Это очень знаменитый музыкант - Марсель Перес. Фактически, он занимается кропотливой работой по восстановлению забытых традиций старинной музыки — прежде всего церковной. Он с "Organumом" восстанавливает практику средневекового музицирования на основе изучения теоретических трактатов и источников того периода. Перес возглавляет, в общем-то, целый НИИ, занимающийся действительно углубленными вопросами истории церковной музыки, нежели подготовкой концертных программ. В результате были, например, реконструированы доисторические вышедшие ныне из употребления распевы: миланский, староримский, галликанский и других. Другими словами, все те распевы, которые составляли "конкуренцию" тому самому григорианскому песнопению, или как у нас неправильно называют иногда - григорианскому хоралу. Один из таких распевов - амврозианских - он даже попытался реконструировать, учитывая, не только диатонический звукоряд, но и используя микроинтервалы, причём обучил свой вокальный ансамбль петь этими микроинтервалами. Конечно, всё это только предположения, что так пели, т.к. нельзя быть стопроцентно быть уверенным, что так пели в 4 веке в Милане, Да и поют Organum слишком гладко и на высоком уровне, что вряд ли было в те времена. Но у него и григорианика звучит совершенно непривычным образом — с обилием орнаментальных длиннот, ориентальными мелизмами, византийским "исоном". Это не та стандартная григорианика, кот. обычный обыватель привык слушать, но при этом не возникает ощущение какой-то надуманности, а звучит всё очень подлинно. И голоса поют не академично, а со всеми шереховатостями, архаично, что добавляет некоторую правдивость. А Перес примечателен ещё и тем, что как-то раз открыл во Франции брошенный монастырь Муасак, и вскоре начал собирать там паломников для пения. Они разучивают разные песнопения, а потом отправляются в путь вместе с Пересом и ансамблем на две недели, в течение которого они участвуют во всех службах. И всё это делается бескорыстно и по велению сердца. Вот такой вот он Марсель Перес.
Теперь по сути. Ну да, я обратил внимание на оговорки. Мысль Ваша выражена вполне корректно. Но не отказывайте и другим музыкантам и музыковедам, специалистам по Возрождению и барокко, в праве на исследования в области исторического исполнительства.
*** одной из разновидностей григорианики - галликанское пение ***
Галликанское пение -- никакая не "разновидность григорианики", а один из её источников, наряду со староримской, амвросианской и другими традициями. Папа Григорий Великий, инициатор унификации католического обряда и пения, умер в начале 7-го века, а галликанский распев существовал минимум с 5-го.
Что же касается Переса, может он и много слушал различные традиционные исполнения, хорошо сохранившиеся в укромных уголках ойкумены, но на его собственной исполнительской манере это мало отразилось. Самые разнообразные распевы, зафиксированные в его многочисленных альбомах, получились стилистически однообразными, т.е. в его интерпретациях, на мой взгляд, слишком много субъективного элемента. На это, впрочем, он имеет полное право -- не меньшее, чем другие музыканты, работающие в этой области. А всё остальное -- вопрос вкусов и предпочтений.
I bought boxsett of two CD-s, Peres Portrait and Machaut's Messe de Notre Dame by Organum long ago, in 1997. Those years I was looking for and buying a CD of the Messe de Notre Dame without making up my mind. I found everything available in CD shops in London, but that was not so much. When I heard for the first time the Organum performance of this Mass I really near fell over. I already heard Deller, Oxford Camerata, Hilliards and Pro Musica Antiqua, but Organum offered something quiet different and exceptional to my ears. Meanwhile, I heard different opinions about it.
For example, our respected member of the intoclassics.net, Вадим Родионов, said this: "Своеобразное исполнение в восточном стиле, которое, в данном случае, совсем не сочетается с музыкой Г. де Машо." (http://intoclassics.net/news/2015-06-27-3810).
Also, at some musical blog I have followed in 1998 I heard two listeners commenting:
I. “It reminded me what medieval music was all about and why I do it. I'm not convinced that the interpretation has anything to do with historical performance -- it probably has more to do with Georgian polyphony -- but it has everything to do with the spirit of the music. It's not often that I would go to the trouble to write to the list just to rave about a recording, but in this case, I must say that if you haven't heard this recording, you must! It's not pretty, but it's stunning. Give it a listen".
II. “I'm not convinced that the interpretation has anything to do with historical performance -- it probably has more to do with Georgian polyphony”. How right! and maybe more with Corsican polyphony... (excuse-me, but I am Corsican and I know the subject, I know also Organum). “It's not pretty”. How right! they never knew how to sing but they obviously know how to sell! Conclusion: I go and buy it immediately because I am so curious.
Well, on contrary to all this, I still love very much their performance.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".