Petersen-Quartett (Berlin) – SCHUBERT – Streichquartett "Der Tod und das Mädchen"; Siegfried MATTHUS - Streichquartett „Das Mädchen und der Tod" (Recorded in 1997)
ПЕТЕРСЕН-КВАРТЕТ (основан в 1979 г.) – PETERSEN-QUARTETT: Конрад МУК, 1-я скрипка – Conrad MUCK, Violine I Жерно ЗЮССМУТ, 2-я скрипка – Gernot SÜSSMUTH, Violine II Фридеман ВАЙГЛЕ, альт – Friedemann WEIGLE, Viola Ханс-Якоб ЭШЕНБУРГ, виолончель - Hans-Jakob ESCHENBURG, Violoncello
Продолжительность: 67’04” Запись – июнь 1997 г. (Берлин)
Собственный CD-рип
Зигфрид Маттус (р.1934), наряду с Паулем Дессау, - один из крупнейших композиторов бывшей ГДР, ученик Ханса Эйслера. В настоящее время Маттус является художественным директором Камерного оперного театра в Райнберге. Хотя Маттус считается прежде всего мастером музыкально-театральных жанров, его инструментальное творчество также значительно – 4 симфонии, 11 сольных концертов и камерная музыка. Немецкие критики отмечали особую способность к передаче драматического конфликта и ясность формы, как характерные черты Маттуса-композитора.
Эти черты проявились во всей полноте и в представленном здесь великолепном струнном квартете «Девушка и Смерть», вступающим в диалог со своим прославленным шубертовским «тёзкой», - но, если у Шуберта Смерть – мягкое соскальзывание в долгий сон, то у Маттуса смерть подобна наркотику, предлагающему эскапистскую альтернативу миру бесконечных земных треволнений, уход в мир красоты и гармонии, - который тоже оказывается иллюзией (проекциями подсознательного ума). Драматургическое ядро квартета - мистически-«психоделическая» 2-я часть, с её то потусторонним, то как бы плавящимся в агонии раздвоения (отделения «души» от «тела») эффектом от применения одноголосных и аккордовых glissandi и tremolandi, - контрастирующая с калейдоскопической и драматичной, дьявольски-виртуозной 1-й частью (иронически обозначенной Giocoso con grazia). 3-я часть – высокопоэтичный эпилог, в ходе своего течения цитирующий тему из шубертовского «Der Tod und das Mädchen», и обрывающийся безжалостно-резким диссонантным аккордом... IMHO, этот квартет Маттуса относится к тому роду музыкальных произведений, которые не предоставляют катарсис в самих себе, но индуцируют его в слушателе как результат усвоения образного содержания произведения.
Чего только не прочитаешь и не увидишь на белом свете.... "Смерть и девушка", "Девушка и смерть", а скоро, наверное, появятся и "Смерть у девушки!" или "Девушка смерти".
Да я веселюсь просто от души. Во-первых, Ваш пост оооочень мне понравился как раз своей своеобразностью и, как всегда, неожиданным репертуаром. Во-вторых, сама композиторская единица Маттус - довольно редко встречающаяся на просторах классики. А значит пост вдвойне интересен для такого любителя "клубнички" как я . А в третьих, -
Большое спасибо и за музыку, и за емкое описание! Шуберта квартет очень люблю, несмотря на мрачность. А вот З.Маттуса - не видал и не слыхал. Очень интересно познакомиться. Струнные Квартеты!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".