о Циффре из книги Григорьева и Платека "Современные пианисты" (М.,
1985). -------------------------------------------------------------------- ЦИФФРА Жорж (Дьердь, р. 5. XI 1921) Музыкальные критики привыкли называть этого артиста «фанатиком
точности», «виртуозом педали», «акробатом рояля» и тому подобное. Одним
словом, ему нередко приходится читать или слышать те упреки в дурном
вкусе и бессодержательной «виртуозности ради виртуозности», которые
когда-то щедро сыпались на головы многих весьма уважаемых коллег. Те
же, кто оспаривает правомочность такой односторонней оценки, обычно
сравнивают Циффру с Владимиром Горовицем, которого большую часть жизни
тоже упрекали в этих грехах. «Почему то, что и раньше прощалось, а
теперь и вовсе простилось Горовицу, вменяется в вину Циффре?» —
обиженно воскликнул один из них. Конечно, Циффра — не Горовиц, он уступает своему старшему коллеге и по
масштабам дарования, и по титаническому темпераменту. Но все же он
вырос сегодня в значительную величину на музыкальном горизонте, и,
видимо, не случайно его игра далеко не всегда отражает только холодный
внешний блеск. Циффра — действительно фанатик фортепианной «пиротехники», безупречно
владеющий всевозможными средствами выразительности. Но кого теперь, во
второй половине нашего столетия, можно всерьез удивить и надолго
захватить этими качествами?! А он, в отличие от многих, способен и
удивлять, и увлекать публику. Уже хотя бы тем, что в самой его,
действительно феноменальной виртуозности, есть прелесть совершенства,
притягательная сила сокрушающего напора. «В его рояле, кажется, по
струнам бьют не молоточки, а камни, — отмечал критик К. Шуман, и
добавлял. — Слышны завораживающие звуки цимбал, словно дикая цыганская
капелла спрятана там под крышкой. Истинно атавистическая сила исходит
от Циффры». Достоинства Циффры ярче всего проявляются в его интерпретации Листа.
Это тоже, впрочем, закономерно — он вырос и получил образование в
Венгрии, в обстановке культа Листа, под покровительством Е. Донаньи,
занимавшегося с ним с 8 лет. Уже 16-летним юношей Циффра дал первые
сольные концерты, но настоящую известность получил в 1956 году, после
выступлений в Вене и Париже. С этого времени он живет во Франции, из
Дьердя превратился в Жоржа, воздействие французского искусства
сказывается на его игре, но музыка Листа у него, как говорится, в
крови. Это музыка бурная, эмоционально напряженная, порой нервная,
сокрушающе стремительная и полетная. Именно такой предстает она в его
интерпретации. Поэтому лучшие достижения Циффры — романтические
полонезы, этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные
транскрипции. <...> Немало сил отдает он педагогике, и учиться к нему приезжают молодые
люди из многих стран. Несколько лет назад он открыл в Версале свою
школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми
инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс
пианистов, носящий его имя. Недавно музыкант приобрел в 180 километрах
от Парижа, в местечке Сенлиз, старинное, полуразрушенное здание
готической церкви и вложил все свои средства в ее реставрацию. Он хочет
создать здесь музыкальный центр — «Аудиторию имени Ф. Листа», где
проходили бы концерты, выставки, курсы, работала бы постоянная
музыкальная школа. Артист поддерживает тесные связи с Венгрией,
регулярно выступает в Будапеште, занимается с молодыми венгерскими
пианистами. (c форума Классика)
Записи 1957-58 г (Этюды) и II.1957 (Мефисто-вальс)
Великолепно! Пластично, четко, все проговорено, ничего не промямлено. Так наверное, играл сам Лист - артистично, демонстрируя отменный вкус и в то же время не боясь показаться оригиналом. Сейчас так не играют: обладая техникой ничуть не хуже, стараются придерживаться некоторых "средних" канонов, блеклых, бесцветных. Рубато и пауза в Листе как средство выражения совсем пропали, или того позорнее - появляются только в трудных местах. Прослушал с огромным удовольствием. Спасибо!
