Франц ЛИСТ 12 "трансцендентальных" этюдов (версия 1838 г) Джейнис ВЕБЕР Запись 1988 г
Дженис Вебер родилась в Нью-Джерси в 1950 г. Уже в 12 лет дебютировала с оркестром в Нью-Йоркском Таунхолле. С отличием окончила Истменскую музыкальную школу, где ее последним ментором был Юджин Лист. Затем в Нью-Йорке занималась с Надей Райзенберг (пианисткой совсем иного склада, ее альбом с сонатами Гайдна выкладывался здесь ранее) и в Цюрихе у Сесиль Генхарт. Ее сольный дебют в Нью-Йорке был в 1972 г. В репертуаре Дженис Вебер значительное место занимает музыка современных композиторов, а также сочинения виртуозного плана. В ее записи вышли транскрипции Рахманинова (полностью), Годовского, Розенталя и Фридмана.
Данная запись 12 "больших" этюдов Листа во второй версии 1838 года, сделанная через 150 лет после их публикации, была мировой премьерой. Хотя в их названии слово "трансцендентальный" не фигурирует, эта версия считается более трудной для исполнения, чем окончательная редакция, вышедшая в 1852 г под названием Etudes d'execution transcendentale. Отмечу, что в данной версии все этюды (за исключением №4 Мазепа) безымянны, но в своих комментариях к записи Дженис Вебер использует названия этюдов, привычные нам по версии 1852 г. Запись сделана на рояле Hamburg Steinway 730 (между прочим, звукорежиссер записи Джон Ньютон - муж пианистки). Добавлю, что Дженис Вебер известна также как автор нескольких имевших успех книг в разных жанрах.
На фото - трансцендентальный кактус. Диаметр большего из них - около полуметра, возраст - более 40 лет. Цветет раз в год всего один день. В этот раз цветение, увы, упустил.
Видел ноты этой версии этюдов, чрезмерно громоздко и с изобилием избыточных фактур, ощущение, что Лист хотел написать что-то такое, чтобы как с Паганини - ни одна собака не смогла это одолеть.
Спасибо! Я бы не сказал, что 2-я версия (1838) более "пальцеломная", чем 3-я версия (1852). Кому интересно, вот ноты издания 1838г. (12 Больших этюдов, S.136): https://cloud.mail.ru/public/Ls3N/w3C4WuvEvю
Обратите внимание, в записи Лесли Ховарда этюд "Мазепа" в версии 1838 года уже безо всяких дополнительных вставок как у Вебер: http://classical-music-online.net/en/production/17205
Спасибо, образовательно! И за кактус. и за ноты! Я думаю, не суть важно, какую версию играть-важно как играть. Ну и очень важен принцип удобства ( пианисты поймут), а Лист почти всегда более удобен. чем тот же Шопен.
Посмотрел я еще раз ноты, да, версия 1838 года в некоторых этюдах была более насыщена фактурой, что, кстати, никак не отражается на качестве музыке - "Мазепа" в этой версии, например, даже больше мне нравится, чем в последней 1852 года версии, она более изящная, менее рваная по музыке и более элегантна по переходам, нет явных швов между эпизодами. Кстати, и 11 этюд (т.е. Вечерние гармонии), хоть и имеет, на первый взгляд, фактурную избыточность, но по музыке, опять же, всё очень гармонично слушается. Вообще, непонятно какие цели Лист преследовал постоянно внося корректировки в этюды, но, на мой взгляд, ничего особо выдающегося сделано не было. А местами даже хуже сделал, притянуто за уши.
Пианистка, к сожалению, сыграла откровенно плохо. Даже обсуждать не берусь.
Мне ближе " общепринятая" версия, как-то роднее...потом послежу повнимательнее по нотам. Скачал ноты, любезно выложенные Theodor (theodor19) , но начало "Мазепы", например. не соответствует играемому? А что до того почему Лист так поступал, думаю, все просто-истинный художник постоянно ищет и не удовлетворяется достигнутым, вот и он, как истинный знаток фактурных облачений понимал. что можно сделать еще пышнее, удобней, позаковыристей...называйте. как угодно. Тем более, это свидетельствует, насколько ему был дорог этот опус, и уж точно, он сознавал его ценность для грядущих поколений виртуозов.
Ну это и понятно, когда всем привычна одна версия, никому не нужны ведь разлад и сумятица в деле пианистическом. А то вот многие спорят, какую каденцию в 1-й части 3-го концерта СВР играть - более сложную фактурно или ту, что поизящнее? Но как говорил Рихтер: "Нет ответа".
Действительно, есть нестыковка с теми нотами, которые я выложил. В Мазепе играются какие-то вступительные аккорды, которых нет в нотах. Похоже, Дженис Вебер сотворила некий микст из изданий 1838 и 1852.
Соглашусь с уважаемым Адмирадором, Лист весьма удобно ложится под пальцы. У Шопена 2-й этюд оп.10 ля минор ну о-очень крут. А 6-й оп.25 (соль диез минор)! А двойная трель в правой руке в Баркаролле - отпад. Мазепа... Она не столько трудна, сколько утомительна физически.
