Просматривая Погружение обнаружил, к своему удивлению, что, за исключением единичного поста, основополагающие сочинения Копленда на Погружении не представлены. Я имею в виду главным образом его балетно-симфоническую музыку, созданную во второй половине 30-х и на протяжении 40-х годов и сделавшую его знаменитым в США, а затем принесшую известность и в остальном мире, чему способствовала и большая доступность музыкального языка этих сочинений (явление, типичное в эти годы для многих композиторов 20 века).
Не могу похвастаться хорошим знакомством с американской музыкой в целом, но роль Копленда в ее развитии по весомости его вклада и, в особенности, благодаря характеру его музыки можно, на мой взгляд, приравнять к роли композиторов Могучей кучки в становлении русской классической музыки. Параллели тут весьма очевидны: и опора на американский фольклор, и тесная связь с историей страны, начиная от эпохи американских пионеров и по Вторую мировую войну включительно. А вместо восточной экзотики у кучкистов – увлечение Копленда латино-американской музыкой (мимо джаза Копленд тоже не прошел, но американо-негритянский фольклор остался уделом Гершвина).
В конечном счете я решил выложить все четыре имеющихся у меня диска, предоставив погруженцам право выбора благодаря подисковой организации архива.Ниже привожу содержание этих дисков.
A
[01-08] Appalachian Spring
[09-12] Rodeo
[13-20] Billy the Kid
[21] Fanfare for the Common Man
New York PO / Leonard BERNSTEIN
Rec. 1959-61 & 1966 [21]
B
[01] El salon Mexico
[02-04] Dance Symphony
[05] Fanfare for the Common Man
[06-09] Rodeo
[10-18] Appalachian Spring
Detroit SO / Antal DORATI
Rec. 1981 & 1984 [10-18]
C
[01] Billy the Kid
[02] Appalachian Spring
[03-06] Rodeo
San Francisco SO / Michael TILSON THOMAS
Rec. 1999
D
[01] Prairie Journal
[02-05] Rodeo
[06] Letter from Home
[07-13] The Red Pony
Buffalo PO / JoAnn FALLETTA
Rec. 2005
Kратко o представленных сочинениях в их хронологическом порядке:
Dance Symphony (1930)
Основана на переработанной музыке первого балета Копленда "Grohg” (1922-25), написанного во время его пребывания в Париже и занятий с Надей Буланже (диск В). В нумерацию симфоний Копленда не входит.
El salon Mexico (1936)
Отражает впечатление Копленда от посещения танцевального зала с этим названием во время его пребывания в столице Мексики в 1932 г, с использованием услышанных там мотивов и ритмов (диск В).
Prairie Journal (1937)
Написано по заказу радиокорпорации Коламбия для трансляции по радио в исполнении ее оркестра (следует учесть, что в те годы музыка транслировалась в основном из студии в живом исполнении). Копланд назвал это сочинение очень сухо - «Музыка для радио» (в 1925 г он написал «Музыку для театра», исполненную Кусевицким). Радиостанция устроила среди слушателей конкурс на название для этого сочинения и выбрала из всех предложений заголовок «Сага о прерии». Копланд предпочел более скромный вариант «Дневник прерии». (Пример того, когда музыка первична, а название – вторичнo, или даже не принадлежит автору) (диск D).
Вilly the Kid / Малыш Билли (1938)
Исполняется сюита из музыки балета в 8 частях (диски А и С), но на диске С (безобразие!) – без деления на треки. Действие происходит в прериях Техаса, вблизи мексиканской границы.
Названия частей достаточно красноречивы: 1. Вступление. Пустынная прерия 2. Улица пограничного городка 3. Мексиканский танец и финал 4. Прерия. Ночь. Игра в карты 5. Перестрелка 6. Празднование (после поимки Билли) 7. Смерть Билли 8. Снова пустынная прерия
Первый балет Копленда, получивший признание. Герой сюжета – реально существовавший преступник, из ряда неуловимых. B последствии, естественно, романтизированный. Прекрасный материал для вестерна. Уже после выхода балета на этом материале было сделано несколько фильмов (не путать с «Бонни и Клайд»). В музыке балета использованы, не в слишком явном виде, несколько ковбойских песен, названия которых приведены в буклете А.
