Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 23:34
Главная страница » 2015»Июнь»27 » Николай Андреевич Рославец - Скрипичные сонаты 1, 4 и 6 / Три танца / Фортепианные трио 2 - 4 (2 CD)
Николай Андреевич Рославец - Скрипичные сонаты 1, 4 и 6 / Три танца / Фортепианные трио 2 - 4 (2 CD)
09:07
Николай Андреевич Рославец (4 января 1881, вероятно, г. Сураж (или Суражский уезд) Черниговской губ. (бытующее указание Душатина как места рождения опровергается архивными материалами) – 23 августа 1944, Москва) – русский композитор, музыковед, скрипач, педагог.
Violin Sonatas Nos. 1, 4 and 6 / 3 Dances (feat. piano: Arthur Greene, violin: Solomia Soroka)
1. Николай Андреевич Рославец - Violin Sonata No. 6, "Legend": I. (14:03) 2. Николай Андреевич Рославец - Violin Sonata No. 6, "Legend": II. (5:58) 3. Николай Андреевич Рославец - Violin Sonata No. 6, "Legend": III. (8:44) 4. Николай Андреевич Рославец - Violin Sonata No. 4: Allegro con spirito (non troppo allegro) (15:33) 5. Николай Андреевич Рославец - Violin Sonata No. 1: Allegro non troppo (16:16) 6. Николай Андреевич Рославец - 3 Dances: No. 1. Waltz: Lento ma sempre fantastico (4:41) 7. Николай Андреевич Рославец - 3 Dances: No. 2. Nocturne: Moderato assai (2:14) 8. Николай Андреевич Рославец - 3 Dances: No. 3. Mazurka: Risoluto (2:03)
Piano Trios Nos. 2 - 4 (Trio Fontenay)
1. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 2: I. Con moto (19:21) 2. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 3: I. Moderato assai (13:38) 3. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 4: I. Moderato con moto (10:15) 4. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 4: II. Allegro vivace (7:07) 5. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 4: III. Lento (11:07) 6. Николай Андреевич Рославец - Piano Trio No. 4: IV. Allegro risoluto (9:31)
Биография композитора:
Николай Андреевич Рославец (4 января 1881, вероятно, г. Сураж (или Суражский уезд) Черниговской губ. (бытующее указание Душатина как места рождения опровергается архивными материалами) – 23 августа 1944, Москва) – русский композитор, музыковед, скрипач, педагог.
Занимался игрой на скрипке и фортепиано, элементарной теорией музыки и гармонией в Музыкальных классах А. М. Абазы (г. Курск); с 1902 по 1912 г. учился в Московской консерватории в классе И. Гржимали (скрипка), а также у С. Василенко (свободная композиция), М. Ипполитова-Иванова и А. Ильинского (контрапункт, фуга, музыкальная форма). Консерваторию окончил с двумя дипломами (перерывы в занятиях объяснялись обострениями туберкулеза и лечением на юге России). Дипломная работа Рославца — мистерия «Небо и земля» по Байрону (1912) была удостоена большой серебряной медали, а ее автор — звания свободного художника.
На послереволюционные годы приходится пик общественной деятельности композитора. Наряду с Л. Сабанеевым, В. Держановским, Мясковским, Е.М.Браудо и др., Рославец был одним из лидеров АСМ — Ассоциации современной музыки, развившей принципы дореволюционного «современничества», пропагандировавшего лучшие достижения новой музыки и поддерживавшего контакты с Западом. Рославец принадлежал к числу организаторов профессионального союза композиторов, являлся ответственным редактором журнала «Музыкальная культура». Он преподавал в Ельце, Харькове и Москве, работал в Госиздате.
В 1920-х гг. Рославец стал объектом ожесточенной травли со стороны «пролетарских музыкантов», в первую очередь — представителей Российской ассоциации пролетарских музыкантов и Производственного коллектива студентов Московской консерватории: в статьях В. Белого, Л. Калтата, Л. Лебединского и др. он был объявлен представителем «буржузного упадничества», композитором, «чуждым», «враждебным пролетариату», затем — «формалистом» и т.д. В 1927 г., опасаясь репрессии, Рославец передал чемодан с рукописями своему брату, жившему на Украине. В 1936 г. семья брата подверглась репрессиям; все рукописи погибли. После начала открытых политических процессов в стране Рославец был причислен к «вредителям», «троцкистам» и в 1930 г. обвинен в покровительстве «Ассоциации московских авторов», «разоблаченной» в «пропаганде легкой музыки» и «распространении контрреволюционной литературы». «Дело Рославца», инициаторами которого явились В. Белый, А. Давиденко, В. Клеменс, Ю. Келдыш, С. Корев, М. Коваль, З. Левина , Г. Поляновский, А. Сергеев, Б. Шехтер и др., закончилось «чисткой», означавшей фактический запрет работать по профессии. Обвиненный в «правом оппортунизме», «торговле идеологией» и т.д., Рославец был вынужден к признанию совершенных «политических ошибок».
