Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) "Похождения повесы" опера в 3 актах (9 картинах) с эпилогом Либретто У. Одена и Ч. Колмена ( премьера 11 сентября 1951 года) Действие происходит в Англии в 18 веке. История создания: Замысел оперы зародился в 1947 г., когда Стравинский обратил внимание на цикл гравюр знаменитого английского художника XVIII в. У. Хогарта "Похождения повесы". По словам композитора, в его воображении возник ряд оперных сцен и был составлен предварительный план отдельных музыкальных кусков, арий, ансамблей, хоров. В этом же году совместно с поэтом У. Оденом (1907-1974) был разработан сценарий, почти не отличающийся от опубликованного впоследствии либретто. Содержание двух серий хогартовских гравюр дополнено несколькими новыми сюжетными ходами. Выведен традиционный мотив козней дьявола, вторгающегося с соблазнами в судьбу героя. По предложению Одена в сценарии появились матушка Гусыня и безобразная герцогиня, превратившаяся затем в Бабу-турчанку, а также эпизод с чудо-машиной. В первоначальном плане намечалось усилить связь с античным театром, чем объясняется упоминание в финале Персефоны, Орфея, Эвридики, Ахилла. Новые ситуации и образы придали сюжету нравоучительный смысл, обличая дух буржуазного предпринимательства.
Сочинение музыки началось в 1948 г., партитура закончена 7 апреля 1951 г. Избрав первоначально в качестве модели оперы-буффа Моцарта, Стравинский в процессе создания "Похождений повесы" приблизился к жанру трагикомедии "Дон Жуана" . В ней смешиваются комедийное и серьезное, гротесковые черты сочетаются с лирико-драматическими и даже трагическими. Премьера "Похождений повесы" состоялась 11 сентября 1951 г. в Венеции (на английском языке).
---------------------------- Сюжет и описание музыки: Том Рейкуэлл и Энн Трулав любят друг друга. Готовится свадьба. Но молодой человек не хочет кропотливым трудом создавать семейное благополучие, он выражает желание сразу стать богачом. Немедленно появляется неизвестный, называющий себя Ником Шедоу; он сообщает, что Тому досталось большое наследство, и выражает готовность ему служить. Оставив невесту, Том в сопровождении новоявленного подручного отправляется за счастьем в Лондон. «Похождения повесы начинаются», — с иронией сообщает публике Ник. Том, следуя советам дьявола, погружается в разврат и забывает о невесте. Энн решает отыскать любимого. Однако спасти его ей не удается. Женитьба Тома на бородатой цирковой артистке не приносит ему счастья, как и его попытка с помощью чудодейственного изобретения накормить голодных. Срок договора истекает — нечистый приводит своего подопечного на кладбище. Здесь они играют в карты; ставка — душа Тома. Хотя ему удается выиграть, дьявол в отместку сводит его с ума. Несчастный в Бедламе. Верная Энн приходит с ним проститься и поет ему колыбельную. Том умирает. В эпилоге исполнители, сняв театральные парики, выходят на авансцену и, обращаясь к зрителям, провозглашают мораль: жертвы дьявола всегда найдутся среди людей.
По существу, «Похождения повесы» — опера-притча. Недаром каждый из ее главных героев носит «говорящую» фамилию: у Тома Рейкуэлла она происходит от английского «гаке» — повеса, у его постоянного спутника-искусителя Ника Шедоу означает тень, а у Энн Трулав — верную любовь. В финальной картине среди сумасшедших, воображающих себя персонажами античных мифов, являются Персефона, Орфей, Эвридика — герои неоклассических произведений Стравинского, существенно повлиявших на образную концепцию «Похождений».
