для скрипки, aльта, виолончели, кларнета, валторны, фагота и ф-но
[13] Прибаутки (1914)
1. Корнило 2. Наташка 3. Полковник 4. Старец и заяц
Галина КАЛИНИНА сопрано
[14] Рэгтайм для 11 инструментов (1918)
Ансамбль солистов (оркестра) Большого театра Александр ЛАЗАРЕВ
Это пластинка Мелодии, переизданная на СД (по лицензии) на дальнем Западе, но по стандартам далеко не западным - всего по одному треку на каждое произведение и без указания имени певицы (имена солистов оркестра отсутствовали и на пластинке). Перед выкладкой разбил на треки Историю солдата и Септет; все треки прописаны (по-английски). Помимо сканов, относящихся к диску, приложены также сканы конверта пластинки, где имеется подробное содержание диска и весьма информативный текст комментария. Время записи - между 1978 г, когда этот ансамбль был создан Александром Лазаревым, и годом выпуска пластинки (1981), то есть, по всей вероятности, 1980 г.
Могу добавить, что слушал полную запись Истории солдата с сопроводительным русским текстом между оркестровыми номерами, возможно, от автора (?). Очень впечатляло, гораздо больше чем только оркестровые сюиты без текста! Есть ли у кого-то такая запись? Стоило бы выложить! "...Аминь!..."
Мое первое знакомство с этим сочинением произошло еще до каких-либо записей, на концерте в МЗК, и именно в полной версии, с Геннадием Рождественским. Текст (перевод с французского оригинала) читал Агамиров, причем делал это блестяще, ритмизируя свое чтение. Жаль, что эта версия осталась незаписанной.
А Вы попробуйте поискать эту запись "Истории" - наверняка была в фонотеке консерватории, поскольку я её слушал не в концерте, а в фонограмме, по рукам разошедшейся в копиях. И у Геннадия Николаевича можно поинтересоваться - он свои записи когда-то бережно сохранял; не исключено, что у кого-то и осталась. А исполнение было очень впечатляющим!!!
Самый утонченный, на мой взгляд, это Дебюсси и Равель все-таки. А Стравинский слишком технологичен для утонченности, а в свой ранний период слишком радикален.
У Стравинского на один текст (уртекст) - 3-4 контекста (архетипических, символических, стилистических и т.д.). Дебюсси и Равель - утонченные поэты "потока образов" в музыке, Стравинский же - композитор-виртуоз целых культурных парадигм, архитектоники смысловых пластов (русская языческая архаика, эллинский трагедийный этос, вечные библейские символы, европейская эстетика игрового-экспериментального начала и т.д.) и стилей как выражений особых мироощущений, которые то переплетаются в немыслимых ранее, но художественно-убедительных сочетаниях ("Эдип-царь", "Потоп", "Похождения повесы", "Байка", "Свадебка", Симфония псалмов, Скрипичный концерт и т.д.), то ярко высвечивают облюбованный аспект (например, в "Пульчинелле", "Мавре" или "Поцелуе феи") в совершенно новом и неотразимом освещении. Я не знаю другого композитора, который работал бы на таком же высоком мета-концептуальном уровне после Моцарта! Уже не говоря о неповторимой индивидуальности и супер-рафинированном вкусе Стравинского как несравненного мастера композиции, эпохального новатора инструментовки, работы с формой, открывателя новых музыкальных горизонтов, творца бесконечно отточенных и неповторимых произведений, самодостаточных "вещей в себе" (вспомним хотя бы Три пьесы для струнного квартета)!
В 2002 г. мне довелось посетить концерт Канадской оперной компании в Хаммингбёрд-Центре (Торонто), где исполняли "Эдип-царь" и Симфонию псалмов (дирижёр - Бернхард Контарски) - потрясение от этого события до сих пор живо в моей памяти! Экзистенциальный напор этой музыки (срывание масок, отверзание Сути) особенно впечатляет тем, что достигается не натиском симфонической мощи, как у Малера или Шостаковича, а очень тонкими "фазовыми переходами второго рода" - смещение ритмических акцентов, изменение инструментовки, возникающие необъяснимо, но совершенно органично новые тематические элементы и т.д., при сохранности "базового течения" музыки...
