Название: Риголетто в Мантуи (Риголетто) Оригинальное название: Rigoletto a Mantova (Rigoletto) Год: 2010 (Премьера - 4 сентября) Жанр: Опера, телевизионный проект Композитор: Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) Либретто: Франческо Мария Пиаве /Francesco Maria Piave/ Национальный симфонический оркестр RAI (Orchestra Sinfonica Nazionale della RAI)
Дирижер: Zubin Mehta Режиссер ТВ: Pierre Cavassilas Сценография: Laura Casalini Художник по костюмам: Sergio Ballo Выпущено:
Италия, Великобритания, Франция, Япония, США, Германия, BBC, France
Television, Montparnasse Spectacle, NHK, Public Broadcasting Service
(PBS), Rada Film, Rai Uno Radiotelevisione, TV5 Monde, ZDF Язык: Исполнение оперы на итальянский с немецкими субтитрами Первые
0:05:05 и в перерывах 1:03:48 - 1:09:30 и 1:41:37 - 1:47:32 рассказ о
городе Мантуя, подготовке и организации трансляции, интервью - на
немецком языке
Исполнители и действующие лица: Plácido Domingo - Rigoletto Yuliya Novikova - Gilda Vittorio Grigolo - Duca di Mantova Nino Surguladze - Maddalena Ruggero Raimondi - Sparafucile Caterina Di Tonno - Giovanna Gianfranco Montresor - Conte di Monterone Giorgio Caoduro - Marullo Leonardo Cortellazzi - Matteo Borsa Giorgio Gatti - Conte di Ceprano Kassandra Dimopoulou - Contessa di Ceprano Miriam Battistelli - Paggio
«Риголетто
в Мантуе» (Rigoletto a Mantova) - это телевизионный проект итальянской
телекомпании RAI, транслировавшийся по телевидению в прямом эфире 4
сентября 2010 года в 148 странах мира.
Для съемки использовались тридцать телекамер высокой четкости
(HD), по два мелких микрофона размещались на каждом из певцов,
задействовано семь километров кабеля, цифровое аудио принималось по
шести каналам, использовано электроэнергии, способной в период съемки
освещать 400 квартир.
Сыгранный и спетый «Риголетто» инсценирован в местах, где
происходили эти трагические события, которые у Верди были перед глазами,
когда он взялся переложить на музыку пьесу Виктора Гюго «Король
забавляется».
Он избрал один из самых прекрасных городов эпохи Возрождения Мантую (Mantua) в Италии.
Великолепные архитектурные сооружения и прежде всего герцогский
дворец с его залами и садами образуют подлинные кулисы для трагической
истории Верди.
В «Риголетто в Мантуе» снова звездный тенор и оперная легенда -
Пласидо Доминго, но он не будет петь самый выдающийся оперный хит всех
времен "La donna e mobile" - герцога. Доминго после его сенсационного
успеха в «Симоне Бокканегра» все более часто и охотно исполняет
баритоновые партии и воплотит в этот раз титульную фигуру - Риголетто.
Опера «Симон Бокканегра» с его участием находится здесь: http://intoclassics.net/news/2010-07-28-17018
Витторио Григоло исполняет партию герцога. Молодому
итальянскому тенору уже в 13-летнем возрасте посчастливилось работать с
Лучано Паваротти в опере "Тоска". Через 10 лет он дебютировал в
миланской «Ла Скала». Григоло обладает сияющим голосом, который делает
его желанным гостем в ведущих оперных театрах мира.
Роль дочери Риголетто - Джильды предложена Юлии Новиковой. Она
пожинала восторженные отзовы критики за эту работу в театре "Комише опер"
Берлина. Согласно журналу "Opera News" Юлия Новикова является "точно
тем, что можно ожидать от Джильды".
Коротко о городе, где происходили съемки.
