Франц ШУБЕРТ
Соната №18 соль мажор D894 Соната №21 си бемоль мажор D960
Григорий СОКОЛОВ
Записи выступлений в Хельсинки, август 1992 г
В своих поздних Сонатах Шуберт, как никто другой из его современников, погружается во внутренний мир человека, открывая в нем страшные бездны. Контрасты света и мрака постоянно присутствуют в этой музыке. Соната Ф.Шуберта соль мажор D. 894 соч. 78 создана в октябре 1826 года и озаглавлена автором «Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto». Вопреки названию 1-я часть уложена в схему достаточно традиционного сонатного allegro, вот только музыка совсем другая. Главная тема поражает своей статикой, мертвенным покоем. Певучая побочная постепенно приобретает черты вальса, оплетаясь в кружево легких пассажей, но и это не нарушает впечатления оцепенения. Разработка резко вторгается грозным минором, и, несмотря на возврат певучих интонаций побочной темы, завершается на трагической ноте, вводя в репризу. Andante ре мажор содержит две темы. Первая - спокойная, певучая и классически завершенная. Вторая минорная тема вторгается как Командор в обитель Дон Жуана. Угрозы и слезы в ответ, снова угрозы и слезы. Гармонии неустойчивые, тональная окраска постоянно меняется. И как ни в чем не бывало, как гостья, вновь приходит светлая первая тема. Но ее прерывает новая атака трагической музыки. Возвращение в конце первой темы уже не способно разрушить общего ощущения слома. Третья часть – грозный си-минорный Менуэт с нереально хрупкой серединой. И, наконец, завершающая часть, полная созидательной энергии. «Всё дальше и дальше!» - словно зовет нас эта музыка. Wohin? – Куда? Соната си бемоль мажор D. 960 (1828 год) – последняя и наиболее известная Соната Шуберта. Ее первая часть Molto moderato далеко выходит за рамки традиций классицизма, полная певучих мелодий, она переменчива, меняются краски, настроение, происходят неожиданные тональные сдвиги и смены формы движения. Но у этого потока есть грозный и неумолимый страж: неоднократно являющаяся тихая, но грозная трель в басовом регистре, которая останавливает движение. Вторая часть Andante sostenuto до диез минор написана в трехчастной форме. Обрамляющие разделы очень печальны, середина полна надежды. Но все плохое остается позади! Третья часть, Скерцо, полна радости, а середина ее озадачивает острыми синкопами. И финал, Allegro ma non troppo, полон радостного движения. Только вторгается в этот поток стремительная грозная минорная тема, но напряжение рассеивается, и кажется, что всё хорошо. На сайте «Погружение в классику» выставлялись Сонаты Шуберта и в других замечательных исполнениях (Кемпф, Рихтер, Ушида, Горовиц и др.). Любая хорошая музыка, а музыка Шуберта в особенности, – это музыка для интерпретатора, и каждый из великих музыкантов находит в ней свои грани, свой мир. YeYe
(Все тексты принадлежат первовыкладывателю)
FLAC (257 MB)
BOOKLET (3.7 MB)
Бывший материал участника brahms117
|