Эркки Мелартин родился в сельском округе Кякисалми в Карелии в 1875. Хотя еще в раннем возрасте он уехал из родных мест для учёбы в Хельсинки где и провёл большую часть жизни, Мелартин в основе своей Карельский композитор. Он часто подчёркивал это, используя Карельские мотивы в своей музыке. Список его произведений довольно обширен: всего 189 опусов объединяют в общей сложности почти 1000 композиций. Действительно много, особенно учитывая очень слабое здоровье Мелартина, проводившего много времени на лечении в санаториях.
Кроме этих шести симфоний, Мелартин написал поствагнерианскую оперу "Айно" (1909), многочисленные хоровые и сольные песни, театральную и камерную музыку, великолепный концерт для скрипки. Возможно также, что Мелартин мечтал достигнуть волшебного числа девять в своих симфониях, но седьмая и восьмая остались лишь в нескольких набросках, а девятая существовала на момент его смерти только в списке будущих композиций.
"Благодаря" своей плодовитости Мелартин часто воспринимался как салонный композитор, возможно из-за его многочисленных беззаботных миниатюр. Это большая несправедливость: все его произведения демонстрируют твёрдое техническое мастерство, независимо от формы или выражения.
Мелартин был неустанным искателем, вобравшим в своё творчество различные влияния: его музыка несёт в себе влияние Брукнера и Малера, а также бурного импрессионизма Дебюсси. Модернизм 1920-х также оставил свой след: более поздние работы композитора содержат черты экспрессионизма, подвергая сомнению позднеромантическую тональную среду его ранних работ. Однако, классический контрапункт и народная музыка оставались существенными чертами его работы в течение всей жизни. Кроме сочинения музыки, Эркки Мелартин в течение 25 лет занимал пост директора в Хельсинской Консерватории (позже Академии Сибелиуса). Был также живописцем-любителем и даже провёл две персональные выставки.
Erkki Melartin (1875-1937). The six symphonies. Tampere philharmonic orchestra. Cond. Leonid Grin CD1+booklet+CD2+CD3 http://files.mail.ru/DNR5MIDNR5MIDNR5MIDNR5MIDNR5MIXX
Влияние Густава Малера очевидно в симфониях Мелартина, и неудивительно: композитор учился в Вене на рубеже веков, в то самое время когда Малер был на пике дирижёрской карьеры. Несколько лет спустя сам Мелартин дирижировал первым исполнением музыки Малера (Анданте 2-й симфонии) в Северной Европе. Симфонии Мелартина, как и Малеровские, содержат различные звуковые эффекты, пафос позднего Романтизма и граничащие с банальностью народные мотивчики. Как и Малеру, Мелартину удалось обратить банальность в преимущество благодаря чистой искренности. Первая Симфония была закончена в 1902, но премьера её состоялась лишь в следующем году: Мелартин был осторожен - сознательно или подсознательно - ведь он шёл по стопам Сибелиуса, дебютировавшего в роли симфонического композитора всего несколькими годами ранее. Хотя симфония была очень хорошо принята, композитор в 1905 внёс в неё ряд изменений. Первая часть в форме сонаты - драматическое развитие в направлении Малеровского звукового идеала. Квинты и октавы главной темы отсылают к Брукнеру. В заключительной трети музыка переходит в мажорную тональность, оркестр резко обрывается, и слышится удар гонга - превосходный драматический момент. Главная тема возвращается как лейтмотив в последующих частях. Адажио в тональности ми мажор начинается с развёрнутой темы струнных, которая становится более страстной и повторяется рожками и трубами. Малый и большой барабаны переводят музыку в лихорадочный ритм, но всё заканчивается в более медленном, лирическом настроении. Скерцо первой симфонии сразу стало популярным и самостоятельным элементом концертных программ. Причиной этого стала, возможно, включённая в него народная песня, Ol' kaunis kesäilta ("Был ясный летний вечер"): любая ссылка на финскую тему во времена, когда страна находилась под властью Российской короны, являла собой политический жест и пробуждала национальные чувства. Самая заметная тема финала позднее получила развитие в наиболее известной театральной музыке Мелартина, Праздничном марше к спектаклю "Принцесса Руусунен" (Спящая красавица). Финал симфонии - яркий пример приверженности композитора к контрапункту для связи воедино нескольких мотивов.
