Учебное пособие. Преподавателям ДМШ,
преподавателям и студентам МУ, любителям музыки. Составитель Вашкевич Н.Л.
«Музыка — это величайшее утешение: оно
освежает сердце и дарует ему мир».Мартин Лютер
Гедонизм с греч. - наслаждение, удовольствие. За
прошедшие полтора века, отмечают исследователи, утрачено наивное,
эмоционально-чувственное восприятия искусства. В Советской России гедонизм
считался явлением нарицательным, и был несовместим с искусством. Наша
брошюра именно о наивном восприятии. Эмоциональное восприятие, по словам В.Петрушина,есть «медитативное вчувствование в музыку»,«молитвенное созерцание»,- Д.Кирнарская.
В центре
внимания в брошюре – физиология эмоции (с.16 ) и вместе с этим
моторно-двигательный компонент в восприятии музыки; релаксация (с.18), ритмическая
гимнастика Далькроза (с.21), медитация (с.22). Здесь же – «музыка - зов
божественных голосов» (с. 27), «музыка – язык космоса» (с.30). Кратко (и все в
компилятивной форме) упомянуто о интонационно-выразительной (с.12) и звуко-изобразительной
основах музыки (с.14), о теории замещения Фрейда (с.32), о катарсической
природе искусства в трактовке Выготского (с. 34), об ассоциативных факторах в
восприятии музыки (с.37). Во вступлении - о социальных функциях искусства, о
аналитическоми эмоциональном восприятии
(с.5). В заключении упомянута тема эротика в музыке(с.44).
Материал
брошюры может быть использован для подготовки публичных сообщений (докладов).
Возможные темы сообщений и произведения для их иллюстрации мы предлагаем в
приложении (с.48).
Статья Николая Львовича в свете нынешних "подвижек" в современном безвременье служит блестящим доказательством жизненности живой и необременнённой никакими "обязательствами" музыки, музыки эмоциональной, то есть сохраняющей в себе живые истоки естественного челове-ческого чувствования, музыка, приносящая живую радость и наслаждение...Материал статьи актуалени современен, и принесёт огромную пользю всем читателям. Владимир Успенский, еомпозитор, член СК РОССИИ
Татьяна, спасибо за внимание к выкладке! Спасибо большое, Владимир Николаевич! Вы помогаете мне прояснить суть методички: о музыке "без обязательств", без изысков; музыка только в откровениях ее почитателей. С П А С И Б О !
Дорогой Николай Львович! Посмотрела Вашу работу на сайте - впечатления самые отрадные! В сравнении с прошлым разом, когда Вы показывали мне текст, прибавились новые высказывания, и это замечательно - значит работа продолжается! Думаю, что Ваша статья особенно заинтересует педагогов-музыкантов. Она вполне может служить неким вдохновляющим методическим пособием в процессе общения с учеником в классе и беседах с ним о музыке и музыкантах... Спасибо!
Дорогой Николай Львович, в Вашем уникальном собрании высказываний о музыке есть примечательные заголовки - "Музыка - язык космоса"; "Зов божественных голосов в музыке"; "Бог есть любовь"... При внимательном прочтении этих афористических и емких по содержанию текстов мне вспомнились слова русского композитора Анатолия ЛЯДОВА о том, что "искусство возможно станет религией будущего человечества". Надеюсь, лядовский прогноз сможет стать дополнением в Ваш "короб мыслей" о музыке.
Хотя композитор и советовал читать Евангелие своей будущей супруге, он в целом был настроен скептически в отношении всякого рода церковности, считая обрядовую сторону некоей условностью, ограничивающей живое личностное начало. Единственную позитивную опору жизни Лядов усматривал в искусстве. Искусство, по его мнению, «пробудило в зверях людей», а людям указало на «дух» и «небо». Сам того не ведая, Анатолий Константинович Лядов оказался пророком. В эпоху воинствующего атеизма, когда люди, жаждущие духовной поддержки и ищущие Бога, попадали под неусыпное бдящее око власти и подвергались репрессиям; когда попасть в лагерь можно было только за приход в храм во время богослужения - в эту страшную эпоху для многих настоящим избавлением от тягот жизни, бегством в мир, где царят красота и покой, становится ИСКУССТВО. На непреходящих ценностях музыкального искусства сформировалось и воспиталось несколько поколений советских людей...
Проведена большая компилятивная работа. Не понятно только почему музыка по мнению составителей прицеплена к гедонизму?! Это Пифагор и Кепплер за гедонизм высказывались?! Побойтесь бога, или чёрта, даже не знаю к чему в данном случае апеллировать. Автор вообще понимает как можно соотносить Экмана с его апологией локковской традиции понимания человека в качестве болванки и метафизическое восприятие искусства?
Виталий, «побойтесь Бога, или чёрта, даже не знаю к чему в данном случае апеллировать» (обращаюсь к Вам на вашем «доброжелательном» языке), прочитайте название брошюры; она – собрание субъективных мыслей и откровений деятелей культуры об эмоцинальном восприятии музыки!. К чему здесь философский гедонизм?, метафизическое восприятие искусства? апология локковской традиции с ее человеком в качестве болванки? К чему здесь Ваша личная неприязнь к Экману, к Локку? За первую фразу комментария спасибо.
Уважаемая Нина Константиновна, спасибо за ценный материал (комментарий №7). Спасибо Вам за инициативу пополнить брошюру. Было бы хорошо, если кто-либо последовал Вашему примеру. Лично я уже готов.
«ИСКУССТВО - ЭТО ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ ОБМАН»,- Владимир Набоков (1899-1977, русск., амер. писатель, поэт, переводчик, литературовед) В двух словах Набокова сама суть компенсаторной теории (теории замещения) Зигмунда Фрейда. (к странице 32-34 брошюры).
Александр, кто кого презирал - не наша тема. "Суть компенсаторной теории отнюдь не такова". Александр, поясните ее суть. Читатели Вам будут благодарны. Все сказанное в брошюре - это от Петрушина, от Леви, от Выготского, от самого Фрейда и других. Наверное они не правы. Октябрь 2017 Теория замещения Фрейда словами писателя Рэя Брэдбери (США, 1920-2012): «Я вовсе не писатель-фантаст, я не выдумщик историй про ракеты и планеты, я учитель. Я преподаю вам жизнь. Я учу вас любить.» «...Вся моя жизнь — история страсти.» «ИСКУССТВО – ВСЕГО ЛШЬ ВЫРАЖЕНИЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ СТРАСТЕЙ» (Интервью Рэя Брэдбери для «ПроСвета», 2005 год. Брэдбери о судьбе, любви и смерти.«О скитаньях вечных и о Земле», М.,1987,с.229)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".