Мантуя (итал. Mantova, ломб. Mantoa, Mantua,
лат. Mantua) — город в итальянском регионе Ломбардия, административный
центр одноимённой провинции. С трёх сторон город окружён затоками реки
Минчо. Покровителем города считается Святой Ансельм.
В 2008 году
исторический центр Мантуи был включён в число памятников Всемирного
наследия человечества. Связано это с отражением в городской планировке и
застройке идеалов итальянского Ренессанса.
Центральное положение в городе занимает Мантуанский собор,
обязанный своим нынешним видом воображению Джулио Романо. Напротив
собора — огромный дворец герцогов, заложенный в конце XIII века и
называемый Реджиа, с редкими по отделке интерьерами вроде «Камеры дельи
Спози».
Помимо собора, среди городских церквей первое место занимает
Сан-Андреа (1472) — шедевр Леона-Батисты Альберти. Ему же принадлежит
церковь Сан-Себастьяно (1460-70). Из средневековых храмов известны
ротонда св. Лаврентия (1082) и церковь св. Франциска (1304).
Среди резиденций дома Гонзага, помимо герцогского дворца,
примечателен замок св. Георгия (1395—1406), который хранит фрески
Мантеньи. Палаццо Раджионе строилось с XIII по XV века. Палаццо дель Те
(1525-35) — вершинное достижение европейского маньеризма, как по
архитектуре, так и по стенописи; спроектировал и расписал его тот же
Романо.
Из культурных учреждений Мантуи замечательна Вергилиевская
академия, при которой в XVIII в. был устроен «научный театр».
Мантуанская библиотека была основана в 1780 г. указом императрицы
Марии-Терезии. Также туристам показывают дома, в которых жили Мантенья и
Джулио Романо.
Музыкальная тема
Вступление. C-moll. Трагическая тема вступления. Повторение
на одной ноте характерно для партии Монтерона. 2-я тема с секундовой
стонущей интонацией. Тема страдания Риголетто. Завершается репризой.
1-е действие. 1-я картина. Бал в доме герцога.
Легкомысленная атмосфера. В центре картины — баллада герцога. Это как бы
его кредо: «Та, иль эта, я не разбираю…». As-dur. Законченный номер.
Куплетная форма. Опора на народные итальянские танцы. Менуэт и Ригодон.
Гости танцуют. Простые (менуэт и ригодон). Ригодон в G-dur. Вдруг
появляется сцена Монтерона. Он появляется, все поражены. Вокальная
партия основана на одной ноте (на лейтмотиве проклятья). Риголетто
издевается над ним. В оркестре — кривлянья шута. Он говорит: «Доверие вы
наше не оправдали…» Велика роль оркестра. Разные ритмические фигуры. В
ответ Монтерон говорит: «Вновь оскорбление! Обиды страшной я не
забуду…». Монтерон проклял герцога и Риголетто. Далее хор придворных:
«Старик полоумный, как смел ты явиться?» Постепенно атмосфера бала
проясняется, и люди забывают об этом происшествии.
2-я картина. Дуэт Риголетто и Спарафучиле. Мрачное вступление —
лейтмотив проклятья. Атмосфера ночи выражена в оркестре. Ум7 аккорды.
Риголетто один. Важен его монолог. Он вспоминает проклятье: «Навек тем
старцем проклят я». Звучит лейтмотив проклятья. Далее разговор c
Спарафучиле. Весь этот разговор — речитатив. Разговор звучит на фоне
оркестровой темы. Далее сцена и дуэт.
Дуэт с Джильдой имеет 4 раздела: 1 (C-dur) — радостный, 2 (As-dur) — поет Риголетто, распевная тема, 3 (as-moll) — взволнованный, 4
(Es-dur) — Риголетто просит служанку беречь Джильду. Очень важно, что
темы Риголетто лишаются угловатости. Музыка благородная, распевная. Далее
дуэт Джильды и герцога — основная тема в B-dur. Это — любовный дуэт.
