ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР Дирижер Лев
Штейнберг(6,7)
Сторона2
Н.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Сцена
Шемаханской царицы и Додона
(«Золотой
петушок», 2 д.) — 22.40
ВАСИЛИИ ЛУБЕНЦОВ, бас
Р. ГЛИЭР
Ария Шах-Сэнем («Шах-Сэнем»,
3 д.) — 6.28
Архивные записи 1937
г.
ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР Дирижер Лев
Штейнберг (1)
ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО
РАДИО Дирижер
Александр Гаук(2)
Реставратор Т.
Павлова. Редактор П. Грюнберг
25 ноября 1912 года на сцене московского Большого театра дебютировала в партии
Антониды («Иван Сусанин» М. Глинки) одна из
лучших артисток, когда-либо
выступавших на его подмостках, — Елена Андреевна Степанова. И хотя в этой партии безраздельно господствовала
в то время А. В. Нежданова, критика единодушно
оценила редкое дарование молодой дебютантки,
предвестие ей блестящее будущее.
Елена Андреевна Степанова родилась 17 мая
1891 года в Москве. Первым ее педагогом был отец, учитель пения. После
окончания гимназии она выдержала конкурсные испытания и была зачислена в
состав хора Большого театра. В 1910 году Степанова начала заниматься у
педагога Максимилиана Полли, который за два года подготовил ее к успешному
дебюту. С Большим театром связана вся тридцатилетняя творческая деятельность
певицы. Уже в свой первый сезон она зарекомендовала себя как одна из лучших
исполнительниц партии Антониды, а 21 октября 1914 года выступила в этой
партии на сцене петроградского Мариинского театра; в спектакле, шедшем под
управлением Э. Ф. Направника, ее партнерами были Ф. И. Шаляпин, Д. А.
Смирнов и Е. И. Збруева. Кроме Антониды, молодая певица в свой первый сезон на
сцене Большого театра
привлекла внимание живым и выразительным исполнением
роли Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе, созданной
ею под руководством режиссера В. А. Лосского. В следующем сезоне артистка спела две партии, в операх самого любимого ею композитора — Н. А. Римского-Корсакова: Волхову в «Садко» под управлением
В. И. Сука и Царевну Лебедь в «Сказке
о паре Салтане» (премьерный спектакль
13 ноября 1913 года). О Царевне
Лебедь Степанова вспоминала: «Долго, в течение
ряда лет бессменно пела я эту трудную, но чудесную партию — над ней мне пришлось работать под руководством другого крупного художника, дирижера Эмиля Купера. У него я многому научилась». После премьеры «Сказки о царе Салтане» к певице за
кулисы пришла с благодарностью вдова композитора Надежда Николаевна Римская-Корсакова.
Впоследствии артистка создала в операх Римского-Корсакова целую галерею незабываемых образов: Снегурочки («Снегурочка»), Марфы («Царская невеста»),
Вещей птицы Сирин («Сказание о
невидимом граде Китеже»), Царевны
Ненаглядной Красы («Кащей бессмертный»),
Шамаханской царипы («Золотой петушок»). Несмотря на то, что все эти образы были воплощены на сцене такими выдающимися предшественницами Степановой, как Н. И. Забела-Врубель, А. И. Добровольская, А. В. Нежданова, певица внесла в их трактовку нечто новое, сокровенное, глубоко постигнув
существо авторского замысла.
Исключительно большое внимание уделяла Степанова сценической
трактовке образа. Плодотворным было ее творческое общение с К. С.
Станиславским. В 1919 и в 1921 годах, будучи уже признанной артисткой, она участвовала в ученических
спектаклях студии великого режиссера, — пела
в поставленных им отрывках из опер
«Риголетто» (Джильда) и «Евгений Онегин>
(Татьяна).
За свою сценическую жизнь Степанова исполнила свыше
тридцати оперных партий. Кроме уже названных, в числе ее лучших достижений —
Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Виолетта («Травиата» Л ж. Верди),
Лакме (одноименная опера Л. Делиба), Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Визе). Она
прекрасно пела Эльзу в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Маргариту в «Гугенотах»
Дж. Мейербера, Розину в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, с огромным
успехом исполилавЛенинградском Малом театре партию
Констанцы в «Похищении из сераля» В.А.Моцарта. В 1924—1926 годах Степанова часто
выступала насценеЛенинградскогогосударственного академического театра оперы и балета(ныне имени С.М.Кирова), где в
«Руслане и Людмиле» делила успех с великим И. В. Ершовым, прославленным
исполнителем партии Финна.