Ей-Богу, Маэстро, я переслушал очень много исполнений этих этюдов, в силу неровного дышания к ним, знаю каждую ноту в них и действительно, - они составляют для меня исключение в том плане, что я желаю и ожидаю в их исполнии импровизации, эксцентрики. "Безумству храбрых пою песню". Очень радуюсь, когда очередной смельчак если и не попадает в десятку, то уж по крайней мере обедни не портит. Экспериментаторство здесь - благословлено самим Листом. В этих этюдах исполнитель - как на ладони, абсолютно беззащитен, не в плане техники, а в том, что просто обязан продемонстрировать вкус и артистические способности. выводящие за рамки музыкального действа, но выражаемых именно музыкальными средствами (рубато, паузы, и прочим, что влияет на психологию восприятия, управляет вниманием слушателя). Все понимают и стремятся к этому, но, согласитесь, не всем доступна соответствующая актерская пластика, школа Станиславского, в довесок к чисто пианистическим доблестям. Когда мне удается найти нового исполнителя этюдов, я с садистским предвкушением таможенника Верещагина произношу перед прослушиванием: "А вот мы сейчас посмотрим, что это за Сухов такой...". Циффра - смельчак. Уважаю. Именно за масштабные вариации темпа. Вот в NN 10-12 полно "контрольных точек", где трудное надо играть демонстративно легко, вызывающим образом не акцентируя здесь внимание, походя, как бы обрывая травинки на ходу, а легкое - медленно и как бы тяжело. Не хочу приводить номера тактов, но все пройдено по ожидаемому расписанию! А, вот нашел точную формулировку: высший класс - кое-где жульничать перед слушателем, водить его за нос, показывая, где трудно и где легко - совсем не в тех местах, которые определяются анатомией рук. Это я только про этюды Листа, в них трудно быть объективным. В них возможность проявления человеческой натуры даже больше, чем в Шопене. Есть, например, т.н. "трусливые" исполнения, - с огромным запасом техники, заигранные до лоска, но где исполнитель боится раскачать динамическое и темповое унылое единообразие, интуитивно догадываясь, что ничего путного не выйдет, кроме ложной аффектации. Многие прячутся в спасительной гавани ограниченности жанра, думая: "Этюд - он и есть этюд, что с него возьмешь... Давай-ка я потрясу виртуозностью, а особо самовыражаться - не буду, не обязан, продюссер не одобрит". Обожаю, как №10 был описан у Солженицына в "В круге первом". Я и до этого почитал Солженицына как величайшего русского словесника, наравне с Толстым, но еще и приятно удивился, обнаружив у него великолепное знание и понимание музыки.
Браво, Theodor! Думаю, Вы не нуждаетесь в моих похвалах, но я от души. Редко кто из музыкантов умеет так мыслить и говорить. Мысли-то, бывает, возникают, но выразить их словами весьма непросто.:)
Да, Татьяна, спасибо! У вас, у скрипачей, тоже есть свои заморочки, даже поболее, чем у пианистов. Об одной из них я слышал: как оставить звук сильным, плотным, не показывая, что смычок вот-вот кончится. Вообще-то в детстве меня учили на скрипке 4 года, но когда я узнал, что более или менее нормальный звук появляется у самых способных только лет эдак через 30, я пришел в ужас от того, что все это время придется слушать издаваемый тобою тележный скрип.
Я, в отличие от многих скрипачей, очень люблю рояль, и часто завидую пианистам в их независимости. Скрипач же почти всегда вынужден играть с кем то! Не всегда это бывает gut! Я думаю, меня поймут пианисты, которые играют с оркестром и умеют слышать не только себя. А, насчет скрипа, действительно, учиться приятнее на рояле, но когда научишься, на скрипке легче, она же маленькая! (и однострочечная) Хотя многие скрипачи со мной не согласятся Но, перепахивать и запоминать такое количество нот...! Нет, это не по мне! Что-то сегодня смайлы забастовали. И если не трудно, расшифруйте мне пожалуйста, что такое IMHO? Долго ломала голову над тем, что обозначает ЗЫ, но все-таки догадалась, что это PS по русски!