Далее ария Джильды, которая характеризует её как бесхитростную, наивную,
очаровательную девушку. E-dur. Финал I-го действия. Переговоры
придворных и Риголетто. Мрачноватый. Во время похищения звучит хор
придворных: «Тише, тише». Завершает 1-е действие лейтмотив проклятья.
2-е действие. Открывается тревожным вступлением. Далее ария
герцога в Ges-dur. Появляются придворные (хор), которые сообщают о
похищении Джильды. Сцена и ария Риголетто (№ 12) открывается
песенкой Риголетто, внешне остается характеристика Риголетто — шутка,
изломанная мелодия.
В арии Риголетто несколько разделов: 1-й раздел. c-moll. Обвиняет герцога и его окружение. Большую роль играет оркестр. «Куртизаны, исчадье порока.» 2-й раздел. F-moll. Униженно просит герцога. 3-й раздел. Des-dur. Широкая распевная тема.
Сцена и дуэт Джильды и Риголетто. Рассказ Джильды. Печальная
музыка, окончания фраз как вздохи. Дуэт Джильды и Риголетто. Есть раздел
(Des-dur), который напоминает 3-й раздел арии Риголетто. Последний
раздел — высокий пафос, быстрый.
3-е действие. Вся сцена полна романтических преувеличений.
Для сгущения атмосферы мрака Верди вводит хор, который изображает
завывание ветра. Яркий контраст этой атмосфере — весёлая песенка
герцога,который приходит в дом Спарафучиле к Маддалене. Риголетто
приводит Джильду, чтобы она увидела измену герцога. Образуется квартет:
герцог, Маддалена, Джильда и Риголетто. Яркий пример контрастного
ансамбля, где каждый музыкальный герой получает свою музыкальную
характеристику, контрастную другим.
Квартет. Des-dur. Начинает герцог. Обращается к Маддалене. Он
её обольщает. Ему отвечает Маддалена. Она кокетничает. У Джильды
стонущие интонации со вздохами. У Риголетто фразы полны мрачной злобы.
Риголетто отсылает дочь домой, откуда, переодевшись в мужской костюм,
Джильда должна уехать в Верону. Сам же Риголетто подзывает Спарафучиле и
просит последнего убить герцога, вручая ему задаток. Начинается гроза.
Герцог остаётся в таверне Спарафучиле, который готовится его убить. Но
Маддалене понравился красивый юноша и она просит брата пощадить герцога
«Наш гость, и красивый, и ласковый». Спарафучиле колеблется, ведь он
получил деньги и должен выполнить обещание. Но появляется Джильда в
мужском костюме. Она слышит разговор Спарафучиле и Маддалены, как
Спарафучиле в конце концов решается убить вместо герцога первого, кто
постучится к ним до полуночи, и решается пожертвовать собой ради
герцога. Гроза стихает. Приходит Риголетто. Спарафучиле отдаёт ему
мешок, якобы с убитым герцогом. Риголетто торжествует, но в отдалении
снова слышит «Сердце красавиц...». Открыв мешок, Риголетто увидел в нём
умирающую Джильду. Из последних чувств Джильда просит отца простить
герцога и её. Убитый горем Риголетто восклицает:«Ах! Вот где старца
проклятье!» (Монтерона).
Это очередная работа Андерманна. Мне показалась она более удачной, чем "Травиата" в Версале. Кроме того, Доминго в роли Риголетто небезынтересен. Правда герцог (Григоло) здесь не впечатляет вокалом.
Для фанатов (именно для фанатов) Доминго, может быть, и небезынтересен. Но я слишком люблю эту оперу. Ужас просто. Вокалом тут никто не впечатляет. Да и работа Андермана... Чего стоит хотя бы "Questa quella".
Уважаемый Антон Ну если Вам не нравится, не смотрите Неужели обязательно постить свое недовольство? Не впечатляет никто вокалом (!!!!!) так спойте сами, может получится (ИМХО)
Если Вас автомобиль не устраивает, Вы будете сами делать или скажете, что он плохой и купите лучше? Каждый пусть свое дело делает. Я не могу петь Риголетто, но и лезу его петь. Вот и лучше послушаю исполнителей поинтересней, и, хотя бы, БАРИТОНА в партии Риголетто.