Cимфония №2 ми минор op.30/2
Вторая Симфония формально одночастная. И, хотя её легко условно разделить на традиционные четыре части, Мелартин не сделал этого. Фактическая форма воспроизводит одночастную структуру лучше, позволяя композитору развивать музыкальные темы сквозь границы условных частей. Премьера симфонии состоялась в Хельсинки 1 февраля 1905; (симфония была фактически закончена в предыдущем году). Автор утверждался как симфонический композитор. Сам Мелартин представил исчерпывающий тематический анализ своей новой симфонии в периодическом издании Finsk Musikrevy. Темы, хотя и не программные, ясно описаны композитором как, например, "угрожающий мотив," "мотив сражения," "мотив крика о помощи," "одинокая осенняя мелодия" и "агрессивная тема." Агрессивная тема, основная в первой части, возникает позднее ещё несколько раз. Тема, появляющаяся в Анданте, очень сходна - даже гармонически - с побочной темой первой части Шестой Симфонии, написанной 20 лет спустя. Скерцо в ми миноре идёт в оживленном темпе, замедляющемся в мажорном Трио. В конце Скерцо возвращается зловещая начальная тема. Главную тему финала композитор сам отмечал как национальный Карельский напев.
Cимфония №3 фа мажор op.40
Третья по структуре и выразительным средствам ближе к миру Первой Симфонии. Атмосфера её двойственна: яркие фрагменты сочетаются с мрачными мотивами. Премьера Симфонии состоялась в 1907. В следующем году композитор внёс в неё ряд изменений. Мелартин избежал прямых сравнений с Сибелиусом, придерживаясь избранного способа выражения, в котором симфония должна была содержать, если не "целый мир," по крайней мере, "целую Финляндию", хотя в симфонии и нет никаких фольклорных цитат. "Брукнерианская" главная тема первой части возникает далее в каждой части симфонии. Аллегро модерато многогранно: воздушным струнным тремоло и тихим моментам противостоят драматические переходы, в которых главная тема появляется то в мажоре, то в миноре. В первой части много медных духовых. Мрачное Анданте открывается гармоническим континуумом для духовых. После главной кульминации звучит траурный марш, вызывающий ассоциации со скорбными процессиями у Малера. Над маршем великолепно парит главная тема. Скерцо, вопреки обычной практике, не является беззаботной интермедией, но самой весомой частью всего произведения с запоминающимися темами и Трио с главенствующими тромбонами. Финал симфонии, Ларго - также "Малеровский", однако далёк от гигантских симфонических финалов Малера во многих отношениях - хотя бы потому, что довольно короток. Несмотря на его медленный темп, финал объединяет нити симфонии и показывает основные темы всех предыдущих частей.
Cимфония №4 ми мажор op.80 "Летняя"
Премьера четвёртой Симфонии состоялась в 1913, на два года позже 4-й Сибелиуса, вызвавшей глубокое смущение в музыкальном мире. Произведение Мелартина было принято намного лучше, будучи ясным по мысли и настроению, тем более что симфония содержала национальные мотивы и прямую цитату из известного "Летнего Гимна". Четвертая Симфония вообще считается одной из самых мастерских работ Мелартина и является, без сомнения, самой популярной. Она также и самая продолжительная. Первая версия, вероятно, длилась около часа, но автор позднее несколько её сократил. Аллегро модерато солнечное с воздушной и ритмичной главной темой. Однако, не всё так радужно: побочная тема неожиданно развивается в страстный и драматический марш, который прерывается в его высшей точке. После внушительной паузы первая часть завершается тихими аккордами струнных. Вторая часть, Скерцо, оживленна. Трио приносит традиционное спокойствие в эту игривость, увеличенную сольными литаврами и ксилофоном. Особенность Анданте - трио певиц, исполняющих народную песню. Солирующая скрипка играет пылкую романтическую тему. Задумчивый мотив сопрано основан на "Арии березы" из оперы "Айно", законченной композитором тремя годами ранее. Вторая песня, исполняемая трио, является красиво стилизованной народной песней. Финал - крепкое рондо. Литавры и струнные по-новому развивают мотив главной темы симфонии. Сквозь ясный финал проходят несколько тем, после чего торжественным хором звучит "Летний Гимн". Хотя его мелодия имеет шведское происхождение, она хорошо известна всем финнам и несет национальный романтический подтекст.
