русская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР. В детстве пела в церковном хоре, занималась в Астраханском музыкальном училище. С 1921 ученица М. К. Максакова. С 1919 солистка оперной труппы в Астрахани; дебютировала в партии Ольги ("Евгений Онегин"). В 1923-53 солистка Большого театра (в 1925-27 - Ленинградского театра оперы и балета). Среди лучших партий - Кармен; Марина Мнишек (Государственная премия СССР, 1949), Марфа ("Хованщина"; Государственная премия СССР, 1951). Другие партии: Любаша, Ганна ("Царская невеста", "Майская ночь"); Лель, Амнерис, Азучена, Далила; Ортруда ("Лоэнгрин"), Клариче ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Алмаст (1-я исполнительница, 1930) и др. В 1938-41 М. участвовала в спектаклях Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского, где с успехом исполнила партии Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка) и Шарлотты ("Вертер"). В концертном репертуаре певицы - романсы П. И. Чайковского, вокальные циклы Р. Шумана, произведения советских композиторов, русские народные песни. Часто выступала с Русским народным оркестром им. Н. П. Осипова. Государственная премия СССР (за достижения в области оперного искусства и за концертно-исполнительскую деятельность, 1946). Гастролировала в Турции (1935), Польше (1936), Финляндии (1950), ГДР (1968-69). Выдающаяся певица, Максакова обладала высоким, гибким меццо-сопрано тёплого, лирического тембра, ярким темпераментом. Её исполнению были присущи большая экспрессия, тонкое искусство фразировки, полное слияние музыкального и сценического образов.
1. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Государственный русский народный оркестр им. Осипова (1 - 6) Б. Юртайкин (фортепиано) (7 - 11) Б. Реентович (виолончель) (7 - 9) Д. Лернер (фортепиано) (12, 13)
1 (1) Над полями, да над чистыми (музыка и слова народные)/1953 (2:24) 2 (2) О чём ты Машенька плачешь (музыка и слова народные в обработке С. Погребова)/1947 (3:16) 3 (3) То не ветер ветку клонит (музыка и слова народные)/1952 (4:32) 4 (4) Чернобровый, черноокий (музыка и слова народные)/1952 (2:16) 5 (5) Что ты жадно глядишь на дорогу (музыка народная на слова Н. Некрасова)/1952 (3:02) 6 (6) Помню, я ещё молодушкой была (музыка и слова народные)/1953 (4:37) 7 (7) Терем (музыка и слова народные в обработке А. Бородина)/1950 (2:19) 8 (8) Разлюбила красна девица (музыка и слова народные, в обработке А. Бородина)/1955 (2:39) 9 (9) Слушайте, подруженьки (народная песня в обработке А. Бородина)/1953 (3:00) 10 (10) Что ты рано зоренька побледнела (музыка и слова народные в обработке А. Бородина)/1954 (2:47) 11 (11) Закатилось солнышко (А. Бородин - слова народные)/1953 (1:10) 12 (12) Очаровательные глазки (музыка и слова народные)/1955 (2:32) 13 (13) Пришли святки (музыка и слова народные)/1955 (2:46)
РОМАНСЫ Оркестр Большого театра, дирижёр Н. Голованов (14) Государственный русский народный оркестр им. Осипова (15) Ю. Реентович (скрипка) (16 - 19) Б. Юртайкин (фортепиано) (16 - 55) Д. Лернер (фортепиано) (56 - 67) Н. Вальтер (фортепиано) (68 - 70) С. Погребов (фортепиано) (71, 72) В. Городковская (фортепиано) (73) В сопровождении фортепиано (74 - 82) Н. Кручинин (гитара) (83 - 85)