Для меня величие Стравинского, среди прочего, в его отрешённости - в его музыке полно энергии, но отсутствует возбуждение (признак животной импульсивности), дионисийские аффекты (как и у Баха) всегда пропущены через фильтр аполлонической уравновешенности. Эта отрешенность давала ему несравненною ясность при его изощренных операциях с образом, концепцией, формой, техникой и стилем в процессе композиции. При этом его импульс-вектор всегда был создание новой красоты...
Красиво написали, Асафьев отдыхает Но все же вставлю свои пять копеек. На мой взгляд, Стравинский очень умело компилировал различные музыкальные композиторские достижения прошлых лет и удачно компилировал все то, что подходило его творческому темпераменту, но при этом на всем ставя свою узнаваемую индивидуальную печать. В результате получались интертекстуальные композиции с изощренным композиционным письмом и детально проработанной инструментовкой. И в этом его плюс. В этом качестве в какой-то мере, действительно, Стравинского можно сравнивать с Моцартом, у которого великое множество произведений базировалось на тех же принципах. А во всем остальном есть огромная разница: Стравинский напрочь был лишен какого-либо мелодического дарования, а на одной технике и компиляторском мастерстве далеко не уедешь, что и привело его, в конце концов, к единственному спасительному кругу в позднем творчестве - додекафонии - как возможность не оказаться в полном творческом тупике. Естественно, что он тут же развил целую словесную теорему (без которых он просто жить не мог; вообще, грузить всех подряд как и почему он сочиняет - это тоже одно из любимых сторон его творчества) в свое оправдание, чтобы никому не подумалось о простом творческом кризисе. А что у Моцарта? - а у Моцарта, наоборот, в конце жизни небывалый всплеск творческих сил, шедевр за шедевром, а если сравнивать их по годам, то это тоже не в пользу будет Стравинского. Потом Моцарт сочинял достаточно непосредственно, во многом используя старые или, так скажем, одни и те же формы, но наделяя их неповторимым интонационным ароматом и яркими мелодиями, льющимися непосредственно. Стравинский же после так называемого русского пути пошел по пути во многом умозраительного "изгнания" всей романтической составляющей в своих партитурах, порой вплоть даже до исключения струнных из оркестра как представителя всего чувственного и эмоционального в музыке. И во многом его произведения теряют романтическую активность и инструментальную диалектику, а взамен получается какая-то неорганическая схема, идет поворот от построений по громкости и тембру звука к бесцветному линейному пространству в основе которой динамизм и механическая отрешенность. Но тем не менее и "Царь-Эдип" и Симфония псалмов замечательны сами по себе, но вот "Похождения повесы", откровенно говоря, на слух уже слабоваты. И здесь говорить о какой-либо утонченности не приходится ,это все-таки больше подходит к эстетическому восприятию музыки, а у Стравинского все довольно размыто с этим. Да и творческие периоды у него порой разнятся так, что стилистика варварской "Весны священной" ничто не напоминает, скажем, стилистику "Заупокойных песнопении".
Уважаемый Симон, Вы почему-то ухватились за сравнение Стравинского с Моцартом, которое я сделал только в одном аспекте - свобода оперирования весьма многообразными музыкальными идиомами и стилями! Как и у Прокофьева, мелодический дар Стравинского соответствовал его индивидуальности (так же, как не стоит ожидать от Шёнберга мелодизма a la Bizet). Мастерство Стравинского - не "компиляторское", как Вы его назвали, а в высшей степени самобытное: обращение к разным стилям лишь подчеркивает эту самобытность. Сквозь всё разнообразие стилистических черт непобедимо сверкает уникальная индивидуальность автора, что делает его музыку (русского и неоклассицистского периодов) мгновенно узнаваемой! Стравинский как бы показывает - можно сочинять в любом стиле и оставаться собой...
Что касается позднего сериалистского периода Стравинского, то там тоже есть прекрасные вещи ("Потоп" - шедевр)! Вопрос в способности понимания слушателем додекафонического языка и авангардной музыки в целом. Для тех кто вырос на Мюрае, Апергисе, Шаррино, Штокхаузене и т.д. это не составит труда.
Вообще, немного больше благожелательности, уважения и доверия к изучаемому композитору никогда не повредит. ""Похождения повесы", откровенно говоря, на слух уже слабовато" - говорите Вы о самой репертуарной опере (написанной в 20-м веке) за последние 60 лет!