Симфония №5 ля минор op.90 "Sinfonia brevis"
Пятая Симфония, премьера которой состоялась в январе 1916, имеет подзаголовок Симфония бревис, хотя это полноценная четырёхчастная симфония, длящаяся более получаса. Пятая - наиболее ясная по характеру симфония Мелартина: тихие, низкие, тёмные звучания настолько преобладают в первых трех частях, что светлый финал лишь частично снимает мрачное настроение. Музыка, однако, не меланхолична; даже в самые тихие моменты она медитативна. В ней также есть страстные всплески. Первые две и последние две части играются без разрыва. Воздушная главная тема и и отрывочные побочные вновь возникают в заключительных частях. В первой части имеется намёк на тему гимна, который затем главентсвует в финале. Модерато заканчивается тихой кодой пиццикато для виолончели и контрабаса, переходя в Анданте, где Мелартин умело размывает тональность фигурациями деревянных духовых. Третья часть - задумчивая интермедия вместо обычного Скерцо. Его особенность - тема народной песни, играемая засурдиненными скрипками. Финал - сражение между фугой с четырьмя темами и гимном, намёк на который появлялся в первой части. Начинаясь в медленном темпе, музыка подходит к большой кульминации, после которой тема гимна и фуга чередуются, и победа гимна величественно завершает симфонию. Финал ярко демонстрирует мастерство Мелартина в области контрапункта.
Симфония №6 op.100
Последняя из завершённых симфоний Эркки Мелартина была закончена в 1924 и представлена публике в следующем году на концерте в честь 50-летия композитора. Новые тенденции начала 1920-х не прошли мимо Мелартина и нашли своё отражение в этой самой модернистской его Симфонии: у неё нет единой тональности (тональный центр 1-й части - до, 2-й - до-диез, 3-й - ре, 4-й - ми-бемоль), присутствуют большие гармонические группы (особенно в первой части), нет народных мотивов. Тем не менее, мелодизм присутствует в значительной степени. Первоначально, работа имела подзаголовок "Симфония Элементов", проводя сравнение с четырьмя элементами: землёй, водой, воздухом и огнём. Композитор в итоге сам отклонил эту интерпретацию, подчёркивая, что музыка в природе абсолютна. Первая часть появляется из первобытной темноты в тихом остинато контрабаса, которое превращается в целотонный шестизвучный аккорд. Главная тема, исполняемая валторнами, и пересекающая её побочная - явные Малеровские реминисценции. Хроматическая вторая побочная тема страстна и не поддаётся тональной идентификации. Важным гармоническим компонентом первой части является тритон. Тематически небогатая вторая часть отделяет слушателя от экспансивной первой. Дважды повторяется главная тема. Возникает неясный японский мотив в параллельных квартах, но остается без дальнейшего развития. Пентатонная тема Скерцо (Аллегро) также не повторяется. В Скерцо появляется тритонный мотив первой части, но не главная тема Симфонии.
В финале оригинальная центральное положение занимает главная тема. Финал мелодически богат, прежде всего в изящном кантабиле побочной темы, исполняемой в высоком регистре виолончели. Симфония заканчивается торжественно.
Использован текст статьи Осмо Тапио Райхалы из Finnish Music Quarterly magazine №1/2000
Большое спасибо за это ценнное дополнение к коллекции Погружения! Я полагаю, вы правы - во всяком случае, то, что я знаю у Мелартина мне кажется интересней Сибелиуса.
Ну, во всяком случае, Мелартин, возможно, имел бы ничуть не меньше оснований претендовать на роль музыкальной надежды нации, родись он лет на десять пораньше. Впрочем, я не знаю, заботило ли его это вообще.
6-ая такая классная...Мистичная, контрапунктичная...А духовые-то как трактуются...Похоже на Пауля Хиндемита...и нет никаких финнских плясок...С китайскими мелодиями какими-то...Чудесно!!!!Финны меня дико радуют в последнее время.
Это что-то фантастически прекрасное.Музыка светится просто вся,похожа на северное небо с быстрыми белыми облаками,пронзительно голубое... Ничем Сибелиусу не уступает,и даже превосходит,наверное.Музыка жизни. Спасибо огромное
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".