Возрождая модель старинной «оперы в стихах», Стравинский прежде всего реабилитирует вокальную природу оперы. Почти каждый сольный эпизод имеет завершенность концертного номера, использующего богатые возможности голоса певца. Таковы лирически проникновенная каватина Тома во 2-й к. и ариозо в последней с предшествующей ему цитатой из знаменитой арии Орфея в опере Глюка. Контрастны по настроению полная печали ария Энн «Тихая ночь» и ее же кабалетта «Да, я иду к нему» в 3-й к. Завораживает красотой музыки прощальная колыбельная Энн. Широко представлены классические формы вокальных ансамблей: дуэты, терцеты, динамичные ансамбли с хором, наподобие буффонных финалов-стретто. Элементы яркой театрализации привнесены в динамичную сцену аукциона (1-я к. III д.). Большую выразительную роль играет оркестр: яркой тембровой характерностью отмечено гротескно-театральное вступление к опере, порученное квартету духовых инструментов, или прозрачное звучание флейты, гобоя и кларнета в сцене страданий Энн; мрачная символика сцены на кладбище усугубляется тембром контрабасов и т. д.
Партитура Стравинского, выдержанная в духе неоклассицизма, во многом следует оперной традиции XVIII в., прежде всего Моцарта. Стилизован и речитатив, сопровождаемый чембало. Однако под покровом стилизации, иронии и подчеркнутой театральности видится трагедия человеческого существования. «Похождения повесы» — одно из ярчайших явлений в опере XX в. ---------------------
Содержание CD1: Igor Stravinsky. The Rake's Progress (CD 1) 1. Prelude 2. "The Woods Are Green" (Anne) 3. "The Old Fool!" (Tom) 4. "I Wish I Had Money" (Tom) 5. 'Til Call The Coachman, Sir" (Nick) 6. "With Air Commanding And Weapon Handy" (Roaring Boys) 7. "Come, Tom" (Nick) 8. "Love, Too Frequently Betrayed" (Tom) 9. "The Sun Is Bright, The Grass Is Green" (Whores And Roaring Boys) 10. "No Word From Tom" (Anne) 11. "Vary The Song, О London, Change!" (Tom) 12. "I Wish I Were Happy" (Tom) "Master, Are You Alone?" (Nick) 13. Introduction "How Strange! Although The Heart For Love Dare Everything" (Ann) 14. "Anne! Here!" (Tom) 15. "My Love, Am I To Remain In Here For Ever?" (Baba)
CD2: Igor Stravinsky. The Rake's Progress (CD 2) 1. "As I Was Saying, Both Brothers Wore Moustaches" (Baba) 2. "My Heart Is Cold, I Cannot Weep" (Tom) 3. "Ruin, Disaster, Shame" (Chorus) 4. "Aha!" (Seilern) "He's Here! The Auctioneer" (Crowd) 5. "... Ever Sold! Annoyed!" (Baba) 6. Prelude 7. "How Dark And Dreadful Is This Place" (Tom) 8. "Very Well, Then, My Dear And Good Tom" (Nick) 9. "I Burn! I Burn! I Freeze!" (Nick) 10. "Prepare Yourselves, Heroic Shades" (Tom) 11. "There He Is. Have No Fear" (Keeper) 12. "Gently, Little Boat" (Anne) 13. "Where Art Thou Venus?" (Tom) 14. "Good People, Just A Moment" (Anne, Baba, Tom, Nick, Trulove) ------------------------
Действующие лица и исполнители: Трулав..................Стаффорд Дин Анн..........................Катрин Поп Том............................Филипп Лэнгридж Ник Шадоу ....................Самуэль Рамиль Матушка Гусыня................. Астрид Варнай Баба - турчанка.................... Сара Валькер Селем.....................................Джон Добсон Надзиратель........................... Матью Бест Хор Лондон-симфониетта Клавесин - Джон Фишер Лондон - симфониетта Дирижёр - Риккардо Шайи
---------- Запись 1984 года. ---------------
Обновлено: https://cloud.mail.ru/public/LntC/Ae48hsCf5 Формат: МР3(320)
|