Кантаты 11, 30, 34, 67, 70, 75, 76 и фрагменты кантат 44, 97, 104, 173, 177 с предшественником Гюнтера Рамина - Карлом Штраубе. Записи 1931-32гг В данном случае мы имеем дело с едва ли не самыми редкими фонограммами 20-го века, которые я долго и безуспешно искал. С этими поисками связана самая запутанная в мире филофонистская история, которую я вкратце расскажу.
Впервые об существовании этих записей мне рассказал известный историк вокального искусства Всеволод Тимохин лет пятнадцать назад. Будто бы в 1964-м году, когда он начинал работать на всесоюзном радио, он узнал от недавно вышедшего на пенсию Михаила Штутина, работавшего в архиве с 40-х годов, что в составе вывезенных из Германии трофейных записей был большой комплект кантат Баха. И в связи с тем, что начальство решило, что это - не что иное как малоценная религиозная пропаганда - эти записи стёрли и на них записали партийные съезды... Это была даже не магнитная лента, которую изобрели несколько позже, а тонфильмы - звуковые дорожки кинолент... Информация о записях этих кантат и участвовавших в них музыкантах была в книге, которая хранилась у Тимохина дома. Это был толстенный немецкий фолиант вроде подарочной "Майн Кампф" из фильма "Обыкновенный фашизм", кто помнит. С немецким имперским орлом и потёртой свастикой. Там была информация о составах участников 88 (!) кантат Баха, записанных в 1931-37гг под управлением Штраубе. Среди участников-инструменталистов был некий гобоист Руди Кемпе (так и написано: Руди - речь идёт об известном дирижёре Рудольфе Кемпе) и органист Гюнтер Рамин. Всеволод Васильевич говорил, что, возможно, были и другие копии этих записей, которые достались американцам (у немцев была тщательно отработанная система сохранения записей, которые дублировались в радиоархивах других городов). В 2004-м году я рассказал эту легенду здесь: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=1183&page=2&p=28395&viewfull=1#post28395 О Тимохине и о трофейных записях немного здесь: http://eldr.livejournal.com/325470.html l Это первая часть истории. Следующая часть вообще интересная. Начиная с 2007-го года я много общался по телефону с Павлом Владимировичем Макарцевым - врачом-психиатром из Орла. Он был примерно 1934-го года рождения. Родом он был из Германии и в юности звался Паулем фон Хэблером. Кнаппертсбуш был двоюродным братом его дедушки - администратора (чуть ли не интенданта) Берлинской Штатсопер. В детстве маленький Пауль часто сидел на коленях у Кнаппертсбуша и приходившего в дом друга семьи - Фуртвенглера. Позже бывал на его концертах. В начале 60-х почему-то уехал работать в СССР и там остался. Об этом Павел Владимирович писал на форуме Лифановского, и так живо и интересно, что многие верили. Я в том числе. Когда мы начали общаться, оказалось, что я могу быть сильно интересен Павлу Владимировичу своей коллекцией исторических записей. Мы с товарищем скопировали ему большое количество записей на болванках и около года всё это пересылалось через его внука, приезжавшего в Москву. В благодарность мне были пересланы множество автографов великих дирижёров и композиторов из коллекции деда - администратора оперы. Там были и автографы Бетховена и Баха, которые дед получил от Феликса Вейнгартнера, которого знал... Я рассказал Павлу Владимировичу, как экс-немцу, о пропавшем собрании кантат со Штраубе. Он обещал справиться в немецком радиоархиве, где у него есть знакомые (он часто ездил в Германию, где преподавал). Где-то в конце 2008-го года я получил 4 болванки с кантатами Баха со Штраубе - копии ацетатов из Берлинского архива - по большому блату! Я прослушал их - что-то скрипело, но были слышны чистые мальчишечьи голоса. Я был вне себя от счастья и повёз эти записи к Тимохину домой. Когда туда приехал, позвонил Саша Лебедев - ещё один филофонист, который как раз копировал с моих оригиналов и передавал исторические записи внуку Макарцева. Саша скопировал у меня Штраубе за день до того, как я повёз их Тимохину. - Ты знаешь, это никакой не не Штраубе! Это Арнонкур, только с сильно покорёженных пластинок! Продолжение - в комментариях... Если будет интерес. А эти записи - настоящий Штраубе! Тут три диска, часть я получил в конце прошлого года, часть - неделю тому назад:
Спасибо большое! Не знал, что эти записи сохранились. Качество записи и исполнения просто удивительны (слушаю 67 кантату). На http://www.bach-cantatas.com/Performers/Straube-Karl.htm упоминают 29 радиозаписей - это не те, что Вам передали из Берлинского архива? Очень интересно узнать продолжение рассказа.
Спасибо большое, Сергей!!! Никогда прежде не видел эти диски даже в продаже, только на сайте http://bach-cantatas.com К сожалению, мой архиватор отказывается разархивировать вторую часть записей (комплект из 2 CD) из-за слишком длинного названия.
