да и постановка туда же! Причем в блистательных записях "Эрнани" недоставка нет. А здесь все заняты не своим делом, или же, как Гяуров - просто в плохой форме.
из видео - однозначно не самый, хотя постановка своеобразна, скажем так, -их всего раз-два и обчелся. Из Мет есть на терекре, и не один. Но вокал здесь - на 4 с бооольшим минусом, если не на 3
А я предпочитаю с Монако и Христовым, хотя, в общем, что Корелли, что Монако вокально изумительны. Дель Монако предпочитаю за фразировку, напоминающую своей выразительностью и силой микельанджелеский резец.
Боже спаси! Старая Сазерленд с явными признаками вокального увядания, да и Верди ее коньком не был никогда, Паваротти поющий не свою партию, да и тоже не первой свежести, вялый Бонинг, Нуччи хорошо, но куда ему до Бастианини. Тембра-то никогда не было. Сильвы просто нет. "Бутылочный", зажатый голос. А как же интрига?
Неубедительно. Паваротти в расцвете сил, поет прекрасно. Кто сказал, что это не его партия? Лично мне достаточно одной фразы ("Nel momento in che Ernani vorrai spento, se uno squillo intenderà tosto Ernani morirà"), чтобы убедиться в обратном. Не знаю, сколько лет тут Сазерленд, но я бы дал меньше Во всяком случае, слушать ее приятнее, чем современных клонированных сопран. Насчет конька - практически все, что ей подходит у Верди по голосу - она пела (Амалия в "Разбойниках", Джильда в "Риголетто", Леонора в "Трубадуре", жрица в "Аиде", сопрано в "Реквиеме" и, конечно, Виолетта), и пела, ИМХО, очень хорошо. Эльвира - вполне себе белькантовая партия. Если Нуччи и проигрывает некоторым в красоте тембра, то выигрывает во фразировке, артистичности и музыкальной культуре, а конкретно у Бастианини в конкретной партии - еще и в лиричности (сравните хотя бы "Vieni meco, sol di rose" у обоих). Насчет "бутылочности" Сильвы - просто откровенный поклеп, даже обсуждать нечего. Вообще запись очень живая (несмотря на то, что студийная ), прекрасные оркестр и хор. Короче, из всех прослушанных эта - моя любимая.
думаю Нуччи был бы счастлив, услышав, что он может выигрывать в чем-то у Бастианини. Сазерленд, чей голос звучит здесь откровенно старчески (она оставила сцену через 4 года) никогда не была убедительна в Верди. Да, она пела Виолетту (скучно) и Джильду (хорошо), только среди ее современниц как минимум десяток делали это много лучше, теплее, ярче и убедительнее. Жрица в Аида - о да, вот это партия! Реквием и Леонора - нудьга, хуже Реквием только у Шварцкопф. Это Мессию она поет гениально, но Реквием - другая музыка. Но Сазереленд и Паваротти - великие певцы, пусть даже здесь не на месте. Бурчуладзе - вообще певец не этого уровня, профессиональный, но не более чем средний, коих десятки, как и большинство российских певцов его и следующего поколения в итальянских операх. И наконец Эрнани - партия для драм. тенора. Да, Паваротти пел и Манрико,и Калафа - только зачем? Красок голоса у него на эти партии нет. И масштаба голоса нет. Поэтому и характера нет. Эрнани это не лирика, это драма.
Ах так? — воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: — История рассудит нас. P.S. Назовите свою любимую запись, пожалуйста.
Уже называл. Монако, Черкветти, Баситанини, Христов. И Миторопулос, что немаловажно! Ансамбль и драма. И безупречный вокал. На фоне этих гигантов в расцвете сил бледнеют все, ходя много хороших Эрнани. Великолепно поют Прайс и Корелли также, но там слабее низкие голоса. А уж сравнивать четверторазрядный окрестр Уэльской национальной оперы (это как Стасик) и вечное ум-ца-ца Бонинга чтобы жене было удобно во всех записях, с мэтрами, записывающими Эрнани ранее просто странно.