Антон, Вы категорически неправы! Вам дают возможность "забесплатно" ознакомиться с новым спектаклем. Чем отвечаете Вы? Вы совершенно беспардонно начинаете поучать всех подряд и демонстрировать свои претензии к качеству постановки посетителям сайта, которые не имеют никакого желания читать здесь Ваш "бред с распальцовкой". На Вашем месте я бы извинился перед женщинами.
Пока поучаете Вы. Покажите мне пункт в правилах, который разрешает только хвалебные комментарии, а все остальное считается "бредом с распальцовкой". У меня есть свое мнение о этом проекте. Я его в прямом эфире смотрел. И Вы не в праве запрещать мне его высказывать. И меня, знаете, тоже при попытках прочитать мнения о каком-то материале тоже нет желания просматривать "пустые" сообщения со "спасибо" и смайликами. Мне интересны только мнения. Но приходится.
Могу сказать, что небезынтересен был сам проект. Потому и смотрел, и даже записал в исходном качестве со спутника. Но в понедельник запись стер. Не стоит она места на диске.
Партия Спарафучилле - это партия для низкого (НИЗКОГО) баса, а у Раймонди и баса-то никогда не было. Подозреваю, что перед каждым спектаклем он в молодости держал ноги в холоднющей воде, чтоб низ звучал, но потом закалился и с низом было покончено. А там, м.п. нижнее ФА на фермате выписано маэстро Верди. Из итальянцеа это было делать в силах очень немногим, НЭРИ, к примеру. А ту немощь, а не Спарафучиль! К №2 Доминго такой же Риголетто, как Сазерленд, скажем, Кармен или Далила. Смешно и обидно: маразм дал метастазы. Григоло, в общем, неплохо поёт. Я не стал бы его так ругать. Ну не Раймонди (Джанни), не Краус (Альфредо), это ясно. Но - вполне терпимо Джильдв - Новикова так лучше всех. Красивые интерьеры, технически это сделано великолепно. Тут мои аплодисменты (не бесконечные). В общем - развлекуха для тех, кто в имеет в этом деле вкус. Для других, кто попроще - те вкушают эту работу "на серьёзе" - и попутного им ветерка в паруса удовольствия! Кич, если говорить серьёзно.
to Anton: Хм, скажем так, я не собираюсь заострять свое внимание на Риголетто в этой постановке (...и согласна, что баритональные арии должен петь баритон, причем хороший баритон )
Ну я по другому сообщению заметил, кто Вас интересует тут больше всего. Но в этой партии, как по мне, только настоящий профундо может впечатлять. Остальные... Про Григоло уже было сказано. Новикова в целом не плохо пела, но как-то серо. Не особо люблю Сургуладзе, но в итоге она на фоне остальных смотрелась не плохо. Ну и из-за переизбытка крупных планов только бандито с сестричкой и выглядели нормально (правда с ОЧЕНЬ большой разницей в возрасте, как для брата и сестры).
Большое спасибо! Дорогие друзья, должна сказать что для живущих в Италии, передача была чудом так как культура, особенно классическая музыка уже лет десять как исчезла с местных каналов (ну, иногда для чистой совести дирекции RAI, отрывок концерта в 3 или 5 часов ночи!). Остался только "мусор", то есть толк шоу политиков, бандитов над которыми плачут, футбольные драки и безконечные идиотские американские сериалы. Кстати как надоели сериалы на РТР Планете: часами все эти "кармелиты и.т.д.", и всё меньше и меньше передачь с канала Культура. Филь снят замечательным оператором Стораро да и не надо сравнивать с Поннелем: Беллокио сделал приличную постановку ( от него можно было ожидать всякие странности). Ещё раз Доминго и Реймонди показали своё мастерство как актёры и Юлия Новикова обаятельная Джильда!
