Вильгельм Кинцль / Wilhelm Kienzl
"Евангелист" / Der Evangelimann
Фридрих Энгель, судья монастыря Санкт-Отмар – Heinz Herrmann Марта, его племянница и воспитанница – Hedi Klug Магдалена, ее подруга – Eva-Maria Görgen Йоханнес Фройдхофер, школьный учитель в Санкт-Отмаре – Heinz Friedrich Матиас Фройдхофер, его младший брат, писарь монастыря – Julius Patzak Ксаверий Циттербарт, портной – Ekmar Veit Антон Шнапауф, жестянщик – Werner Kotzerke Фридрих Айблер, пожилой горожанин – Fritz Graas Фрау Айблер – Evamaria Vilbig Ханс, крестьянский парень – Heinrich Thoms Фрау Хубер – Emilie Guggemos
Der Kinderchor von St. Wolfgang München
Запись спектакля Bayerischen Staatstheater am Gärtnerplatz, München Дирижер – Kurt Eichhorn
черно-белый фильм, 1964 г.
Видеофайл утащен из интернета Формат – AVI Видео: XVID, 640x360, 2019 kbps, 29,9fps Аудио: AC3, 2ch, 128kbps, 44,1 kHz
Русские субтитры отдельным файлом
Размер архива: 1,28 Гб (архив из двух частей) Общее время звучания: 1.25.52
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/HKZw/8oPCBzgF7
Краткое содержание оперы:
Акт 1. Действие происходит в 1820 г. во владениях бенедиктинского монастыря Санкт-Отмар в Нижней Австрии. Монастырь владеет большими землями, на которых живут обычные люди. Судебную власть на принадлежащих монастырю землях осуществляет специальный чиновник – Justiziär (судья), у него есть штат служащих, в том числе писари. При монастыре есть школа, а в ней, естественно, учителя. Все они – не монахи, а вполне светские люди, несмотря на то что в списке действующих лиц они названы как «судья монастыря», «монастырский писарь», «учитель монастырской школы». Итак, в монастыре Санкт-Отмар заканчивается вечерняя служба, из церкви выходят прихожане. В их числе влюбленные – Матиас и Марта. Матиас сожалеет, что должен скрывать свою любовь, ведь его возлюбленная – племянница судьи, а он – всего лишь бедный служащий. Однако Марта утешает его, говоря, что скоро она во всем признается своему дяде. Влюбленные уходят, вслед им смотрит старший брат Матиаса – Йоханнес. Когда из церкви выходит судья, Йоханнес спрашивает его о предполагаемом повышении в должности. Судья отвечает, что Йоханнеса повышают до старшего учителя. Как бы в благодарность Йоханнес рассказывает судье о том, что его брат, Матиас, ухаживает за Мартой. Судья в ярости от такой дерзости со стороны писаря и вдруг видит приближающихся Матиаса и Марту. Напрасно Матиас уверяет судью в своих честных намерениях, а Марта – в том, что ни за кого другого замуж она не пойдет. Судья увольняет Матиаса и велит ему немедленно покинуть монастырь. Марта остается перед церковью одна. Тут ее, всю в слезах, застает Йоханнес. Он старается ее утешить тем, что теперь, когда его повысили до старшего учителя, он может наконец на ней жениться. В знак ее благоволения он просит поцелуй. Сначала Марта отказывает ему вежливо, вновь говоря о своей любви к Матиасу, но постепенно тоже переходит на резкий тон, обещая всем рассказать о домогательствах Йоханнеса. Наконец, она убегает, и перед церковью в одиночестве остается раздосадованный Йоханнес. Местные жители собираются попить в трактире и поиграть в кегли после работы. В числе них портной Циттербарт – вечный предмет насмешек своих соседей. Пока игроки решают, кто будет бросать первым, Матиас просит подругу Марты, Магдалену, передать Марте, что он будет ждать ее в одиннадцать вечера на площадке, где играют в кегли. Так поздно там уже никого не будет. Он хочет попрощаться. Этот разговор слышит Йоханнес. Поскольку Циттербарт из вежливости отказывается начинать, первый бросок делает жестянщик Шнапауф и сразу выбивает среднюю кеглю – короля. Оставшиеся кегли стоят двумя группами по обе стороны от упавшего короля, так что сбить их одним ударом практически невозможно. Но Циттербарт даже не может попасть. Соседи веселятся, а крестьянин Ханс поет Циттербарту издевательски-шутливые куплеты. Наконец, разозленный Циттербарт снова бросает шар и одним ударом сбивает все девять кеглей. Теперь соседи поют ему славу и величают грозой всех кеглей. Довольные, все расходятся. Появляется Йоханнес, он ждет Матиаса и Марту. Проходит ночной сторож, монотонно покрикивая «Следите за огнем!». Йоханнес машинально повторяет за ним. Наконец появляются Матиас и Марта, они нежно прощаются и клянутся в вечной верности. Йоханнес слышит их клятвы, и его ревность оборачивается слепой ненавистью. Он убегает. Вдалеке появляются клубы дыма, раздаются крики «Пожар!» – это горит монастырь. Матиас пытается бежать в ту сторону, чтобы помочь справиться с огнем, но его ловят как поджигателя. Судья заявляет, что Матиас поджег монастырь из мести.
Акт 2. Картина 1. Тридцать лет спустя. Вена. Двор дома, в котором живет Йоханнес. Он смертельно болен. Магдалена ухаживает за ним. Вспоминая молодость, она поет самую красивую арию в этой опере. Она вспоминает и Матиаса. Магдалена уверена в его невиновности, но не знает, что с ним сталось после заключения в тюрьму. Во двор радостно вбегают дети, встретившие шарманщика. Магдалена призывает их к порядку, потому что во двор входит неизвестный старик. Это – Evangelimann (слово, которое невозможно адекватно перевести на русский язык: это нищий, который получает милостыню за то, что поет и читает отрывки из Евангелия и Псалтыря). Старик разучивает с детьми несколько строк из Евангелия от Матфея (Мат. 5, 10-12). Пока он возится с детьми, Магдалена узнает его: это Матиас! Он тоже узнал ее. Матиас рассказывает Магдалене, как был осужден на двадцать лет тюрьмы, как, отбыв наказание, пытался найти Марту, но лишь узнал, что она с горя покончила с собой. Тогда он пошел нищенствовать. Он заверяет Магдалену в своей невиновности, но, так же как и она, не знает, кто в действительности поджег монастырь. Матиас собирается уходить. Магдалена не решается сказать Матиасу о его брате, но просит вернуться, потому что в доме есть умирающий, которому нужна поддержка и святое слово. Картина 2. Комната в доме. Йоханнес один. Он давно уже тяжело болен и сознает, что умирает. Но еще тяжелее для него муки совести: его мучит вина перед братом. В отчаянии, он проклинает Бога. Вдруг он слышит за окном голос уличного певца, поющего псалом (Пс. 50, 3-6). Голос кажется Йоханнесу знакомым. Он просит Магдалену позвать певца в комнату. Входит Матиас. Йоханнес хочет исповедаться этому незнакомому человеку, который так тронул его своей песней. Матиас, который тоже его не узнает, соглашается выслушать больного. Йоханнес начинает рассказывать о своей молодости, о Марте и о своем давно пропавшем брате. В этот момент Матиас наконец узнает брата и бросается к нему с объятиями. Однако Йоханнес его отталкивает. Он не достоин называться братом. Он сознается, что именно он совершил поджег, он оклеветал и предал брата. Он просит Матиаса простить его. Матиас, после видимой внутренней борьбы, прощает брата. Йоханнес умирает.
|