Спасибо за отклик, Мэтр, как всегда-wunderbar! Всё, что Вы написали можно отнести не только к этюдам Листа, но к фортепианной игре вообще. И подъитожить словами Рихтера-"Пианизм-это театр". Как проигрывают даже хорошие пианисты, лишённые актёрских дарований! Как скучны виртуозы-пахари, понятия не имеющие о таетрально-сценической стороне нашей профессии.
В принципе, согласна с Вами, Юрий! Но, мне кажется, речь должна идти не о театре на сцене, а о некоторой гармоничной соразмерности жеста и внутреннего чувства. При внешней сдержанности игры, например, Микеланджели, он не производит на меня впечатление холодного исполнителя, хотя, если не ошибаюсь, его в этом обвиняли. А у других, избыток движений, и чрезмерное желание показать, что с тобой творится, зачастую вызывают только смех. В последнее время мне стало казаться, что лицезрение музыканта помогает понять что и как он играет, но, поразмыслив, пришла к выводу, что внешний вид мешает чистоте "эксперимента", все должно быть выражено в звучании. Ведь недаром многие, слушая музыку, закрывают глаза? Как считаете?:)
Дело вкуса. Можно смотреть, а можно и нет. Вернее, если это концерт-лучше сначала посмотреть и присмотреться, а потом можно и глаза закрыть (но не спать!).Я ведь совсем не имел в виду жесты и поведение на сцене, а хотел подчеркнуть наличие (или отсутствие )врождённого артистизма у исполнителя. Ведь присмотритесь к обыденному поведению просто людей-не музыкантов...и Вы найдёте гораздо больше людей неуклюжих, "нелепых", по украински "незграбних", чем людей, артистично собой и своим телом владеющих. Так и в исполнительстве.
Вообще-то, неуклюжесть в жизни, скорее всего говорит о плохой координации, а исполнитель обязан ее иметь хорошую, иначе у него ничего не получится. Ну, а насчет того "спать, или не спать", это зависит от того, на какой концерт попал! (шутка)
Комментарии из удаленного дублирующего поста http://intoclassics.net/news/2016-01-03-9443:
5. Галина (galjatu) (02 Октябрь 09 21:51) Мне кажется, статья о Циффре из справочника Григорьева и Платека (п.2) несколько односторонне описывает пианизм Циффры. Он не только листианец, как они пишут. У него прекрасно звучит Шопен. Концерты Грига и 2-й Рахманинова (http://intoclassics.net/news/2009-08-02-7742) звучат самобытно , не чувствуется никакого влияния Листа, это Григ и это Рахманинов. [Ответить]
6. евгений аниховский (консерватор) (03 Октябрь 09 10:06) Какой-то прям фортепьянный монстр. Все у него гладко выходит и без ошибок, словно старается экзамен поскорее сдать, а там хоть трава не расти.
Почитал я уважаемых знатоков, довольно любопытно. Эти этюды я сам до последней ноты в своё время мусолил, с нотами, наверное, ложился спать и просыпался. Но, наверное, так и не поменял своего мнения о них: это в высшей степени поэтичнейшие картины, написанные неимоверно выпуклым и ярким музыкальным языком, и любое их исполнение в качестве просто как этюды, пускай даже и сверхвиртуозно, губительно для них. Остальное - всё можно, главное, чтобы техника и виртуозные данные исполнителя шли на пользу именно в раскрытии этих музыкальных образов, а не в выпячивании виртуозных своих возможностей. Этюды совершенно не терпят к себе подхода с холодной головой или академического подхода, здесь нужна любовь с первого взгляда и ..... Сразу же прыгать в омут, без оглядки! Вот тогда они сверкают и адреналин бьёт из всех щелей, как говорят, - аж искры во все стороны. Вот это и есть настоящие этюды Листа. А делает ли кто-то заметнее рубато или нет, неистово ли бьёт по клавишам или его из-за стороны в сторону шарахает во время исполнения - это уже кто во что горазд.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".