14 (14) Свитезянка (Н. Римский-Корсаков - Л. Мей из А. Мицкевича)/1954 (3:25) 15 (15) Тихо, всё тихо (старинный русский романс)/1951 (3:13) 16 (16) Я о тебе не стану слёзы лить (старинный русский романс на музыку А. Животова)/1953 (2:57) 17 (17) Не уходи не простившись (М. Ипполитов-Иванов - Р. Тагор)/1953 (2:08) 18 (18) Жёлтенькая птичка (М. Ипполитов-Иванов - Р. Тагор)/1953 (1:57) 19 (19) Красавица-рыбачка (А. Бородин - Г. Гейне, пер. А. Бородин)/1955 (1:20) 20 (20) Арабская мелодия (старинный русский романс на музыку А. Бородина)/1955 (2:20) 21 (21) Ах ты, тёмный лес (П. Булахов - Н. Берг)/1955 (3:23) 22 (22) Ах, прошли, прошли (А. Варламов - М. Загоскин)/1950 (2:30) 23 (23) Баллада о зверолове (старинный русский романс на музыку М. Коваля)/1953 (3:00) 24 (24) В тумане утреннем (старинный русский романс на музыку М. Ипполитова-Иванова)/1953 (2:14) 25 (25) Если есть на свете счастье (А. Животов - А. Горская)/1946 (2:21) 26 (26) Как сладко с тобою мне быть (старинный русский романс на музыку М. Глинки)/1950 (2:53) 27 (27) Нева (старинный русский романс на музыку А. Животова)/1946 (2:20) 28 (28) Забыть так скоро (П. Чайковский - А. Апухтин)/1955 (3:03) 29 (29) Морская царевна (старинный русский романс на музыку А. Бородина)/1955 (2:01) 30 (30) Лишь ты один (П. Чайковский - А. Кристен, пер. А. Плещеев)/1950 (2:41) 31 (31) Скоро ли ты, солнышко (старинный русский романс на музыку А. Гурилева)/1950 (1:42) 32 (32) Гопак (М. Мусоргский - Л. Мей, из Т. Шевченко)/1950 (3:29) 33 (33) Чудный сад (старинный русский романс на музыку А. Бородина)/1955 (1:50) 34 (34) В крови горит огонь желанья (М. Глинка - А. Пушкин)/1950 (1:16) 35 (35) К друзьям (А. Даргомыжский - А. Пушкин)/1955 (2:02) 36 (36) По грибы (М. Мусоргский - Л. Мей)/1950 (1:16) 37 (37) Мечты, мечты (А. Даргомыжский - А. Пушкин)/1955 (2:04) 38 (38) Ох, болит (А. Варламов - Н. Цыганов)/1950 (3:13) 39 (39) Так и рвётся душа (М. Балакирев - А. Кольцов)/1955 (0:50) 40 (40) Утёс (М. Балакирев - М. Лермонтов)/1951 (2:01) 41 (41) Мой гений, мой ангел, мой друг (П. Чайковский - А. Фет)/1949 (1:45) 42 (42) Что ты рано, травушка (А. Варламов - Н. Цыганов)/1950 (3:34) 43 (43) Мы сидели с тобой (П. Чайковский - Д. Ратгауз)/1950 (2:29) 44 (44) Нам звёзды кроткие сияли (П. Чайковский - А. Плещеев)/1953 (3:31) 45 (45) О, дева чудная моя (М. Глинка - Н. Кукольник)/1950 (1:51) 46 (46) Ночи безумные (П. Чайковский - А. Апухтин)/1955 (2:51) 47 (47) Ты скоро меня позабудешь (А. Даргомыжский - Ю. Жадовская)/1949 (1:14) 48 (48) По-над Доном сад цветёт (М. Мусоргский - А. Кольцов)/1950 (2:37) 49 (49) О, если б знали вы (П. Чайковский - А. Плещеев)/1955 (2:25) 50 (50) Только узнал я тебя (М. Глинка - А. Дельвиг)/1950 (1:31) 51 (51) Песнь цыганки (П. Чайковский - Я. Полонский)/1955 (3:02) 52 (52) Подвиг (П. Чайковский - А. Хомяков)/1953 (3:12) 53 (53) Я люблю, ты мне твердила (М. Глинка - А. Римский-Корсаков)/1950 (2:11) 54 (54) Усни, печальный друг (старинный русский романс в обработке П. Чайковского)/1952 (3:46) 55 (55) Я вам не нравлюсь (П. Чайковский, старинный русский романс)/1950 (2:25) 56 (56) Тёмна ноченька (Н. Голованов - С. Есенин)/1955 (3:36) 57 (57) Я любила его (М. Балакирев - А. Кольцов)/1955 (2:40) 58 (58) Песня (М. Балакирев - М. Лермонтов)/1955 (2:48) 59 (59) Песня старика (М. Балакирев - А. Кольцов)/1955 (1:54) 60 (60) Летний вечер (Н. Раков - Е. Геркен)/1955 (2:21) 61 (61) Ты пленительной неги полна (М. Балакирев - А. Головинский)/1955 (1:14) 62 (62) Слышу ли голос твой (М. Балакирев - М. Лермонтов)/1955 (1:06) 63 (63) Обойми, поцелуй (М. Балакирев - А. Кольцов)/1955 (2:29) 64 (64) Не спрашивай зачем (А. Даргомыжский - А. Пушкин)/1955 (2:59) 65 (65) Из слёз моих (А. Лядов - Г. Гейне, пер. А. Плещеева)/1955 (2:04) 66 (66) Пустыня (М. Балакирев - А. Жемчужников)/1955 (3:26) 67 (67) Мне всё равно (А. Даргомыжский - Ф. Миллер)/1955 (2:00) 68 (68) Нет, не тебя так пылко я люблю (старинный русский романс на музыку А. Титова)/1943 (3:01) 69 (69) Горько, горько мне, красной девице (М. Глинка - А. Римский-Корсаков)/1953 (3:07) 70 (70) Победитель (М. Глинка - В. Жуковский)/1947 (2:07) 71 (71) Кабы знала я (П. Чайковский - А. Толстой)/1952 (3:58) 72 (72) Он так меня любил (П.Чайковский - А. Апухтин)/1955 (3:17) 73 (73) Не жемчуг дорогой (А. Варламов - О. Кони)/1950 (6:00) 74 (74) Расстались гордо мы (А. Даргомыжский - В. Курочкин)/1955 (1:33) 75 (75) Сталактиты (С. Танеев - Сюлли-Прюдом, пер. Эллис)/1954 (3:42) 76 (76) Находка (С. Танеев - В. Коломийцев из Гёте)/1954 (1:27) 77 (77) Колыбельная песня (С. Танеев - А. Толстой)/1954 (2:38) 78 (78) Любя колосьев мягкий шорох (С. Танеев - А. Толстой)/1954 (1:31) 79 (79) Пусть отзвучит (С. Танеев - П. Шелли, пер. К. Бальмонт)/1954 (2:05) 80 (80) Когда, кружась, осенние листы (старинный русский романс в обработке С. Танеева)/1954 (1:59) 81 (81) Голос с того света (М. Глинка - В. Жуковский)/1954 (4:37) 82 (82) Южная ночь (старинный русский романс)/1950 (1:34) 83 (83) Я ждал тебя (старинный русский романс)/1950 (2:44) 84 (84) В час роковой (старинный русский романс)/1950 (3:02) 85 (85) Я тебе ничего не скажу (старинный русский романс)/1950 (2:44)
Борис Годунов (М. Мусоргский – текст композитора) 88 (88) Сцена Марины и Самозванца (11:05) / Г.Нэлепп (тенор) Хор и оркестр Большого театр, дирижёр Н.Голованов /1948
Самсон и Далила (К.Сенс-Санс - Ф.Лемер) 89 (89) Ария Далилы и дуэт с Самсоном (5:43) / Н.Ханаев,оркестр, дирижёр А.Мелик-Пашаев /1951
Хованщина (М. Мусоргский – текст композитора) Оркестр Большого театра, дирижёр В.Небольсин / 1953 92 (92) Гадание Марфы (6:23) / Н.Ханаев 93 (93) Песня Марфы и сцена с Досифеем (9:27) / М.Рейзен
Царская невеста (Н.Римский-Корсаков - И.Тюменев) 94 (94) Сцена Любаши и Бомелия (15:00) / В.Якушенко, Оркестр Большого театра, дирижёр Л.Штейнберг / 1943
Снегурочка (Н. Римский-Корсаков – текст композитора) 95 (95) Третья песня Леля (3:29) / Оркестр Большого театра, дирижёр К.Кондрашин / 1954
2. АРИИ ИЗ ОПЕР. РОМАНСЫ. ПЕСНИ ( записи разных лет).
1. Дуэт Лизы и Полины (П.Чайковский «Пиковая дама») (02:35) Лиза – К.Держинская Оркестр Большого театра, дирижёр С.Самосуд, 1940 г.
2. Романс Полины (П.Чайковский «Пиковая дама») (02:27) Оркестр Большого театра, дирижёр С.Самосуд, 1940 г.
3. Первая песня Леля (Н.Римский-Корсаков «Снегурочка») (03:22) Оркестр Большого театра, дирижёр К.Кондрашин
4. Вторая песня Леля (Н.Римский-Корсаков «Снегурочка») (02:15) Оркестр Большого театра, дирижёр К.Кондрашин
М.П. ещё напела немало ПЕСЕН НАРОДОВ МИРА. Был у неё такой цикл, она пела концерты и записывала многое. Интересно. Жаль, что никто не выкладывал и не выкладывает. Думаю, что многие прочтут эти строки - и удивятся., потому что диски выходили давно и не переиздавались, а тех, кто их видел на прилавках магазинов, осталось не так много.