В 1931-1933 гг. работал в Ташкентском музыкальном театре. В 1933 г. композитор вернулся в Москву, где бедствовал и подвергался постоянным унижениям: Рославцу не удавалось получить постоянной работы, со всех должностей его увольняли как лицо, подвергшееся «чистке», не выплачивали гонораров за сдельные работы. Композитор был принят в Музфонд, но не в Союз композиторов. По свидетельству любимого ученика Рославца, П. Теплова, в 1938 г. готовилась репрессия Рославца — он должен был быть расстрелян или отправлен в Гулаг, о чем враги композитора говорили как о свершившемся факте. В 1939 г. Рославец пережил тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Скончался композитор после второго инсульта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Рославец — один из крупнейших новаторов в истории музыкальной культуры XX века, создатель «новой системы организации звука», техники «синтетаккорда». Начиная с В. Каратыгина, музыкальные критики называли Рославца «русским Шёнбергом», но уже в 1914 г. Мясковский раскритиковал эту поверхностную оценку, подчеркнув оригинальность стиля Рославца. В системе Рославца освоение хроматики сочетается с достаточно жесткими правилами, напоминающими принципы додекафонии. Однако Рославец пришел к ним независимо от школы Шёнберга, «новая система организации звука» во многом отличается от серийной техники, допускает большую гибкость и свободу. Формирование гармонических идей Рославца отражено в его работах студенческих лет, то есть относится к более раннему периоду, нежели опыты «классиков додекафонии». На становление стиля Рославца, по его собственному признанию, значительное воздействие оказали поздние композиционные принципы Скрябина. Быстро обретя творческую независимость, Рославец в дальнейшем критиковал «Прометей» за «схематизм». В то же время, Рославец унаследовал скрябинские гармонические принципы и даже терминологическую систему; посредником в передаче этих идей был друг Скрябина и Рославца – Леонид Сабанеев. «Новая система» кристаллизовалась в ранних камерных вокальных и инструментальных сочинениях Рославца, «классические» ее образцы представлены в «Грустных пейзажах» (1913), «Трех сочинениях для пения и фортепиано» (1913), Первом струнном квартете (1913), Первой скрипичной сонате (1913), «Четырех сочинениях для пения и фортепиано» (1913-14) и др. Замечательны открытия Рославца в области темброкрасочности, намного опередившие время, — как в камерных сочинениях, так и в симфонической поэме «В часы Новолуния» (предположительно, 1912-начало 1913).
Как и многие представители «классического авангарда», Рославца отличала жажда нового, свободы и экперимента, радикального обновления форм и одновременно — потребность в «новом законе». Ранние программные заявления Рославца обнаруживают отчетливое сходство с футуристскими манифестами; композитор дружил с детства с К.Малевичем, был тесно связан с В. Каменским, А. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. В то же время, композитор не вписывался в этот круг, что подчеркивал в свое время Малевич. Очевидны преемственные связи Рославца с символизмом и модерном с его пряной декоративностью. Стилистическая многозначность определила во многом дальнейшую эволюцию творчества композитора. Наиболее заметно она сказалась в выборе стихов: до 1917 г. Рославец обращался к поэзии Блока, Брюсова, К. Бальмонта , П. Верлена, Вяч. Иванова, М. Волошина, Н. Гумилева, Игоря Северянина, Д.Бурлюка, В.Каменского, Е.Гуро, К. Большакова, В. Гнедова, впоследствии — к поэзии Ф.Сологуба, З. Гиппиус и др.
После 1917 г. внимание композитора было во многом сосредоточено на проблемах неоклассицизма, в том числе — стиля Стравинского. Принцип экспериментирования со стилем, смена стилевых масок и ролей оставались чужды Рославцу, сознательно строившему единый индивидуальный стиль без инородных включений (аллюзии-ретроспекции использовались Рославцем в поздних сочинениях как своебразный второй план композиции с отчетливым символическим оттенком); не привлекала его и ирония, окрашивавшая творчество «музыкального Протея». Однако, Рославец, пройдя этап протеста против «старой школы», пришел к утверждению «нового академизма» и даже называл себя в некоторых случаях «неоклассиком». Кредо композитора выражают слова: «Я — классик, прошедший искусство всего нашего времени, воспринимающий все, что создано человечеством. Я […] всё завоевал и говорю, что никакого разрыва в линии развития музыкального искусства у меня нет. Через посредство своих учеников и через их учеников хочу утвердить новую систему организации звука, которая приходит на смену классической системе».
