнил, что всего четыре дня назад мы выносили его, еще живого, на носилках. Не думал я тогда, несмотря на всю его слабость, что все это так быстро закончится. Гроб поставили в углу комнаты. Вечером (в 9 часов) было отпевание. Я стоял в самом конце комнаты, у входной двери. Рядом со мной в начале отпевания стоял Рихтер (спереди), сзади - сын Зинаиды Германовны Крашенинниковой; сбоку - муж Веры Ушаковой. Затем Рихтер ушел в коридор, на его место протиснулся Нейгауз. Александр Борисович Гольденвейзер был впереди, у гроба, и бил земные поклоны. После отпевания я сел писать (в комнате у Александры Николаевны) статьи для "Советского искусства" и для нашей консерваторской газеты. Но в обстановке, сложившейся после отпевания, ничего толком не мог сделать. Поехал домой и до 4 часов утра писал.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".