Elly Ameling (soprano) Helen Watts (contralto) Werner Krenn (tenor) Tom Krause (bass) Marius Rintzler (bass)
Wiener Akademie-Chor Stuttgarter Kammerorchester KARL MUNCHINGER, 1965
Tracklist
01. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Sinfonia (4:10) 02. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Adagio (5:10) 03. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Duetto (T,B) con Choro: Kommt, eilet und laufet (5:18) 04. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Recitativo (A,S,T,B): O kalter Männer Sinn (1:24) 05. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Aria (S): Seele, deine Spezereien (12:01) 06. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Recitativo (T,B,A): Hier ist die Gruft (1:12) 07. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Aria (T): Sanfte soll mein Todeskummer (6:55) 08. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Recitativo (S,A): Indessen seufzen wir (0:58) 09. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Aria (A): Saget, saget mir geschwinde (7:14) 10. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Recitativo (B): Wir sind erfreut (0:48) 11. BWV 249 [Oster-Oratorium]. Chorus: Preis und Dank (2:47) 12. BWV 10. Chorus: Meine Seele erhebt den Herren (4:10) 13. BWV 10. Aria (S): Herr, du stark und mächtig bist (7:04) 14. BWV 10. Recitativo (T): Des Höchsten Güt und Treu (1:25) 15. BWV 10. Aria (B): Gewältige stößt Gott vom Stuhl (3:26) 16. BWV 10. Duetto (A,T): Er denket der Barmherzigkeit (2:04) 17. BWV 10. Recitativo (T): Was Gott den Vätern aller Zeiten (2:25) 18. BWV 10. Choral: Lob und Preis sei Gott dem Vater (1:25)
ПАСХАЛЬНАЯ ОРАТОРИЯ (Oster-Oratorium) BWV 249 ‘Kommt, eilet und laufet, ihr flüchtigen Füße’ (‘Идём, спешим, бежим, веселыми ногами’) на Праздник Воскресения Христова (1-й день Пасхи)
1. Симфония Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo 2. Adagio Oboe I, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo 3. Дуэт [Тенор, Бас] и Хор [С, А, Т, Б] Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo Идём, спешим, бежим! веселыми ногами достигнем гроба, где лежал Иисус! Исполним радостью и ликованием сердца, ибо воскрес Спаситель наш. 4. Речитатив [А, С, Т, Б] Fagotto e Continuo Альт: О, хладные сердца учеников! Где же любовь, какую вы являть Спасителю должны? Сопрано: Вас постыжает слабая жена! Тенор: Ах! сокрушенная печаль Бас: и трепетная сердца мука Тенор, бас: с слезами горькими и полным скорби взором Ему да будут благовоньями и смирной! Сопрано, Альт: Но ваши, как и наши, не нужны усилья. 5. Ария [Сопрано] Flauto traverso o Violino solo, Fagotto e Continuo Душа, помазанье твоё не будет больше погребальным миром, ибо Единый воссиял в венце победном, утишив скорбное томленье. 6. Речитатив [Т, Б, А] Fagotto e Continuo Тенор: Вот гроб Бас: и камень, приваленный к его входу – но где ж Спаситель мой? Альт: Из мёртвых Он воскрес! Нас встретил Ангел, возвестивший нам сие. Тенор: Се, с умилением взираю на пелены одни лежащие. 7. Ария [Тенор] Flauto dolce I/II, Violino I/II, Fagotto e Continuo Так и моё терзанье смертное лишь нежным обернётся забытьем сей плащаницею Твоею, о Иисусе! Там прохладит она меня, и утешительно страданий слёзы отрёт с ланит моих. 8. Речитатив [С, А] Fagotto e Continuo Но воздыхаем мы и пламенно желаем: ах! нам самим скорее бы Спасителя узреть! 9. Ария [Альт] Oboe d'amore, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo Скажите, ах! скорей скажите мне, где обрету я Иисуса, любовь души моей? Явись же, прииди и обыми меня, ибо я без Тебя зело скорблю, как сирота. 10. Речитатив [Бас] Fagotto e Continuo Восторжествуем же, что паки жив наш Иисус! Пусть сердце наше, доселе преисполненное плачем и печалью, мученье (всякое) забудет и изольётся радостною песнью, ибо воскрес Спаситель наш! 11. Хор [С, А, Т, Б] Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo Благодаренье и хвалу Тебе воспеть, о Боже, подобает! Разбиты ад и сатана и их сокрушены врата. Возрадуйтесь, спасённые народы; да взыдет ликованье до небес! Отверзитесь, небесные сияющие своды – Лев от Иуды, победив, приходит!