Именно парадоксальный синтез новаторства и академизма, устремленность к нарушению канона и одновременно — к строгой организации определили творческую индивидуальность композитора, многие особенности его стиля. Проницательно выделил это единство в музыке Рославца Л. Сабанеев: «У Рославца его тектонизм, его математичность в музыкальном творчестве приближает его к академистам. Это — оригинальный и беспримерный тип новатора-академика. Он не интересуется эмоцией как таковой. Для него музыка — вовсе не язык чувств, а выражение организованного психического мира. Его интересует не эмоция сама по себе, а сопоставление ее в музыкальной ткани с другими, «организация эмоций», неизбежно сопутствующая организации звуков. Рославец — настоящий мастер звуков, любящий свое мастерство, как специалист, рабочий любит свое ремесло. Он не напишет зря и случайно ни одной ноты, ни одной фразы. Все продумано и проработано до последней степени».
Современников Рославца особенно поражало то, что он называл себя не композитором, а «организатором звуков». Стройность, выверенность, логическая завершенность его системы, последовательность в проведении композиционной идеи, аналитическая направленность творчества вызывали как восхищение, так и ожесточенные нападки на его стиль.
В 1920-е гг. композитор отдал много сил «монументальной пропаганде» в музыке. Наряду с кантатой «Октябрь» (1927), песнями и хорами, он создал грандиозное полотно симфонической поэмы «Комсомолия» (1928) — шедевра музыки XX века, попавшего под идеологический запрет и еще ожидающего признания. Одновременно композитор продолжал работу над «новой системой», распространив ее идеи на ритм, форму, контрапункт, создал собственный метод преподавания композиции. В эти годы Рославец меняет жанровый и укрупняет композиционный масштаб, что особенно заметно в Первом скрипичном концерте (1925), камерно-инструментальных и вокальных сочинениях. Заметно высветляется фактура и гармония, в которую включены элементы различных исторических систем, в том числе, классической. Развивая свою систему, подчеркивая ее синтезирующий характер, Рославец приходит к открытию смешанной гармонической техники, идеи которой лягут в основу многих музыкальных концепций с начала 1960-х гг.
Спад творческой и прекращение общественной деятельности Рославца сказались на художественном уровне произведений 1930-х гг. (в том числе на написанном в Ташкенте балете-пантомиме «Пахта» (Хлопок) и других сочинениях на ориентальную тему). Тем не менее, композиционное мастерство отличает и позднее творчество Рославца, особенно камерно-инструментальные сочинения. К вершинным проявлениям «новой системы организации звука» в ее поздней фазе относится Камерная симфония (1934-35).
alyosha обновил ссылки:
Записи Фортепианных трио в mp3 (те, что выкладывал Иван ), а музыки для скрипки и фортепиано в ape (взял их из "Ослика" (eMule), ранее они здесь были и в mp3):
Спасибо за желание познакомить многих с Рославцем тех, кто с ним еще не знаком. Но уж очень низкий битрейт. Рославец на сайтах и торрентах встречается. Куда реже - музыка Лурье, м.б. кто-то разыщет?
некоторые произведения не встречаются. А по поводу битрейта дискуссии бессмысленны - я выкладываю в том виде, в котором есть Это скорее для продолжения - для интересующихся музыкой, а не форматом. На сайте есть другие произведения в другом качестве для знакомства.
Почитал Ваши комментарии. Вы коммивояжер от торрентс.ру, так что продолжение разговора бессмысленно P.S. в угадывании моих желаний и Вашей благодарности я не нуждаюсь.
Простите, Ванюша. Гонору Вам не занимать, но вот Вы толком и сами не знаете, в каком виде интересную музыку выложили. Музыку я слушаю лет на 30 дольше, нежели Вы, а слово "формат" узнал не так уж и давно. С торрентов же только скачиваю, а не коммивояжерствую: у меня других дел много. Успехов Вам.
Вот и занимались бы своими делами, умудреный жизнью Леандруша-Девятуша. А то больно внимательны к чужим. А где коммивояжерствуете? Приятно было пообщаться с человеком, главное достижение в жизни которого, это возраст. Действительно, есть чем гордиться!
П.С. я не боюсь ошибиться - вы ведь по этой причине ничего не выкладываете, страшно? Уверен, что за десятилетия у вас накопилась масса материалов. Или жадничаете?
Спасибо! С фортепианными трио я пока не знаком, а вот скрипичные сонаты у меня есть в lossless (ape+cue), так что, если вы не будете против, я могу попозже добавить их в эту выкладку.
А есть у кого, либо знаете где достать материалы непосредственно о его системе, либо его же трактаты. Нужно для работы более конкретно изучить его теоретитческие взгляды.
Посмотрю, если записи не на том диске, с которым проблемы - постараюсь обновить ссылки. А вообще, можно писать не только тем участникам, которые выложили записи, а и тем, кто оставил благодарственные комментарии, или ещё можно создать тему в поисковом разделе нашего форума. Действовать, как предлагается здесь - http://intoclassics.net/faq/0-1#31
Виталий, вы помягше, помягше Если какие-то ссылки просрочены, это не значит, что "сайт не рабочий". И нервничать тоже не лучший выход. Вот, почитайте лучше здесь, есть инструкция о том, что делать, если ссылки не работают: http://intoclassics.net/faq/#31
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".