Красивый фильм и снят качественно!!! НО...музыкальная часть жутко хромает, то солист не там вступил, то вообще целую фразу не спел, то хор не вместе спел, что очень странно для студийной записи! Подобная грязь возможна в спектакле, но в студийной записи не допустима...можно ведь переписать, подчистить... НЕ ПОНЯТНО!!!
А я тоже согласен, что вокалом никто не впечатляет. Это просто мюзикл наверное. Я тут смотрел и слушал Корелли и почему то думаю, что сейчас голоса куда то подевались, читал, что старая итальянская школа вокала уже не существует. Старые мастера просто супер. Не только Корелли, а их было очень много. А Тито Гобби в роли Риголлето супер, да хотя бы наш Магомаев, хотя он был эстрадным певцом
Но все равно посмотреть стоит. Я никого не критикую, просто слушаю старых мастеров и удивляюсь, ВОТ ЭТО БЫЛА ШКОЛА!!! У меня много дисков с Корелли хотел бы выложить, да не знаю как Григоло считается поп певец. У меня есть его попсовый диск, очень классные итальянские песни, но для оперы нужно нечто большее, этоже опера, а для мюзикла нормально, красиво. Жалко, что нет старой итальянской школы вокала, Корелли вообще 7 лет только искал как правильно использовать свой голос,хотя продолжал петь. Интересно все это просто класс
1. (avigdor44) (Вчера 23:44) В Мантуе! 2. alex7 Tsepota (alex7) (Сегодня 00:25) Я тоже запнулся на этом слове. А если вести речь о Венеции? Спорный момент, надо поднимать подробные словари географических названий. Спасибо, что среагировали.
3. medved (toptygin) (Сегодня 12:10) Конечно, в Мантуе. Существительные на -я и на -ия склоняются по-разному. Последние в дательном и предложном падежах имеют флексию -и. http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html
4. leone elle (leonelle13) (Сегодня 14:01) Ну,вот опять тот же текст...Где Вы берёте эту теоретическую дезинформацию? Для кого пишите? Нет там Увертюры,нет и быть не может! Для неё нужна сложная 3-х частная сонатная форма.Вступление это.
5. почитатель (kubra) (Сегодня 14:45) Если уж придираться к теоретической части, то 3-частная форма и сонатная форма - это не одно и тоже. Но в "Риголетто" действительно короткое вступление. Сейчас объединю посты и исправлю.
6. (nixelle) (Сегодня 15:27) Скорее всего у leone elle просто выпал союз "или" от волнения. Сложная трёхчастная ИЛИ сонатная форма
7. Константин (Furtwangler) (Сегодня 15:40) Судя по выложенному фрагменту Доминго никакой Риголетто,а тенор из разряда певцов для партий "кушать подано".
Мадам! Не было у меня никакого "элипсиса" от волнения. И я не путаю Простую 3-х частную форму со Сложной 3-х частной, в которой пишется сонатное аллегро. Целую ручки! )))
Я хоть и не мадам а жентельмен - но спасибо за уточнение. Хотя и позволю себе с Вами не согласиться - эти формы суть явления разные, и в доказательствах это не нуждается.
Но ссылки на справочный материал, буде понадобится, могу привести.
Видимо товарищ решил раз есть экспозиция,разработка и реприза,то они и составляют "сложную" трёхчастную форму.Забавное умозаключение.Кстати для увертюры эпохи романтизма она совсем не обязательна.Вспомним, например, увертюру того же Верди к "Силе судьбы".И какая там трёхчастная,а тем более сонатная форма? А если в сонатной форме есть ещё и вступление с кодой как в Бетховенских Леонорах,да и ещё много где,они должны тогда рассматриваться автоматически как четырёх-пятичастные формы?
Ой, как интересно все поругались! Хотя исполнение Доминго партии Риголетто не стоит выеденного яйца - это профанация и старческий маразм, простите.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".