Rodeo (1942)
На всех 4-х дисках записана сюита из балета с подзаголовком
«Четыре танцевальных эпизода»
1. Ковбойский праздник
2. Ночь в корале
3. Вальс в субботний вечер
4. Общий танец (Hoe-Down)
Сюжет из жизни ковбоев, интрига строится вокруг «cowgirl», пытающейся, несмотря ни на что, достичь равноправия среди парней. Копленд снова использует ковбойский фольклор, особенно заметный в зажигательном финальном танце. Отмечается, что мелодия медленного вальса в третьем эпизоде принадлежит Копленду.
Fanfare for a Common Man (1942)
Фанфара в честь простого человека
(для медных инструментов и ударных)
Дорати исполняет оригинальную версию, а Бернстайн – вариант, включенный Коплендом (как часть IV) в его Симфонию №3 (1944-46), в которой начальный мотив «Фанфары» служит также лейтмотивом симфонии.
Letter from Home / Письмо из дома (1944)
Написано Коплендом в разгар военных действий на Западном фронте. Привлекает узнаваемой коплендской лирикой (диск D)
Appalachian Spring (1944)
(о переводе названия см. комментарий 1; диски А, В, С)
Ниже привожу обозначения частей сюиты из музыки балета с пояснениями композитора (в скобках):
1. Very slowly (Преставление, по одному, действующих персонажей)
2. Fast / Allegro (Начало действия – с чувством возвышенной религиозности)
3. Moderato (Дуэт невесты и ее избранника – сцена нежности и чувств)
4. Quite fast (Ревайвалист и его паства; в народном стиле, с намеками на кадриль и
деревенских фидлеров)
5. Still faster (Сольный танец невесты – предчувствие материнства; сочетание чувств радости, страха и чуда)
6. Very slowly (Реминисценция музыки вступления)
7. Calm and flawing – Doppio movimento (Сцены повседневной жизни невесты и ее мужа-фермера. 5 вариаций на тему гимна шейкеров "The gift to be simple”, мелодия которого используется почти буквально)
8. Moderato – Coda (Сцена новоселия. Невеста занимает свое место в ряду своих соседей. В заключение пара остается одна в своем новом доме. Засурдиненные скрипки приглушенно играют молитвенный хорал. Заключение напоминает о музыке вступления ). Последний из трех «американских» балетов Копленда и, вероятно, самый знаменитый из них. В 1943 г Копленд получил от известной балерины Марты Грэхем заказ на «американский балет». Копленд писал, что намеривался сочинить музыку, отвечающую стилю этой балерины. Действие происходит около 1830 г в религиозной общине. Копленд опирался на фольклор той эпохи, в частности, религиозной секты «шейкеров». Музыка была написана для ансамбля из 13 инструментов, где, кроме струнных, были еще флейта, кларнет, фагот и ф-но.
Балет получил известность в виде сюиты из 8 частей, аранжированной Коплендом в 1945 г для полного оркестра, при составлении которой, как указано в предисловии партитуры, из музыки балета было опущено то, что представляет преимущественно хореографический интерес. В исполнении Бернстайна и Дорати (и всех остальных, известных мне) звучит именно Сюита 1945 г. В случае записи Тилсон-Томаса ситуация иная. В свое время я заказал этот диск, прочтя в аннотации, что музыка балета исполняется полностью и полагая, что я услышу балет в оригинальном звучании камерного ансамбля. Но оказалась, что есть авторская оркестровая версия всего балета, которая и записана на диске С. Основное отличие сводится лишь к одной, но довольно длинной сцене бурного характера (вмешательство Ревайвалиста), предшествующей завершению балета. Так что теперь у всех есть возможность убедиться в правоте Копленда, решившего не включать эту сцену в сюиту. В дополнение ко всему, весь балет записан на диске С одним треком!