Специально переслушал. Остаюсь при своем мнении. Да, Дель Монако и Бастианини - большие/выдающиеся/великие/гениальные/подставить хвалебный эпитет по вкусу певцы (что, в общем, ясно и без переслушивания ), но в конкретных партиях мне больше нравятся Паваротти и Нуччи. Почему? У них шире палитра эмоций, больше красок в голосе - следовательно, образы, ими создаваемые, получаются рельефней и богаче, сложней и жизненней, в то время как первые двое выдают только пафос и благородство в слоновьих дозах (ну и голос, конечно). Маловато будет! Но это все, конечно, имха и вкусовщина. Поехали дальше. Совершенно не вижу (точнее - не слышу), чем Черкветти лучше Сазерленд, а что у последней красивее тембр - думаю, согласятся все. Впрочем, если кто-то популярно объяснит, чем так хороша Черкветти - буду очень признателен. Ну и главное разочарование - конечно, Христов. На редкость серое, блеклое, невыразительное, плоское исполнение. Красивейшую арию из первого акта просто испортил >( Такое впечатление, что не понимает, о чем поет. Может быть, Бурчуладзе певец и не такой крупный, но здесь он просто на голову выше. Для меня это бесспорно. Ну и насчет оркестра. Может быть, в Уэльсе он четверторазрядный, но играет чисто, мягко и (как бы покрепче выразиться) медитативно, что ли. По крайней мере, мне нравится В то время как Флорентийский ничем особенным не запомнился. Опять же, буду благодарен тому, кто докажет обратное.
31 Дмитрий, доказывать Вам лично - бессмысленно, как всякому человеку, который имеет свои пристрастия и не способен абстрагироваться от них. Если говорить о голосе Черкуэтти, то это сопрано центральное: большое, красивое, широкое, чувственное, тёплое, хоть и не идеально обработанное. Это сопрано для Леоноры (любой, включая и бетховеновскую), Аиды, Тоски, Елизаветы, Сантуцци, Одабеллы, Макьбет, Елены, и так далее и так далее. Один из случших голосов такого плана в своё время. Она, к сожалению, по болезни рано покинула сцену. Сазерленд и близко к ней не могла подступиться как раз в силу того, что она имела сопрано достаточно большое, но высокое, пусть и не чисто колоратурное. Назовём её условно "абсолютным", но именно условно, ибо абсолютное сопрано могла петь и Макбет и Джильду и даже Лакме с её высоченной тесситурой. Т.е. абсолютное сопрано - это певица типа Патти, которая блистая в операх Россини и Доницетти, пела и Аиду в том числе. Что за Сазерленд не замечено. Сазерленд пела, особенно в первых 15 лет карьеры, чисто колоратурный репертуар, даже без исключений. И правильно делала, судя по её певческому долголетию, хоть и не безупречному к концу карьеры (тут и качание, и отсутствие дикции, и звук весь в затылке - сверху донизу). Когда после этих полутора десятков лет голос её окреп, то она уже не могла с прежней лёгкостью петь кружевные пассажи Генделя, Беллини и Доницетти, а посему перешла (умнО, ничего не скажешь!) на партии лирического и широкого лирического сопрано (те же РАЗБОЙНИКИ). Но из этого репертуара она (как Нетребко, прошедшая ускоренными темпами тот же путь) не вышла и не посягнула на партии для драм.сопрано. Так что их сравнивать никак нельзя. Примерно как Лемешева и Атлантова. Да, вот добрался я до Ваших строк о Христове и сижу в раздумье: ну как слепому объяснить красоту Кёльнского собора? И есть ли смысл человеку, всю жизнь евшему репу, подать к столу артишоки ? Это касается и Нуччи, и Паваротти, у которых "больше красок". Я, если честно, считаю, что в ранних операх на первом месте не слово, а музыкальная фраза, её красота и настроение. Лирика у Героя - это не лирика Поэта. Меньше детализации - больше настроения, чувства, если грубо... Кстати, именнно так подаёт Верди великий (кто-то не согласен?!) Митропулос.