Искусство певицы на протяжении всего ее творческого пути
очень высоко оценивалось критикой. В 1925 году, например, рецензент «Рабочего
театра» писал: «Филируя почти неощутимо для слуха, нюансируя легко и
четко, сверкая фиоритурнымн блестками, она пленяет прежде всего безыскусственностью и
отсутствве всякой позы...»
Выдающаяся оперная певица уделяла большое внимание и
камерному репертуару. Впрограммах ее
концертов было представлено творчество Глинки. Чайковского,
Рахманинова, Римского-Корсакова, Гречанинова. Моцарта, Грига, Дебюсси, Р. Штрауса.
Она активно пропагандировала музыку советских композиторов - Глиэра, Мясковского,Василенко, Аракишвили, Чемберджи и других. Камерное исполнительство было
ценно для Степановой еще и тем. что позволяло переключитьсяот колоратурных«излишеств ееоперных партий
к иной вокальной и эмоциональной стилистике. «После «Колокольчиков»Делиба («Лакме») япела «Забыть
так скоро» Чайковского, - вспоминала певица. — Успех был и там и тут. но влекло к раскрытию человеческихчувств, а не щегольствотехникой»
Степанова неоднократно выступала в симфонических концертах с крупнейшими
музыкантами. Она была участницей московской
премьеры поэмы С. Рахманинова
«Колокола»,состоявшейся 8 февраля1914года. 14 апреля 1925 года артистка солировала в финале Девятой симфонии Л. Бетховена, под управлением Отто Клемперера в большом зале Ленинградской филармонии. Неоднократно гастролировала
Степанова на сценах Киева, Одессы, Тбилиси, Баку. Оперные спектакли с ее участием и концерты
проходили и в других городах страны.
Последнее выступление Степановой состоялось в начале Великой
Отечественной войны в филиале Большого театра СССР. Последние годы жизни она
посвятила помощи художественной самодеятельности в качестве консультанта,
педагога, доброго советчика. «Мне радостно, — говорила Степанова, — что в
росте самодеятельности есть и скромная доля моего личного участия Помогать, чем
только можешь, своему народу всегда было самой большой для меня радостью».
Выдающаяся певица
была удостоена звания народной артисткиСССР (1937 г.),дваждынагражденаорденом Трудового Красного
Знамени.
Скончалась Елена Андреевна Степанова 26 мая 1978 года в
Москве.
Фонографическое
наследие Е. А. Степановой, к сожалению,невелико. В 1912 году московскаястудия «Метрополь» записала в ее исполнении романс А. Павлова «Любовь» и арию Виолетты, которые открывают программу этой пластинки, а затем ешечетыре оперных фрагмента. В 1931 году
«Музтрестом» были записаны семь арий и
романсов. Наконец, в 1934-1937 годах
«Грампласттрест» выпустил еше пять записей
Е. А. Степановой. В 1937 году было записано несколько оперных фрагментов на
тонфильм для Всесоюзного радио.
Большая часть этих записей впервые публикуется
на данной пластинке.
Спасибо большое! Эта пластинка - одна из самых любимых с ранней юности. Пластинка была замечательно составлена, хотя в нее и не вошли многие чудесные записи - легенда Лакме, ария Джильды, колыбельные Чайковского и Гречанинова (они были изданы на другой пластинке).
Недавно в одном из архивов мной были обнаружены несколько живых послевоенных записей Е. А. Степановой, относящихся к 1952 году. Удивительно, как красиво и изящно Елена Андреевна исполняет в 61 год "Гавот" Лекока и "Куколку" Делиба. А ведь последние изданные записи этой изумительной певицы датированы 1937-м годом.
Дмитрий, спасибо большое за обновление ссылки!! Вы предоставили возможность насладиться искусством этой прекраснейшей певицы прошлого!! Жаль, что большинство достойных мастеров вокала той эпохи так мало запечатлели свой голос и даже больше - свое искусство - для потомков. Брава, Степанова!!
Спасибо! С большим удовольствием послушал сцену из "Золотого петушка".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".