Огромное спасибо за встречу с Марией Петровной Максаковой! Всё моё детство прошло с песнями, которые она пела. В деревне под Рузой, с патефоном. иголками и - ПЛАСТИНКИ: Что ты жадно глядишь на дорогу, Над полями да над чистыми... Теперь здесь, на Святой Земле, благодаря Вам и Вашему труду послушаю и вспомню. Ещё раз спасибо!
Спасибо за выкладку множества записей замечательной певицы М.П.Максаковой. Что касается трек-листа, поражает безграмотность автора поста.Вот навскидку 2 примера(а таких примеров немало):Что это за "старинный русский романс на музыку" ("Нет,не тебя так пылко я люблю" стихи М.Ю.Лермонтова, музыка А.Титова (№68) Или вот ещё: "Усни, печальный друг" (старинный русский романс в обработке П. Чайковского)- когда, в каком году и по какому поводу П.И.Чайковский взялся обрабатывать свой романс, написанный в 1880г.на слова А.К.Толстого и посвящённый Александре Валерьяновне Панаевой, и каким источником автор поста пользовался, вставляя в трек-лист эту белиберду? Вопрос, конечно, риторический, но тогда возникает вопрос практический. Сайт "Погружение в классику" - сайт очень авторитетный - мне приходилось читать ссылки на него на некоторых других, как именно на АВТОРИТЕТНЫЙ сайт,как на ЭТАЛОН, своего рода ЗВУЧАЩУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ. Сайт посещают множество гостей,среди которых есть знатоки и любители музыки, вокального творчества П.И.Чайковского, русского романса и т.д. Ведь СТЫДНО будет за элементарную безграмотность ВСЕМ погруженцам, а не только одному малограмотному автору поста!
А за Максакову скажу...(к №9) Вы меня извините, но Вы кому сии гневные строки адресуете? Мне?! Напрасно!! Я не являюсь автором выкладки и, соответственно, никакого трек-листа не набивал. Я этот материал скачал когда-то "на всякий пожарный случай", как бы учебный материал, и он покоился, забытый, если бы не просьба одного погруженца. Мало того, я Вам признаюсь как родному: я даже не читал его, этот трек-лист!!! Мне всё творчество н.а.СССР Марии Петровны Максаковой глубоко безразлично! Её безэмоциональное, аляповато-деревенское пение и голос охрипшей канарейки всякий раз заставляет ломать голову в догадках, что всё же заставило комиссию Большого театра взять её в состав солистов, а не в хор, где её бесцветному голосу самое место!! А Вам я бы посоветовал вместо гневных строк привести трек-лист в надлежащий вид и вывесить здесь: было бы доброе дело, раз уж "на халяву", как говорится, поимели кучу её записей. Это выглядело бы не хамством, как сейчас мне представляется, а добрым самаритянским делом. Кстати, для таких юных и горячих голов сообщу вещь неприятную и постыдную, но вполне объяснимую: если это был диск мп3'шный, по сути - самопальный, то писали его с пластинок разных, в том числе и с шеллачных. Там иногда запросто писали такие ляпы - закачаешься. "Песнь цыганки" Чайковского тоже именуется "старинной цыганской песней в обработке Чайковского" или, скажем, романс "Тайна" Римского-Корсакова на слова Шамиссо обозначаются как (внимание!!!) "старинный русский романс в обработке Н. Римского-Корсакова "ТАЙНА"" и безо всяких там Шамиссо и проч. лирики. Увы это было сплошь и рядом.