Христова иногда (и иногда справедливо) упрекают в чрезмерном пафосе своих героев, были у него временами (не здесь) и вокальные проблемы, красивейшему голосу недоставало подвижности, но ни один из басов второй половины 20 века в вердиевском репертуаре не обладал такой фразой и вниманием к слову, не лепил такой выпуклый и яркий образ. Если люди этого не слышат - пусть слушают Раймонди и Бурчуладзе. Кому Микеланджело, кому - Глазунов.
24. Вам, как истовому поклоннику Верди, вообще-то должно быть неловко писать фразы типа "достаточно одной фразы" - тут далеко можно зайти. По одной, даже гениальной, фразе судить об исполнителе невозможно и неверно: Фишер-Дискау в РИГОЛЕТТО (несомненно, Вам хорошо известный комплект) чУдно поёт речитативы, но увы! - в кантиленных местах, в местах, где надо показать верхние ноты, где, собственно, ВЕСЬ характер Риголетто (монолог, дуэт с Джильдой, сцена и ария, Клятва (Вендетта) и финал - его пение, лишённое этих качеств, так неубедительно, что говорить об этой записи серьёзно могут только записные фанаты этого певца. Паваротти - один из любимейших моих теноров. Но это не позволяет мне говорить о том, что в ЭРНАНИ он на своём месте. Лирик чистейший воды, чувственный и и не лишённый экзальтации, Лучано был выдающимся исполнителем прежде всего музыки Доницетти, что он сам охотно признавал и о чём говорили критики всё то время, когда Паваротти был в активной творческой форме. Вот уж где, так именно там он был на своём месте!! Хотя, мне в ЛЮЧИИ, порой не хватает темперамента Паваротти; в сцене Эдгара и Энрико "Qui del padre ancor respira" я предпочитаю Джанни Раймонди, который в этом красивейшем номере оперы (часто, к сожалению, выпускаемый!) превосходит не только великого Паваротти, но и не менее великого Карло Бергонци - насомненно лучшего Эдгара в новейшей истории по признанию критиков всего света. Это не значит, что я не люблю записей ЛЮЧИИ с участием Паваротти (у меня их четыре или больше, не помню), разумеется. Но это так, между строк. Возвращаясь же к ЭРНАНИ, нужно отметить, что пафос героев, отнюдь не условный, абсолютно чужд Паваротти. Пафос, трагизм были чужды дарованию этого великого тенора. Из числа "скелетов в шкафу" Паваротти - Канио, Манрико, Турриду, Шенье, Отелло, Радамес, Дон Карлос, Калаф, Каварадосси... Ну и Эрнани. Эрнани - герой, человек высоких страстей, чуть не шекспировских. И тут требуется голос и масштабный и мужественный по окраске, чего у Паваротти не имелось в наличии. Сазерленд, при всём её величии, - певица холодная: тембр её голоса, её темперамент хороши для Доницетти, Генделя, Беллини (исключая Норму), но отнюдь не для Верди. Я, кажется, не упомню ни одной вердиевской записи Сазерленд, где бы её пение, формально сказочно-безупречное, тронуло меня. Нуччи. Нуччи - великолепный вокалист и превосходный мастер, но при всём при том он певец прежде всего ХАРАКТЕРНЫЙ. Вот Белькоре, вот Риголетто, вот Скикки и так далее - это да, да, да. Тут качество материала (прежде всего - тембра) не играет "большого рояля". Но в партиях кантиленных, в партиях благородных отцов, королей, всевозможных маркизов и инфантов - мне нужен певец с голосом Херли, Таддеи, Бастьянини - голоса маслянистые, чувственные, кантиленные, полнозвучные... А Бастьянини - это певец... я даже затрудняюсь его охарактеризовать. Кто слышал запись ФАВОРИТКИ или, скажем, ДОНА КАРЛОСА при его участии, тот не может отрицать, что голос у Бастьянини "царский", божественный. Поэтому сравнивать с кем-либо Бастьянини - заведомо проигрышное дело. Бурчуладзе - в общем, большой голос, ничем меня не пленявший никогда.