У Листа масса форт. сочинений, где крайне неудобно играть пианистам - Мефисто-вальс, например. Экстрасложный для исполнения фантазия на темы из "Дон-Жуана", да и "Блуждающие огни" совершенно не легки для исполнения. А потом еще, смотря кому не удобно играть, Мария Гринберг вряд ли сыграла бы, допустим, 1-й Мефисто-вальс из=за размеров своих рук. Трель в Баркароле еще как-то можно сыграть, а вот коду в 4-й балладе действительно - фиг. Да и в до мажорном этюде оп. 10 есть аварийные места, где можно попасться.
Вопрос удобства-глобальный, и есть признано удобные и неудобные авторы. Шопен-безусловно "пианистичный", но далеко не всегда удобный, Лист-почти всегда и тот и другой.Не надо путать сложность с удобством-Мефисто почти весь удобен ( ну кроме скачков). Блуждающие огни-все под руками, другое дело, что это сложно, относится к атлетическим произведениям, таких у Листа три четверти.. Опять же-кому что ближе по физическим данным, строению рук и т.д.Уважаемая мной Буниатишвили недавно в Киеве такой мефисто сыграла...что лучше бы она этого не делала-сплошной непроизносимый снежный ком. У раннего Рихтера слыхал полупровальный вариант. и 1-й. и 2-й, и 18-й этюды Шопена очень сложны и совсем неудобны. У меня был товарищ по учебе-такого шедевра 18-го этюда я больше не слыхал, и вообще Шопен ему дивно удавался, но больше за ним пианистических подвигов не числилось.. Что касается каденции 3-го концерта...поскольку он сам по себе -монстр фактуры, каденцию можно попроще...
В 18-м этюде в нескольких местах я вообще не понимаю как можно чисто сыграть - ниспадающие терции. А как Вам, очень хотелось бы узнать, 24 этюд, до минорный? Не играли? Я этот этюд очень люблю, но какая-то каторга его, по-моему, сыграть чисто.
И таких мест у Шопена-прорва (красиво выглядит Ваш коммент ). В вариациях на т.Корелли СВР есть пассажик шестнадцатыми нотами квартами-ну какой нормальный такое сыграет? "Подлянки" можно найти практически везде, я в таких случаях, как говорят, не заморачиваюсь, и просто полагаюсь на Господа....не получится-не застрелюсь. Ну....24 этюд был одним из первых моих успехов-он очень удобен...но все равно есть пару мест. В нем главное-сумасшедший напор и безисходное отчаяние, крушение мира и идеалов...сами понимаете, когда 15-летний мальчик такое изображал, ему хотелось верить.
Ужасная проблема! Это было моей фобией и отравляло жизнь не один год. Но я ее решил (так же как и Рихтер, не сговариваясь с ним )-ставлю ноты, и даже если не смотрю в них-это успокаивает.
Был такой пианист - Харасевич, который занял первое место в Варшавском конкурсе в 1956 году (а второе место занял Ашкенази), так вот он в заключительном кала-концерте во время игры 23-го этюда Шопена остановился, забыв текст. Психологический испуг был таков, что он еще немного какое-то поиграл на различных сценах мира и больше не выдержал бремя постоянного страха забывания текста и стал как Гульд - только студийные записи делать. Я сам, кстати, никогда бы не смог бы выступать, слишком стеснительный для этого, не могу, когда на меня сотни глаз устремлены. Рихтера как-то раз спросили, что надо делать, чтоб исчез мандраж перед концертами, он сказал: "Надо часто играть, тогда волнение совершенно пропадает". Но это Рихтер, а вот клавесинист Волконский писал, что просил одну женщину-конфераньсе щипать его во время игры, когда та начинала чувствовать, что музыкант волнуется. Она ему перелистывала страницы и одновременно пощипывала.
Ну у меня бывало-надо было ущипнуть и держать весь концерт. Это тема для диссертации-сценическое волнение. Скрябин тоже совсем отказался от выступлений из-за растущего с возрастом волнения. Гульд не думаю что волновался-просто нашел другой способ выражения. Рихтер прав-с кол-вом выступлений волнение должно улегаться...ДОЛЖНО, но совсем , как говорится, не факт. У меня был дикий мандраж в студ годы-мы были спортсменами, мы соревновались, кто лучше, я н имел права быть хуже имярек, у меня было реноме. И это еще больше пологревало мой психоз. Причем я прекрасно разбирался в механизмах процесса-у нас есть двигательная память, и руки, по-идее, всегда вывезут тебя. Но стоит тебе подумать, что там у меня дальше...и ты попал. Для людей не импровизирующих, не уиеющих подбирать по гармониям-это мука, пока выплывешь на другой раздел и начнешь вспоминать текст, вернее. он тебя сам вспомнит. Рихтер писал, что пришел к игре по нотам после шока, испытанного во время игры на концерте Хаммерклавира, который он не забыл, но всю сонату был в панике по поводу не забыть. А вообще подлая эта профессия в этом плане-произведение может быть идеально выучено, продумано, сделано...но память-непостянная девушка, смажет все впечатление. и скажет публика-ну вот, опять недоучил...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".