The Red Pony / Рыжий пони (1948)
Сюита из музыки к фильму по одноименной повести Стейнбека (диск D). По чистой случайности, я этот фильм видел в Бостоне в 1981 г. Меня поразило, насколько музыка Копленда к этому фильму отличается от ожидавшейся мной пытки обычным для Голливуда «шмальцевым» музсопровождением.
Отмечу, что это второй фильм по Стейнбеку с музыкой Копленда. Первый, «О мышах и людях», и с тем же режиссером, вышел еще в 1939 г, и Копленд был отмечен номинацией за музыку, но сюиту из нее не сделал.
Еще о «Весне в Аппалачах» 1) Название, данное Коплендом балету, было предельно просто: «Балет для Марты». Ознакомившись с музыкой, Марта Грэхем предложила для балета название поэмы «Appalachian Spring» одного американского поэта, а «Балет для Марты» стал подзаголовком. Все было бы хорошо, но слово Spring имеет два значения –«весна» и «родник». В поэме подразумевался именно «родник», но публика предпочла «весну». (Позднее, по признанию Копленда, его забавляло слышать чье-либо признание в том, сколь ясно он «ощущает весну» в этой музыке.) Разумеется, весна восторжествовала и в общепринятом русском переводе «Весна в Аппалачах». 2) Удивительно, но несмотря на нынешнее обилие (или даже изобилие) камерных оркестров, я не встречал дисков с музыкой «Весны в Аппалачах» в оригинальной версии. Остается лишь ю-тьюб, где ту же сюиту исполняет Sidney Camerata (ансамбль, выглядящий весьма молодежно, включая дирижера): https://www.youtube.com/watch?v=CJYVH_kZkOk Кроме того, можно послушать гимн шейкеров “Simple Gifts” в исполнении молодой Джуди Коллинз 1963 г: https://www.youtube.com/watch?v=fnpwiMTVkxI или в исполнении ансамбля мило пританцовывающих девочек в платьицах той эпохи (с текстом оригинала в титрах): https://www.youtube.com/watch?v=CLAnuG1340g
Забыл пояснить, что Revivalist - в данном случае священник, призывающий к обновлению веры и церкви. Отсюда и его конфликт с консервативной сектой шейкеров, отколовшейся ранее от квакеров. В настоящее время эта секта в Штатах практически сошла на нет.
"Весну в Аппалачах"( или ее части), я аккомпанировал хору в американских гастролях, и музыку помню...но коль это балетная музыка. то что же мы тогда пели-играли?
У Копленда есть несколько хоровых сочинений с сопровождением ф-но. Например: Songs of the Guerrillas для баритона и мужского хора The Younger Generation для смешанного хора
Это явно не те, в названии фигурировала "Весна", возможно, некая обработка. Послушал музыку балета-и там этого нет. А песня была душевная...хористы говорили-ты так это сыграл, что шеф тебе обязан повысить гонорар...
Сам балет я не видел, и не стремлюсь увидеть, разве что запись с самой Мартой Грэхем (вряд ли она есть), но то, что Вы описываете, похоже на осовремененую интерпретацию. Не говоря уж о том, что сама музыка контрастов избегает, а доминирует в ней лиризм.
Ну, это либретто такое в балете. Кстати, я когда-то интересовался творчеством Копландом в общем и скажу, что по уровню дарования он уступает Барберу - своему конкуренту. У Барбера музыка повыпуклей и изобретательней будет, Копланду же не хватает оригинальности и свежести.
Барбер оригинальнее Копленда? Не думаю. Когда слышу по радио Копленда, сразу узнаю его. Барбера - вряд ли. А одаренность как таковая - как ее оценить, если не через музыку?
Вы думаете? Барбера я знаю еще "с пеленок", а Копленда познал уже довольно поздно, - может быть, в этом дело. Иногда первые впечатления сильнее, чем последующие. А потом я сужу по инструментальным концертам, которые у Барбера блестящие (форт. и скрип. концерты), форт. соната очень хороша. У Копленда же я не помню ничего подобного.
Да я, собственно, ни в коем случае не хочу принижать музыку Копленда, все сравнения имеются в виду только с Барбером. А насчет двух геев.... в Америке - да, наверное, половина всех известных композиторов - действительно геи.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".