Интересное сочинение забытого французского композитора Эрнеста Фанелли (1860-1917), которого М.Равель считал лучшим французским импрессионистом.
Ernest Fanelli (1860-1917) Symphonic Pictures: ‘The Romance of the Mummy’ (1883/86) 49:44 I. Thebes 1. In front of the Tahoser palace 2. On the Nile 3. Triumphant return of the Pharaoh II. Festivities at the Pharaoh’s Palace 4. In a room at the palace - Naked jugglers 5. Grotesque dance of the Egyptian jesters 6. Triumphant hymns - Orgy Louis-Albert Bourgault-Ducoudray (1840-1910) 7-8. Rhapsodie cambodgienne (1882) 17:09
Total time: 69:09
Lydia Drahosova, (Mezzo-Soprano, 1)
Slovak Radio Symphony Orchestra Adriano (conductor)
Фанелли Эрнест (1860-1917) — французский композитор, музыкант поистине трагической судьбы. Поступил в Парижскую консерваторию и начал заниматься весьма успешно. Был соучеником Дебюсси по классу Мармонтеля, а затем учеником Делиба. Крайне бедственное материальное положение заставило его расстаться с консерваторией и искать любого заработка. Он работает аккомпаниатором в ночных кабаре, исполняет партию треугольника в разных оркестриках, зарабатывает гроши перепиской нот. Между тем он пишет музыку. Пишет так, как подсказывает ему его удивительное дарование. За 1883—1887 годы созданы симфонические картины по «Роману мумии» Теофиля Готье. К 1890-му году написаны необыкновенно изысканные «Пасторальные впечатления» и совсем необычные «Юморески». Все эти произведения свидетельствуют о смелом даровании подлинного импрессиониста, но созданы они человеком робким, сомневающимся в своих силах, неспособным бороться за собственное творческое кредо. В 1894 году — Фанелли законченный мастер, но он по-прежнему никому не известный аккомпаниатор и переписчик нот; и публика, люди, для которых написана его музыка, никогда ее не слышали. Он робко предлагает партитуры своих «Пасторальных впечатлений» дирижеру Шевийяру. Тот, ознакомившись с ними, смущен их новизной и необычностью. «Извините меня,— говорит он Фанелли,— но я не решусь показать это моему тестю». (Подразумевается Шарль Ламурё, от которого всецело зависит — включить или не включить произведение в программы концертов.) И в том же году Фанелли пишет струнный квинтет, произведение, по собственному его признанию, автобиографическое, под названием «Осел» («L'ane»), Канвой служит басня Лафонтена, раскрытая трагически. Обездоленный, замученный осел, за всю свою работу получающий только побои, видя, как хозяева ласкают услужливо подающую им лапку собачку, старается «по-собачьи» подладиться к обижающим его людям. Но старания его тщетны. В ответ на его непосредственно выразительную, заискивающую ласку хозяин снова награждает его палочными ударами. Так у Лафонтена. Фанелли идет дальше: в его квинтете Осел умирает. Не затрагивая вопроса о достоинствах фанеллиевского квинтета, скажем только, что произведение это по-настоящему примечательное и для своего времени выдающееся как по смелости образа, так и по новизне выразительности. Пристроить его куда-нибудь для исполнения композитору, конечно, опять-таки не удалось. Такое положение, казалось бы, довольно обычно для подлинных новаторов, но они, почти как правило, одержимы творческой идеей и полны не только энергии, но подчас даже дерзости и всегда готовы вступить в единоборство с целым светом, защищая собственное творческое кредо. Не таким был Фанелли. Колеблющийся, одинокий, подавленный неудачами, он усомнился в закономерности выбранного им пути и пришел к трагическому выводу: его искусство никому не нужно; между ним и слушателями, для которых, собственно, и пишется музыка, никогда не сможет установиться контакт. И он ставит точку. Больше не пишет. Квинтет «Осел» его лебединая песня. Проходит восемнадцать лет. В музыкальную жизнь Франции вошло небывалое творчество целой плеяды молодых французских композиторов, вошла неожиданным открытием гениальная русская музыка. Фанелли пятьдесят два года. Он занимается исключительно перепиской нот. Переписывает и для Габриеля Пьерне. Однажды заходит разговор о музыке. Фанелли приносит свои сочинения. Пьерне взглянул в партитуру, возможно даже небрежно. Взглянул и стал вглядываться. Вгляделся и был поражен. Делится впечатлениями с друзьями-музыкантами. Вокруг имени Фанелли начинается шумиха. Дальше — как в сказке. Небывалый успех в концерте Колонна. Взбудораженная пресса. Восторженное провозглашение Фанелли одним из выдающихся композиторов Франции. Дифирамб в газете «Matin». В апреле будет исполнен квинтет. Но Фанелли безнадежно сломлен. Писать Фанелли больше не смог и через пять лет умер! Так печально закончил свои дни композитор, о котором почти всегда скептически настроенный в своих оценках и несколько насмешливый Равель смог вполне искренно написать: «...Я не вижу французских музыкантов его поколения, которых в 1883 году можно было бы поставить рядом с ним как по оркестровой смелости, так и по силе вдохновения». БУРГО-ДЮКУДРЕ (Bourgault-Ducoudray) Луи Альбер (2 II 1840, Нант - 4 VII
1910, Вернуйе, деп. Сена и Уаза) - французский композитор, педагог и
фольклорист. В 1869 осн. в Париже Об-во любителей хор. пения. Б.-Д. внёс
большой вклад в изучение народной музыки. Его записи нар. мелодий
изданы в сб.: «30 народных мелодий Греции и Востока» («Trente melodies populaires de la Grece et de l'Orient», P., 1876, гармонизовано Б.-Д.); «30 народных мелодий Нижней Бретани» («Trente melodies populaires de la Basse-Bretagne», P., 1885, обработка Б.-Д.); «14 кельтских мелодий» («Quatorze melodies celtiques», P.,
1909, обработка Б.-Д.). Темы из сб. Б.-Д. положены в основу Греческих
увертюр А. К. Глазунова. Б.-Д. - автор опер (в т.ч. «Тамара», 1891,
«Гранд-Опера», Париж), вок.-симф. композиций (в т.ч. кантата «Луиза из
Мезьера», Рим. пр., 1862), хор. произв. (в т.ч. «Религиозная симфония») и
др. соч. В 1878-1908 профессор Парижской консерватории (читал курс
истории музыки). Соч.: Souvenirs d'une mission musicale en Grece et en Orient, P., 1876; Etudes sur la musique ecclesiastique grecque, P., 1877; Conference sur la modalite dans la musique grecque, P., 1879; Schubert, P., 1908. (Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982) http://yanko.lib.ru/books/music/ravel_letters_ru.htm#_Toc20358061 Новая ссылка: FLAC (tracks) - 299 MB, MP3/224-320[vbr] - 113 MB
https://cloud.mail.ru/public/9m7J/pLoiBxHt4
Пароль - intoclassics
Бывший материал участника (dyrmer)
|