Вы упоминаете "романтическую активность и инструментальную диалектику" (чем бы они ни были!) "утраченную" Стравинским, хотя я писал, что "Для меня величие Стравинского, среди прочего, в его отрешённости - в его музыке полно энергии, но отсутствует возбуждение (признак животной импульсивности), дионисийские аффекты (как и у Баха) всегда пропущены через фильтр аполлонической уравновешенности." То, что было основой творческого метода и характернейшей чертой индивидуальности Стравинского, Вы вменяете ему в вину!
Наконец, не стоит путать Стравинского-художника и Стравинского-личность. Личность ни у кого не совершенна, в силу временности и порочности самой её природы (эго) - самоутверждение за счет противопоставления себя другим... "Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень"...
Уважаемый Компонист, я же, как и писал выше, рискнул вставить всего лишь "свои пять копеек", т.е. свое видение творчества Стравинского. Оно же не претендует на исключительность. Мастерство Стравинского само по себе не компиляторское, а компиляторское имеется в виду творческие методы, когда берутся старые модели, сдираются с них все ветки с листьями и нанизываются новые - уже с "харизмой" Стравинского.
Насчет способности понимания "додекафонического языка", - во-первых, у меня есть немалый слушательский опыт, во-вторых, додекафония - это не музыкальный язык, а одна из техник композиции. И я не совсем понял какая связь между авангардной и додекафонной музыкой? В технике додекафонии писали и Шостакович, и Бриттен, и Кшенек, и даже Копленд с Барбером. А авангард это уже несколько другая вещь, не связанная с композиционными техниками, а это просто отдельное направление в музыки. Но если брать авангард, как Вы говорите, в целом, то там тоже есть отдельные талантливые вещи, а есть целая гора мусора. Так что Стравинский в 12-тоновом своем периоде тоже остается Стравинским, другое вопрос насколько он преуспел в этом.
А я ничего и не говорю про раскрученность "Похождения повесы", это имеет место быть, но ведь и "Набукко" у Верди тоже является довольно слабой вещью при всей ее частоте и известности на сценических площадках.
Я не вменяю ему в вину "отрешенность" и "отсутствия возбужденности", просто лично для меня не все интересно в его после-русском-периоде, а почему - я выше написал. Или скажу так: я до сиз пор не многое принял у него.
Это - да. Личность не надо путать с творчеством. А то этак мы будем судить Джезуальдо не по его музыке, а по его криминальным делам, а Прокофьева - по его "вне системным связям" с женщинами.
Вы пишете - "додекафония - это не музыкальный язык, а одна из техник композиции." + "И я не совсем понял какая связь между авангардной и додекафонной музыкой?"
- Озвученная в произведении техника додекафонии превращается в особый экспрессивный язык, форму упорядоченной атональности. Атональность - основа подавляющей части авангардизма в музыке (кроме минимализма). Поэтому додекафония рассматривается как начало последовательного музыкального авангардизма. (Avant-garde music takes in almost all of the last's century's most daring trends, each stemming from a desire to break with tradition. Through the dodecaphonic explorations of Arnold Schoenberg, the free jazz of Ornette Coleman or the experimental performances of John Cage, the genre has forged an identity at once protean, rich and prolific. http://www.montrealjazzfest.com/artists/features/feature-avant-garde.aspx
The revolutionary value of serialism, that began with "dodekaphonie" (whose idea was later extended to other musical "parameters" such as timbre, pitch, duration, register), was to usher in a methodic deconstruction of tonality. - Piero Scaruffi. History of Avantgarde Music - http://www.scaruffi.com/avant/cpt1.html).
"...авангард это уже несколько другая вещь, не связанная с композиционными техниками" (?????!!) - авангард в музыке - разрыв с традицией, попытка найти новые выразительные средства за пределами традиционных тональности, метра, тембра, строя, формы и т.д. Арсенал авангарда - это как раз многообразные композиционные техники - свободная атональность, упорядоченная атональность (додекафония), недодекафонический сериализм, алеаторика, конкретная музыка, спектрализм, микротональность, флуксус, минимализм, экспериментализм и т.д.