Давненько мы с Вами не дискутировали, я уже соскучился По пунктам: 1. Насчет неловкости. Естественно, речь идет о самой характерной фразе, квинтэссенции образа. Можно, наверное, выбрать и другую, но мне запомнилась эта. Как ее поет Дель Монако? Торжественно, с полным осознанием важности момента и ответственности за свои слова. Правильно? - Конечно, правильно. Красиво? - Еще бы нет! Но разве это все, что можно выжать из этой фразы, все, что вложил в нее композитор? Что добавляет Паваротти (сохраняя при этом все вышеперечисленные плюсы)? Во-первых, скорбь (особенно слышно в первых словах: "Ecco il pegno"). Во-вторых, обреченность (особенно в конце: "Tosto Ernani morira"). И, наконец, высокий трагизм (он заключен уже в самой ситуации, но еще сильнее подчеркивается интонационно и музыкально). В результате одна-единственная фраза сплетает центральный сюжетный узел, причем для слушателя уже (во втором акте) очевидно, что узел этот просто так не рассосется, что роковой финал неизбежен. Примерно так я это слышу и понимаю 2. Оффтоп про Фишера-Дискау. Совершенно не помню чудных речитативов, зато прекрасно помню общее безотрадное впечатление от этой записи, так что присоединяюсь. 3. Насчет лирика. Даже странно слышать такое от Вас. Чистый лирик не споет Отелло в принципе. Да, это было один раз, да, это было в студии, да, это многие считают творческой неудачей (хотя я другого мнения) - но это было! Ну и из веристского списка - неужели все так плохо? ИМХО - Канио, Каварадосси, Пинкертон вполне на уровне, а Радамес - так просто великолепный, один из моих любимейших. Так что я бы не стал так формально подходить к этому вопросу. А то, что веризм он поет как бельканто - уже вопрос вкуса. Разве для выражения аффекта обязательно нужно орать? По-моему, необязательно. Насчет Доницетти - наверное, нетрудно найти и статистику выступлений, но, по-моему, и так очевидно, что Паваротти пел Верди в разы больше. Признаниям и критикам не верю, пруфлинки в студию! 4. Ну и непосредственно по теме Что Эрнани - герой шекспировских страстей - это ясно. Но это в драматическом в плане, а в музыкальном? Откровенно драматична только выходная ария, а дальше уже идет активное разбавление лиризмом. Опять же, драматизм Верди (раннего Верди!) - отнюдь не веристский драматизм, и дубовый тенор, гвоздящий верхние ноты, тут не нужен. Не знаю, что не так у Паваротти с мужественностью, но с масштабом вроде все в порядке, так что Эрнани петь он может. Неверующие могут послушать и убедиться Думающие, что Паваротти чужд пафос, могут послушать Радамеса и тоже убедиться. Или не убедиться. Уфффф! Поехали дальше. Давно уже слушал вердиевские записи с Сазерленд, так что уже не помню, трогает она там или нет, но здесь она вполне на месте. Общей картины точно не портит. Разве что излишне меланхолична - но это на любителя. По поводу Нуччи и Бастианини - очень хорошо сказано! Только немного уточню. Если брать концертную программу, составленную исключительно из хитов - тогда безусловно, сравнивать кого-то с Бастианини будет очень трудно. Но партию целиком - большую, сложную, талантливо написанную партию - уже почти невозможно вытащить только за счет красоты голоса и благородства тембра. Нужна игра (в самом широком смысле), фразировка, логические ударения и т.д., иначе будет беспросветная тоска, мрак и ужос. Вот с этим (с игрой, а не ужосом) у Нуччи как раз полный порядок, а у Бастианини - похуже. Поэтому первого слушать интересно всегда, в любом репертуаре, а второго - нет. И партии Верди (даже королей и дожей) весьма характерны - то есть представляют сложные и противоречивые характеры, обуреваемые сложными и противоречивыми страстями. Родриго из "Дона Карлоса" (которого Бастианини спел замечательно, полностью согласен) и Жермон из "Травиаты" - явные исключения. В общем, я ставлю осмысленное и прочувствованное исполнение выше голой вокализации, хотя бы и самой виртуозной. Ну и пара слов за Бурчуладзе. Чем-то неуловимым он мне симпатичен. Может, напором бульдозера, может, по контрасту с прочими Сильвами, а может - просто из-за квасного патриотизма. Не знаю, но не отметить не могу.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".