*** Ведь СТЫДНО будет за элементарную безграмотность ВСЕМ погруженцам ***
А мне вот не просто СТЫДНО, а прямо-таки ОБИДНО, что ссылка в выкладке http://intoclassics.net/news/2011-04-13-22571 не работает. Восстановите, пожалуйста. Очень уж хочется старинную кантату Иоанна Дамаскина послушать))
По порядку: 1.Вышедшее из чьих либо рук,считается делом ЕГО рук. Раз вы взялись выкладывать материал - вам и карты в руки. 2.Ваше заявление о том,что Вам "всё творчество н.а.СССР Марии Петровны Максаковой глубоко безразлично! Её безэмоциональное, аляповато-деревенское пение и голос охрипшей канарейки всякий раз заставляет задуматься о том, что всё же сыграло в её жизни такое, что заставило комиссию Большого театра взять её в состав солистов, а не в хор!! " ПРОТИВОРЕЧИТ сказанному Вами ранее " "М.П. ещё напела немало ПЕСЕН НАРОДОВ МИРА. Был у неё такой цикл, она пела концерты и записывала многое. И Н Т Е Р Е С Н О (разрядка моя) Жаль, что никто не выкладывал и не выкладывает. Думаю, что многие прочтут эти строки - и удивятся., потому что диски выходили давно и не переиздавались, а тех, кто их видел на прилавках магазинов, осталось не так много." 3.Ваш лексикон привычно и без стеснения включает в себя перлы типа "на халяву", "поимели", "Это выглядело бы не хамством" Это, извините, базарный жаргон, недопустимый в порядоч- ном обществе. 4.Что до "горячих голов",то я в свои 83 года, имея за плечами 2 консерватории, достаточно трезво оценииваю и людей и музыкальные явления.
Владимир! У Вас в информации указано, что Вам 26 лет, а не 83, что и позволило мне допускать жаргонизмы: молодёжи это понятнее. А знай я, что Вам 83, я бы написал вообще по-другому, сообразуясь с возрастом Вашим. Вы же не дама - что скрывать годА?! - как пел когда-то Буба "Мои года - мои богатства". Так и не прячьте их от собеседников! Я написал "интересно" об этой стороне деятельности Максаковой и ничуть не понимаю, отчего я себе противоречу. Голос, пение - одно. Намерения, программы - другое. Я не сказал, что исполнение Максаковой мне кажется недосягаемо-прекрасным или же стилистически безгрешным. А то, что до неё у нас никто не пел песни разных народов - вот за это я отвечаю. И, конечно, это интересно. "Карты в руки" мне вручили безо всякой просьбы с моей стороны. И я лишь обновил выкладку, ничего не поменяв, соответственно. Это не моё дело и у меня нет ни времени, ни здоровья (плохо вижу) для правки текстов и тому подобной редакторской работы. Рад, что Вы имеете за плечами две консерватории, хотя обучение на разных факультетах сократило бы Вам время обучения. Я, к моему несчастию, имею за плечами только одну консерваторию, как подавляющее большинство. Вам всех благ!
Только читать не умею. ОБновление ссылки не есть выкладка. Цитирую - "материал участника (Ritosha)" Сверху написано. Ему и пишите ваш поток сознания, лучше в личку.
Господа! Выражаясь словами персонажа Георгия Буркова, "не будем нервничать". Подобные перебранки вряд ли украшают и сайт и самих участников. Поэтому, если кто увидел ошибки или неточности, пусть сообщит о них в комментариях, и, думаю, автор поста (или модератор) смогут их внести.
А за материал (или его возрождение) огромное спасибо!
После ремонта сайта "Погружение в классику" (год не помню),все погруженцы "получили" единый год рождения -1990. По этому поводу было немало шуток. Я нашёл подходящий аватар, и так и оставил.
Вы пишете :"Карты в руки" мне вручили безо всякой просьбы с моей стороны. И я лишь обновил выкладку, ничего не поменяв, соответственно. Это не моё дело и у меня нет ни времени, ни здоровья (плохо вижу) для правки текстов и тому подобной редакторской работы." Так пишете Вы в ЛС, а следовало в примечании к сайту-это сняло бы с Вас ответственность за стилистику трек-листа.
Ваши рассуждения относительно моего обучения и образования большинства, призваны оставить за собой последнее слово, одновременно уколов меня. Я Вам тем-же отвечать не намерен.
Мне в голову не приходит в чём-то оправдываться. В выкладке значится: Бывший материал участника (Ritosha). Этим всё исчерпывается. В том числе и нелепые претензии таких "хорошо воспитанных" джентльменов, как Вы. Что касается Вашего мнения обо мне (цитирую дословно), высказанное в ЛС: "скажу напрямик - Вы человек недобрый, неуважительный, изворотливый, и дурно воспитанный" - я оставляю это без комментариев. Сложилось у Вас такое мнение - и на здоровье. Мне это безразлично. Желаю здравствовать!
К комментарию 22. Мария Петровна Максакова,оперная певица о которой шла речь в релизе родилась 26.03.1902г.,умерла 11.08.1974г. Следовательно, ни о какой Госдуме или муже-бандите речи быть не может. Вы взяли не тот след, перепутав М.П.Максакову с М.П.Максаковой - Игенбергс.
см. Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".