"Похождения повесы" - не просто популярная опера, а многослойный шедевр, беспощадная сатира на земную жизнь в рабстве у страстей, показывающая их пустоту и безумие (финальная сцена в Бедламе). Музыкальный язык оперы - также мощное достижение Стравинского в плане последовательного применения контрапунктических техник, линеарного понимания гармонии, которое логически привело его к увлечению сериализмом в его позднем периоде.
В качестве резюме: воспринимать музыку Стравинского на уровне стилистических и технических компонентов - очень поверхностно. Глубина и красота этой музыки раскрываются тогда, когда она воспринимается просто как музыка, как органическое целое, без внемузыкальных reference points (точек сравнения). Не спрашивайте повара об ингридиентах его кулинарного шедевра - просто наслаждайтесь изысканным вкусом блюда!
- "Озвученная в произведении техника додекафонии превращается в особый экспрессивный язык, форму упорядоченной атональности".
Да не техника додекафонии имеет язык, а произведение, основанное на 12-тоновой системе, иногда приобретает экспрессивное звучание, экспрессивный язык. Но техника додекафонии тоже разная бывает: есть строгая, где из интервалов "разрешено" использоваться только септимам и малым секундам, а есть не строгая, где используются консонирующие интервалы. А эта прямо влияет на доступность музыкального языка, т.е. что-то становится экспрессивным, а что-то очень даже лиричным.
- "Атональность - основа подавляющей части авангардизма в музыке (кроме минимализма). Поэтому додекафония рассматривается как начало последовательного музыкального авангардизма".
Да не додекафония есть начало авангардизма. Вообще что есть авангардизм как таковой? Это явление, существовавшее около 20 - максимум 25 лет, и начавшее в виде своего рода манифеста против всего традиционного в музыке, застывшего, закоснелого, там был еще и антифашистский мотив, так как это было послевоенное время. А с чем ассоциировалось все устаревшее и застывшее в музыке? - Конечно же, с тональными режимами - минор-мажором. А что к началу авангардного движения в конце 40-х годов было самым радикальным в музыке? - Естественно, что додекафония была самой радикальной техникой, о чем и писал, к примеру, в своих манифестах Лейбовиц и кричал на каждом углу Булез. Но как только авангард пришел в движение, то сразу же появилась и алеаторика через Лукас Фосса, математика через Ксенакиса, сонорика через Пендерецкого и масса всего остального другого. Лишь бы был полный разрыв со всем традиционным и тональным. А потом докатились и до дышания хоров в микрофон Atemzuge Шнебеля, или "случайной" музыки Штокхаузена. Кстати, некий манифест всего этого был отражен в работе Адорно "Философия новой музыки", где как раз он и рассуждает о причинах возникновения авангарда, в том числе через неприятие всего немецко-классицистско направленного в музыке. Но такая музыкальная вакханалия долго не могла продолжаться, и в начале 70-х наступил тяжелый кризис авангарда после чего он практически сошел на нет. А додекафония как была так и осталась, ей уже почти сто лет. А авангард оказался не состоятельным явлением, он изжил себя, т.к. нельзя всю жизнь противопоставлять себя чему-то и подводить бесконечные теоремы под это, надо еще обладать и музыкальной самодостаточностью.
- "Похождения повесы" - не просто популярная опера, а многослойный шедевр, беспощадная сатира..."
Я знаю людей, которые приходили к пониманию Стравинского только через много десятилетий. Значит и я, может быть, не дорос.
- "В качестве резюме: воспринимать музыку Стравинского на уровне стилистических и технических компонентов - очень поверхностно."
Я воспринимаю музыку Стравинского именно как музыку, а не через технические его компоненты. Мне нравятся его "русские" балеты", а также "Пульчинелла", "Орфей", опера "Царь-Эдип", "Свадебка", Персефона" многие произведения для оркестра, обожаю форт. переложение "Петрушки" и концерт для 2-х фортепиано, принимаю "заупокойные песнопения", нравятся концерт 1924 года, каприччио для форт. и оркестра и Думбартон нравятся. Октет, кстати говоря, хорош и симфония в памяти Дебюсси. Это уже немало. Так что не надо меня подозревать в нелюбви к творчеству Игорю Федоровичу.
А вообще чУдно сам Стравинский исполнял "Историю солдата", я помню, все так проартикулированно весьма. Кстати, Стравинский и на фортепиано играл прилично, помню есть запись концерта для 2-х фортепиано, записанная им и его сыном - замечательно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".