_______
Известно, что в основу Пасхальной оратории BWV 249 (1734-1736 гг.) легла светская кантата, так называемая "пастушья" (BWV 249а), а в результате родилось одно из прекраснейших духовных творений великого Баха. В первоначальной редакции оратории Бах намечал персонификацию партий (Марии Магдалины, Петра и Иоанна), но это не было осуществлено (во всяком случае, это оспаривается многими исследователями). Бах оставил в оратории сольные номера (арии) кантаты, не обозначая "действующих лиц", — как лирические излияния, связанные с событиями. Присоединил к мужскому дуэту (№ 3) хоровые партии и превратил заключительный квартет в торжественный хвалебный хор. Светлая, идилличная музыка "пастушьей" поздравительной кантаты оказалась весьма уместной в новом произведении. Две инструментальные части (Sinfonia и Adagio) вместе с оживлённым дуэтом-хором открывали теперь как блестящий concerto grosso Пасхальную ораторию, и это зазвучало с экстатической радостью и мистической грустью. Речитативы Бах написал новые: их всего четыре, один из них переходит в ариозо. Три прежние арии (Дорис, Меналька и Сильвии) получают в оратории новый смысл. Две из них можно считать образцами баховской лирики — нежно-печальной (№ 5, Adagio, h-moll, сопрано с флейтой соло) и скорбно-умиротворенной (№ 7, G-dur, тенор с "трепетным" сопровождением флейт и скрипок, "Sanfte soil mein Todeskummer"). Включение иных, часто контрастных эмоций в общий праздничный контекст, как мы знаем, достаточно характерно для Баха. Здесь оно связано с памятью о страданиях, о тихой смертной печали…
КАНТАТА BWV 10 Meine Seel erhebt den Herren (‘Величит душа Моя Господа’) на Праздник Посещения Пресвятой Девой Марией св. Елисаветы
1. Хор [С, А, Т, Б] Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. 2. Aрия [Сопрано] Владыка, сильный в крепости, Господь, Чьё имя свято, – о, как дела Твои чудесны! Ты на моё смирение призрел, Ты сотворил мне столько, что не познать мне и не счесть. 3. Речитатив [Тенор] Се, благость Вышнего и верность на всякое новотворится утро, и изливается всегда на тех, кто на земле с надеждою к Нему взирает и уповает на Него с благоговейным страхом. Напротив, силу Он являет Своей десницы на тех, которые ни холодны, ни горячи в любви и вере, которые слепы, наги и жалки, исполнены надменья и гордыни. Рассеивает мышцею Своею Он таких, как пыль. 4. Aрия [Бас] Бог низвергает величающихся с престолов их в глубины ада; смиренных же Он возвышает, чтоб как небесные светила они стали. Богатых содевает Бог убогими и нищими, а алчущих – дарами исполняет, чтоб в море милости Его они всегда вкушали изобилье и богатство. 5. Дуэт [Альт, Тенор] и Хорал Воспомянул Он милость и воспринял Израиля, отрока Своего. 6. Речитатив [Тенор] Что праотцам Господь предвозвещал и говорил, то и исполнил самым делом. Что, посетив жилище Авраама, Бог с клятвою ему обетовал, то и свершилось в исполнение времён. Распространилось его семя, как на брегу морском песок, умножилось, как звёзды в небесах. Спаситель наш родился, превечное во плоти зрится Слово, род человеческий от всяческого зла и смерти и рабства сатане спасается по величайшей Господа любви, – и сим сбывается исполненное истины и благодати Слово Божье. 7. Хорал [С, А, Т, Б] Violino I e Oboe I/II e Tromba col Soprano, Violino II coll'Alto, Viola col Tenore, Continuo Хвала и слава Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и в вечности. Аминь.
____________________
Сопоставление оригинальных немецких текстов
с их переводами на русский язык
всех произведений И.С. Баха (не только представленных данной выкладкой) можно посмотреть здесь: http://bach-cantatas.com/IndexTexts-Rus-BWV.htm Эта неоценимая работа была выполнена игуменом Петром (Мещериновым)
Действительно, это, пожалуй лучшее исполнение Пасхалной оратории на сегодняшний день. Почему то, все великии обходили ее стороной. На мой взгляд, П.О. - это вершина творчества Баха. Причем, как с религиозной, так и с музыкальной точки зрения. Видимо, мэтры, сознают всю сложность и ответственость исполнения П. О. и просто побаивются ее. Пасхальная оратория великого Баха - устремлена в вечность и не имеет границ, для совершенного исполнения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".