У меня все распаковалось. Если есть проблемы, то по идее должно распаковаться в корневом каталоге, где кратчайший путь к файлу, а потом можно переименовать и перенести.
Послушал (выборочно) 1ый диск. Просто чудо, что такого качества живую запись можно было сделать в 1931г. Замечательные солисты. Прочёл буклет к первому диску (английскую часть); страшно интересно! Диск (реставрация?) датирован 1997г; очень странно, что мне он никогда не попадался. Теперь послушал выборочно два других диска; прекрасное впечатление; не разобрался пока, почему это "Volume 3" (видимо, как часть другого издания). Один буклет к этому тому (несмотря на присутствие обязательного в известные времена "Heil Hitler!") заслуживал бы отдельной выкладки. Уважаемый Сергей, продолжите, пожалуйста, Ваш рассказ! [Названия треков на дисках 2 и 3 очень длинные, но всё разархивировалось и foobar2000 всё играет.]
Что было дальше? Дальше я очень разозлился на Макарцева. Перебирая старые материалы, нашёл вот этот крик души: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=42498&p=750885&viewfull=1#post750885 В то время на форуме и чуть раньше только слепоглухонемой не обсуждал Макарцева. Началась какая-то чертовщина. Он поругался со всеми вдрызг. Притом часть обиженных решило, что я и есть Макарцев. Сам же Макарцев умер в марте 2009-го года, и на горизонте возникла фигура его внука - тоже Макарцева, но Павла Сергеевича. Он и сообщил о смерти деда. Я, постоянно говоривший с дедом по телефону, но не видевший его, тогда очень расстроился. По поводу подложных кантат внук сказал о том, подлог сделали на радио, что теперь на Берлинском радио идёт полицейское расследование, выявлена большая недостача архивных материалов и половина сотрудников уволена... Что они давно продавали источники на сторону... И всё это - результат того, что мы выявили подложные кантаты и сообщили об этом. Голос Макарцева-младшего, особенно по-телефону, не отличался от голоса деда. Впоследствии внук признал, что по телефону со мной говорил всё-таки он, а статьи на форум писал дед. Насчёт остального с него нельзя было выбить ничего путного, сколько я его не поил! И автографы настоящие, и родство с великим Кна, и радио Берлина разогнали! Надо сказать, что посеянные мной в этом странном молодом человеке филофонистские семена дали всходы. Он основал известный форум raritetclassic. Но это уже другая история. Материалов открыл он массу, многое - первым и раньше всех, но над всеми этим постоянно царила и царит тёмная завеса в плане источниковедения. Филофонизм всё-таки наука, а не факирство. Поэтому и моя дружба-опёка с ним сейчас прекратилась. Диски Штраубе были заказаны на jpc и Amazon. Они ЕСТЬ в продаже, но о них мало известно. Других выпусков пока не было. Да! забыл сказать. Всеволод Васильевич Тимохин, мой учитель и великий филофонист, умер в августе 2010 года. В свой последний визит ко мне, года за полтора до смерти, он вручил мне книгу, о которой речь была выше - Майн Кампф немецких радиозаписей. Там много интересного. Много совершенно волшебных материалов бесследно потеряно, и от них остались лишь скупые строчки, похожие на упоминания о потерянных сочинениях античности.
Нет. В эту историю менее всего верится... P.S. Мальчик, стоящий ближе всех к нотам, с большим (рыжим?) вихром - Карл Рихтер? Почему-то хочется так думать...
Интересные истории. Скачаю- послушаю. Вот только странная информация про тонфильмы, которые стерли и использовали для новых записей. Тогдашний тонфильм (особенно до изобретения магнитофонов)- это оптическая дорожка на черно- белой кинопленке, ее никак невозможно использовать повторно, только если уничтожить для извлечения серебра из эмульсии... Если стерли и использовали повторно- то это были именно магнитофонные ленты
Сегодня наблюдаются общие перебои в работе cloud.mail.ru - попробуйте чуть позже, если по-прежнему будет "404", то рекомендую действовать так:
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Филофония - штука однозначно заразная...и приятная )) Будто генно-семенной Фонд собираешь )) Я за качественные, современные записи. Придерживаться этой позиции, признаться не просто, но это сильно экономит время и не дает скатиться к собирательству. Благодарю за интересную историю, запись послушаю в порядке ознакомления.
Ещё Альберт Швейцер писал, что невозможно воспроизвести произведения Баха в том виде, как он понимал их, исходя из возможности музыкальных инструментов и техники игры того времени. Я согласен с ним, но Карл Штраубе дал нам такое исполнение, что до сих пор, я пишу в 2022 году, никто не смог превзойти его по глубине проникновения в музыку Баха. Бах писал музыку сфер, недоступную нашему пониманию, к которой мы лишь можем приблизиться. То, что сделал Карл Штраубе, приближает нас к непостижимому откровению музыки Баха.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".